ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются вопросы профессионального роста учителя в образовательной организации, рассматривается роль слаженной и целенаправленной системы управления профессиональным развитием учителя в процессе образовательной деятельности

Ключевые слова:
профессиональный рост учителя, профессиональное развитие педагога, образовательная деятельность, управление профессиональным ростом учителя
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современный период развития России чётко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Российскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. одним из условий эффективного развития российского образования называет повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования [13]. Профессиональное развитие педагога становится условием эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивает качество образования. Стала насущной потребность в обеспечении условий для совершенствования профессиональных компетенций педагога, позволяющих сочетать фундаментальные профессиональные знания и умения, а также творчество в практико-ориентированном исследовательском подходе к разрешению конкретных образовательных проблем.

Термин «профессиональный рост учителя» активно используется в педагогической практике и рассматривается большинством исследователей как совершенствование личностного, предметного, функционального и социального компонентов профессиональной деятельности учителя [1; 3; 6; 7; 8; 10; 11].

Мудрик А.В. характеризует профессиональный рост учителя как самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном, осознанном и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций [7, с. 171-172], а Поташник М.М. – как «цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным, образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников» [10, с. 11].

Левит М.В. указывает, что профессиональный рост учителя – это, с одной стороны, спонтанное, с другой, – целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителем себя самого как профессионала из:

  •  внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;
  •  внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др. [10, с. 12].

Современные исследователи рассматривают профессиональный рост учителя как единый и двусторонний процесс формирования и/или совершенствования профессионально и личностно значимых качеств и способностей [7; 10; 11]. Указанный процесс является непрерывным, динамичным и поэтапным, обеспечивая состояние, при котором учитель осмысливает происходящие в нем профессиональные и личностные изменения [2; 3; 9; 10; 11].

На процесс профессионального роста учителя влияют как внутренние, так и внешние факторы, выступающие в роли «мотиваторов». Первые обусловлены противоречиями между уровнем притязаний учителя и его возможностями в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности, а вторые обеспечиваются социумом, который, предъявляя требования к личностным и профессиональным качествам педагогических кадров, заставляет конкретного учителя задуматься о собственном уровне профессионализма. В первом и во втором случаях учитель, в ходе позитивной рефлексии осознав необходимость профессионального роста, осуществляет профессиональное развитие двумя путями [10, с. 14]:

  •  посредством самообразования;
  •  за счет осознанного, обязательно добровольного участия в организованных образовательной организацией или городской методической службой мероприятиях.

Профессиональный рост учителя происходит в ходе его профессионального развития, который рассматривается как целостный и непрерывный процесс жизненного и профессионального самоопределения, творческого совершенствования, продвижения к более высокой квалификации в профессионально-педагогической деятельности [4; 6; 8; 11].

Динамика профессионально-педагогического развития обусловлена влиянием на личность учителя объективных и субъективных факторов, первые из которых характеризуются необходимостью и неопределенностью, а вторые опираются на личностно-профессиональные «приращения».

Активной составляющей и отправной точкой профессионального роста учителя является его субъектный опыт, являющийся личностным образованием, отражающим стремление к преобразованиям в своей профессиональной деятельности [5]. Стимулирующая роль субъектного опыта учителя в процессе его профессионального развития опирается на такие компоненты, как профессиональная компетентность, личностный потенциал, педагогическая рефлексия; способствует достижению вершин самосовершенствования и профессиональной успешности в процессе саморазвития.

Профессиональный рост учителя связывают с формированием механизмов субъективного контроля в профессиональной деятельности педагогов [5; 8; 10; 12]. Акцентируется внимание на субъектной гармонизации творческой индивидуальности педагога в процессе его профессионального роста, которая характеризуется как гармонизация позиции субъекта инновационной профессиональной деятельности и позиции субъекта практико-ориентированной деятельности [5].

Следует отметить, что профессиональный рост учителя характеризуется как процесс совершенствования и интеграции педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих позитивное профессионально-личностное развитие, базирующееся на субъектном опыте, направленное на решение задач качества образования, на достижение обучающимися качественных образовательных результатов.

Профессиональный рост учителя будет осуществляться более успешно, если он обеспечивается слаженной, целенаправленной системой управления этим процессом в образовательной организации.

Управленческо-методическое сопровождение профессионального роста учителя в процессе образовательной деятельности обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  •  процесс управления профессиональным ростом учителя осуществляется на основе реализации системного, личностно деятельностного, компетентностного, акмеологического, андрагогического, рефлексивного, ресурсного, средового, технологического подходов, выстраивается соответственно принципам субъектности, активности обучения, проблемности обучения, индивидуализации обучения, рефлексивности, актуализации результатов обучения;
  •  модель управления профессиональным ростом учителя в образовательной организации разрабатывается на основе анализа содержания, структурных и функциональных компонентов педагогического развития, возможностей осуществления методической работы в образовательной организации;
  •  технология управления профессиональным ростом учителя представляется как интегративная, развивающая, профессионально-образовательная технология, обеспечивающая совершенствование профессиональных компетенций, знаний и умений учителя, его готовности к созданию условий для достижения качества образования;
  •  результативность управления определяется совокупностью педагогических условий, связанных с созданием единого научно-методического образовательного пространства как открытой развивающей профессиональной образовательной среды, находясь в которой, личность педагога могла бы выбрать собственную траекторию развития, определить содержание, формы, методы, варианты своего профессионального развития, где особое место уделяется методической работе в образовательной организации, включающей проектирование индивидуальной программы профессионального развития учителя, обосновывающей индивидуальное пространство профессионального становления, ориентированной на решение актуальных для него профессиональных проблем, а также развитие устойчивой мотивации к непрерывному повышению квалификации, непрерывному профессиональному развитию.
Список литературы

1. Аллаяров З.А. Личностно-профессиональное развитие учителя: теория и практика средового подхода [Текст] / З.А. Аллаяров. - Уфа: Инеш, 2016. - 138 с.

2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиППРО, 2004. - 116 с.

3. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Безниско Е.Д. - Ростов-на-Дону, 2007. - 171 с.

4. Белоусова Т.В. Внутришкольное управление как фактор стимулирования профессионального развития учителя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2002. - 247 с.

5. Жиляева В.М. Управление развитием субъектности учителя в условиях образовательного учреждения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Жиляева В.М. - Курск, 2006. - 237 с.

6. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кирдянкина С.В. [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т]. - Хабаровск, 2011. - 198 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 2000. - С. 171-172.

8. Писарева Л.И. Факторы профессионального роста учителя в Германии: индивидуальная траектория образования и педагогической деятельности [Текст] / Л.И. Писарева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 88-99.

9. Пискун Л.Г. Внутришкольное управление профессиональным развитием учителя: На примере гимназии г. Дудинки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2000. - 141 с.

10. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.

11. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях реализации профессиональных и образовательных стандартов: методическое пособие [Текст] / [Афанасьева Н.В., Дорофеева О.И., Игнатьева А.С. и др.; научные редакторы: Н.В. Афанасьева, О.И. Дорофеева]; Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования. - Вологда: Вологодский ин-т развития образования, 2015. - 94 с.

12. Судариков Д.В. Управление становлением профессионализма учителя в условиях модернизации образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Судариков Д.В. - Томск, 2010. - 205 с.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.

Войти или Создать
* Забыли пароль?