PROFESSIONAL ADVANCEMENT OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL ACTIVITY: CONCEPTUAL AND MANAGERIAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explores the topic of professional advancement of teachers in the setting of educational institutions and the role of coordinated and goal-oriented management system for teachers’ professional development

Keywords:
professional advancement of teachers, professional development of teachers, educational activity, management of teachers’ professional advancement
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современный период развития России чётко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Российскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. одним из условий эффективного развития российского образования называет повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования [13]. Профессиональное развитие педагога становится условием эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивает качество образования. Стала насущной потребность в обеспечении условий для совершенствования профессиональных компетенций педагога, позволяющих сочетать фундаментальные профессиональные знания и умения, а также творчество в практико-ориентированном исследовательском подходе к разрешению конкретных образовательных проблем.

Термин «профессиональный рост учителя» активно используется в педагогической практике и рассматривается большинством исследователей как совершенствование личностного, предметного, функционального и социального компонентов профессиональной деятельности учителя [1; 3; 6; 7; 8; 10; 11].

Мудрик А.В. характеризует профессиональный рост учителя как самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном, осознанном и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций [7, с. 171-172], а Поташник М.М. – как «цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным, образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников» [10, с. 11].

Левит М.В. указывает, что профессиональный рост учителя – это, с одной стороны, спонтанное, с другой, – целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителем себя самого как профессионала из:

  •  внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;
  •  внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др. [10, с. 12].

Современные исследователи рассматривают профессиональный рост учителя как единый и двусторонний процесс формирования и/или совершенствования профессионально и личностно значимых качеств и способностей [7; 10; 11]. Указанный процесс является непрерывным, динамичным и поэтапным, обеспечивая состояние, при котором учитель осмысливает происходящие в нем профессиональные и личностные изменения [2; 3; 9; 10; 11].

На процесс профессионального роста учителя влияют как внутренние, так и внешние факторы, выступающие в роли «мотиваторов». Первые обусловлены противоречиями между уровнем притязаний учителя и его возможностями в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности, а вторые обеспечиваются социумом, который, предъявляя требования к личностным и профессиональным качествам педагогических кадров, заставляет конкретного учителя задуматься о собственном уровне профессионализма. В первом и во втором случаях учитель, в ходе позитивной рефлексии осознав необходимость профессионального роста, осуществляет профессиональное развитие двумя путями [10, с. 14]:

  •  посредством самообразования;
  •  за счет осознанного, обязательно добровольного участия в организованных образовательной организацией или городской методической службой мероприятиях.

Профессиональный рост учителя происходит в ходе его профессионального развития, который рассматривается как целостный и непрерывный процесс жизненного и профессионального самоопределения, творческого совершенствования, продвижения к более высокой квалификации в профессионально-педагогической деятельности [4; 6; 8; 11].

Динамика профессионально-педагогического развития обусловлена влиянием на личность учителя объективных и субъективных факторов, первые из которых характеризуются необходимостью и неопределенностью, а вторые опираются на личностно-профессиональные «приращения».

Активной составляющей и отправной точкой профессионального роста учителя является его субъектный опыт, являющийся личностным образованием, отражающим стремление к преобразованиям в своей профессиональной деятельности [5]. Стимулирующая роль субъектного опыта учителя в процессе его профессионального развития опирается на такие компоненты, как профессиональная компетентность, личностный потенциал, педагогическая рефлексия; способствует достижению вершин самосовершенствования и профессиональной успешности в процессе саморазвития.

Профессиональный рост учителя связывают с формированием механизмов субъективного контроля в профессиональной деятельности педагогов [5; 8; 10; 12]. Акцентируется внимание на субъектной гармонизации творческой индивидуальности педагога в процессе его профессионального роста, которая характеризуется как гармонизация позиции субъекта инновационной профессиональной деятельности и позиции субъекта практико-ориентированной деятельности [5].

Следует отметить, что профессиональный рост учителя характеризуется как процесс совершенствования и интеграции педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих позитивное профессионально-личностное развитие, базирующееся на субъектном опыте, направленное на решение задач качества образования, на достижение обучающимися качественных образовательных результатов.

Профессиональный рост учителя будет осуществляться более успешно, если он обеспечивается слаженной, целенаправленной системой управления этим процессом в образовательной организации.

Управленческо-методическое сопровождение профессионального роста учителя в процессе образовательной деятельности обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  •  процесс управления профессиональным ростом учителя осуществляется на основе реализации системного, личностно деятельностного, компетентностного, акмеологического, андрагогического, рефлексивного, ресурсного, средового, технологического подходов, выстраивается соответственно принципам субъектности, активности обучения, проблемности обучения, индивидуализации обучения, рефлексивности, актуализации результатов обучения;
  •  модель управления профессиональным ростом учителя в образовательной организации разрабатывается на основе анализа содержания, структурных и функциональных компонентов педагогического развития, возможностей осуществления методической работы в образовательной организации;
  •  технология управления профессиональным ростом учителя представляется как интегративная, развивающая, профессионально-образовательная технология, обеспечивающая совершенствование профессиональных компетенций, знаний и умений учителя, его готовности к созданию условий для достижения качества образования;
  •  результативность управления определяется совокупностью педагогических условий, связанных с созданием единого научно-методического образовательного пространства как открытой развивающей профессиональной образовательной среды, находясь в которой, личность педагога могла бы выбрать собственную траекторию развития, определить содержание, формы, методы, варианты своего профессионального развития, где особое место уделяется методической работе в образовательной организации, включающей проектирование индивидуальной программы профессионального развития учителя, обосновывающей индивидуальное пространство профессионального становления, ориентированной на решение актуальных для него профессиональных проблем, а также развитие устойчивой мотивации к непрерывному повышению квалификации, непрерывному профессиональному развитию.
References

1. Allayarov Z.A. Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelya: teoriya i praktika sredovogo podhoda [Tekst] / Z.A. Allayarov. - Ufa: Inesh, 2016. - 138 s.

2. Afanas'eva T.P., Nemova N.V. Professional'noe razvitie kadrov municipal'noy sistemy obrazovaniya. Kniga 1. Razvitie professional'nogo masterstva pedagogicheskih kadrov: Metodicheskoe posobie [Tekst] / Pod red. N.V. Nemovoy. - M.: APKiPPRO, 2004. - 116 s.

3. Beznisko E.D. Samoobrazovanie kak uslovie lichnostno-professional'nogo rosta uchitelya: dissertaciya ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Beznisko E.D. - Rostov-na-Donu, 2007. - 171 s.

4. Belousova T.V. Vnutrishkol'noe upravlenie kak faktor stimulirovaniya professional'nogo razvitiya uchitelya: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - M., 2002. - 247 s.

5. Zhilyaeva V.M. Upravlenie razvitiem sub'ektnosti uchitelya v usloviyah obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: dissertaciya ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zhilyaeva V.M. - Kursk, 2006. - 237 s.

6. Kirdyankina S.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo rosta uchitelya: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kirdyankina S.V. [Mesto zaschity: Dal'nevost. gos. gumanitar. un-t]. - Habarovsk, 2011. - 198 s.

7. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika [Tekst] / A.V. Mudrik. - M., 2000. - S. 171-172.

8. Pisareva L.I. Faktory professional'nogo rosta uchitelya v Germanii: individual'naya traektoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Tekst] / L.I. Pisareva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2016. - № 6. - S. 88-99.

9. Piskun L.G. Vnutrishkol'noe upravlenie professional'nym razvitiem uchitelya: Na primere gimnazii g. Dudinki: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - Sankt-Peterburg, 2000. - 141 s.

10. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoy shkole: metodicheskoe posobie [Tekst] / M.M. Potashnik. - M.: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2009. - 448 s.

11. Razvitie professional'noy kompetentnosti uchitelya v usloviyah realizacii professional'nyh i obrazovatel'nyh standartov: metodicheskoe posobie [Tekst] / [Afanas'eva N.V., Dorofeeva O.I., Ignat'eva A.S. i dr.; nauchnye redaktory: N.V. Afanas'eva, O.I. Dorofeeva]; Departament obrazovaniya Vologodskoy oblasti, Vologodskiy institut razvitiya obrazovaniya. - Vologda: Vologodskiy in-t razvitiya obrazovaniya, 2015. - 94 s.

12. Sudarikov D.V. Upravlenie stanovleniem professionalizma uchitelya v usloviyah modernizacii obrazovaniya: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Sudarikov D.V. - Tomsk, 2010. - 205 s.

13. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg.

Login or Create
* Forgot password?