ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Обновление российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на формирование умений исследовательской деятельности. Научно-исследовательская, поисковая деятельность являются важными формами обучения в школе нового типа. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения

Ключевые слова:
школа нового типа, научно-исследовательская деятельность, поисковая деятельность, метод проектов, познавательная самостоятельность учащихся
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Методика проектов развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, умение работать с различной информацией, обеспечивает успешное усвоение знаний, стимулирует мыслительную деятельность, повышает интерес к предмету, позволяет индивидуализировать образовательный процесс. В ходе выполнения проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе организации работы над проектами реализуются задачи образовательного процесса:

  1.  Образовательные: вовлечение каждого школьника в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся, выявление умений и способностей работать самостоятельно.
  2.  Развивающие: развитие интереса к предмету, формирование навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора.

3. Воспитательные: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Главный результат в применении метода проектов – компетентность учащихся в области учебного предмета, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде, создание презентаций.

Исследовательская работа формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика. Этот метод предполагает формирование научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект – это всегда творчество учащихся.

Методика проектной деятельности, ее основные этапы.

  1.  Организационный. Перед участниками проекта ставится значимая проблема, требующая решения. Учащиеся включены в реальную учебную и творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
  2.  Формирование проектных групп. Идет распределение задач между членами группы. Определяются источники и литература по теме.
  3.  Планирование. Составление индивидуальных планов работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации. Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные).
  4.  Исследование. Сбор информации. Источниками информации: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, книги, периодические издания, Интернет. Обработав информацию, готовятся выводы.
  5.  Отчёт. Формы отчета: доклад, альбом, выставка, реферат, презентация и т. д.
  6.  Публичная презентация проекта.
  7.  Оценивание. Критерии: уровень знаний; степень ответственности; самостоятельность, способность углубить тему; оригинальные подходы в изучении темы; способность работать в коллективе, своевременность выполнения работы; четкость и аккуратность в выполнении отчета.

 

Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. На каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

На уроках и внеурочной деятельности я использую следующие приемы: вовлекаю детей в проектную деятельность, создаю проблемную ситуацию, предлагаю опережающие задания, воображаемое путешествие, написание сообщений, рефератов, подготовка презентаций. Использую нетрадиционные формы уроков: семинар по защите творческих проектов, урок-путешествие, урок-экскурсия (уроки истории в 7-9 классах, изучение культуры Отечества и родного края). Использую групповую форму работы. Класс делится на микрогруппы, как правило, группа состоит из 3-5 человек. Например, в 7- 8 классах при изучении тем «Культура России», класс делится на микрогруппы. Они проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее, Московскому Кремлю, готовят презентации и выступления о представителях культуры. Коллективная форма используется и при выполнении проектов, исследовательских работ. Особый интерес представляют исследовательские проекты по изучению истории родного края. Учащиеся 5-9 классов работали над проектом «Моя малая Родина». Основой для работы над проектом послужило то, что наш поселок имеет богатое историческое прошлое. Работа над проектом проводилась в сентябре-ноябре 2016 года. Конечным продуктом проекта стала презентация об истории села, создание буклета. В 2017 году учащиеся 5-11 классов работали над проектом, посвящённым 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал, развивают познавательный интерес к предмету.

В результате системного использования проектно-исследовательской деятельности обучающиеся стали победителями и призерами, участниками районных, республиканских, всероссийских конкурсов.

Список литературы

1. Важенин А. Г. Конспекты уроков по истории России XIX века: методическое пособие. - М.: Владос-Пресс, 2001.

2. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2006

3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся / История. - 2007. - № 23. - С. 39-42.

Войти или Создать
* Забыли пароль?