DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AT LESSONS OF HISTORY AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Design and research activity of pupils is stated in the standard of education. Updating of Russian education focuses modern school on development of informative independence of pupils, on formation of abilities of research activity. Research, search activities are important forms of education at school of new type. The project is considered as an effective way of the developing and problem training.

Keywords:
school of new type, research activity, search activity, method of projects, informative independence of pupils.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Методика проектов развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, умение работать с различной информацией, обеспечивает успешное усвоение знаний, стимулирует мыслительную деятельность, повышает интерес к предмету, позволяет индивидуализировать образовательный процесс. В ходе выполнения проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе организации работы над проектами реализуются задачи образовательного процесса:

  1.  Образовательные: вовлечение каждого школьника в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся, выявление умений и способностей работать самостоятельно.
  2.  Развивающие: развитие интереса к предмету, формирование навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора.

3. Воспитательные: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Главный результат в применении метода проектов – компетентность учащихся в области учебного предмета, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде, создание презентаций.

Исследовательская работа формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика. Этот метод предполагает формирование научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект – это всегда творчество учащихся.

Методика проектной деятельности, ее основные этапы.

  1.  Организационный. Перед участниками проекта ставится значимая проблема, требующая решения. Учащиеся включены в реальную учебную и творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
  2.  Формирование проектных групп. Идет распределение задач между членами группы. Определяются источники и литература по теме.
  3.  Планирование. Составление индивидуальных планов работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации. Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные).
  4.  Исследование. Сбор информации. Источниками информации: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, книги, периодические издания, Интернет. Обработав информацию, готовятся выводы.
  5.  Отчёт. Формы отчета: доклад, альбом, выставка, реферат, презентация и т. д.
  6.  Публичная презентация проекта.
  7.  Оценивание. Критерии: уровень знаний; степень ответственности; самостоятельность, способность углубить тему; оригинальные подходы в изучении темы; способность работать в коллективе, своевременность выполнения работы; четкость и аккуратность в выполнении отчета.

 

Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. На каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

На уроках и внеурочной деятельности я использую следующие приемы: вовлекаю детей в проектную деятельность, создаю проблемную ситуацию, предлагаю опережающие задания, воображаемое путешествие, написание сообщений, рефератов, подготовка презентаций. Использую нетрадиционные формы уроков: семинар по защите творческих проектов, урок-путешествие, урок-экскурсия (уроки истории в 7-9 классах, изучение культуры Отечества и родного края). Использую групповую форму работы. Класс делится на микрогруппы, как правило, группа состоит из 3-5 человек. Например, в 7- 8 классах при изучении тем «Культура России», класс делится на микрогруппы. Они проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее, Московскому Кремлю, готовят презентации и выступления о представителях культуры. Коллективная форма используется и при выполнении проектов, исследовательских работ. Особый интерес представляют исследовательские проекты по изучению истории родного края. Учащиеся 5-9 классов работали над проектом «Моя малая Родина». Основой для работы над проектом послужило то, что наш поселок имеет богатое историческое прошлое. Работа над проектом проводилась в сентябре-ноябре 2016 года. Конечным продуктом проекта стала презентация об истории села, создание буклета. В 2017 году учащиеся 5-11 классов работали над проектом, посвящённым 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал, развивают познавательный интерес к предмету.

В результате системного использования проектно-исследовательской деятельности обучающиеся стали победителями и призерами, участниками районных, республиканских, всероссийских конкурсов.

References

1. Vazhenin A. G. Konspekty urokov po istorii Rossii XIX veka: metodicheskoe posobie. - M.: Vlados-Press, 2001.

2. Voronina G. A. Elektivnye kursy: algoritmy sozdaniya, primery programm: prakticheskoe rukovodstvo dlya uchitelya. - M.: Ayris-press, 2006

3. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' uchaschihsya / Istoriya. - 2007. - № 23. - S. 39-42.

Login or Create
* Forgot password?