г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ББК 6529 Экономика предприятия (фирмы)
В условиях конкурентной среды эффективность работы предприятия, возможности его устойчивого развития требуют тщательного ее изучения с целью выявления доминирующих факторов и условий, в которых предприятию приходится работать. Однако в научной литературе на сегодняшний день не существует как единого подхода к разграничению среды функционирования предприятия, так и к классификации факторов конкурентной среды. В статье уточнена классификация факторов конкурентной среды с выделением такого классификационного признака как «стабильность деятельности» и предложен перечень факторов, который в условиях быстроизменяющейся конкурентной среды может быть изменен, что развивает методологию структурного анализа конкурентной среды, позволяет сосредоточить внимание на доминирующих факторах, сдерживающих устойчивое развитие предприятия, и своевременно использовать инструменты адаптивного управления.
эффективность работы предприятия, среда функционирования предприятия, устойчивое развитие предприятия, факторы конкурентной среды, адаптивное управление.
Введение. Для устойчивого развития предприятию необходимо четко определить цели своего существования, алгоритм последовательных действий, способы и методы их достижения, т.е. разработать механизм (механизм устойчивого развития), который позволит не только адаптироваться к условиям среды, но и эффективно развиваться. Для разработки механизма устойчивого развития предприятия требуется определить единый методический подход к вопросу разграничения среды функционирования предприятия и классификации факторов конкурентной среды, кроме того, необходимо определить доминирующие факторы и условия, в которых предприятию приходится работать.
Основная часть. При изучении деятельности предприятия его существование и функционирование рассматриваются в рамках некоторой среды, порождающей условия и факторы, влияющие на его деятельность.
На основе анализа ряда публикаций, трудов отечественных и зарубежных ученых: Дж. Р. Эванса, Б. Бергмана, Г. Амстронга, Ф. Котлера, В.И. Сергеева, М.А. Ладной, В.Н. Стаханова и др. по данному вопросу выявлено, что на сегодняшний день не выработан единый подход к определению четкого разграничения среды функционирования предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Подходы к разграничению среды функционирования предприятия
Авторы |
Трактовка |
Дж. Р. Эванс, Б. Бергман, В.П. Грузинов, Д.Д. Костоглодов, В.Н. Стаханов |
Рассматривают окружающую среду как единое целое |
Л.В. Осипова, И.М. Синяева |
Разграничивают экономическое пространство на общую среду, рабочую среду, и внутреннюю среду |
Ф. Котлер, Г. Амстронг, К. Келлер, |
Авторы рассматривают окружающую среду с позиции логистического менеджмента, основываясь на разграничении ее на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду) |
О.С. Виханский |
Подразделяет среду функционирования предприятия на три составляющие: макроокружение, непосредственное окружение, а также внутреннюю среду, которая не представляет интереса |
Источник: составлено авторами
Тем не менее, при неоднозначности определений среды функционирования в зависимости от подходов, речь идет об одной и той же совокупности воздействующих на предприятие условий и факторов, имеющих лишь некоторые различия в содержательном аспекте.
Следовательно, эффективность работы предприятия, особенности функционирования, его устойчивое развитие предопределяют необходимость исследования и целесообразность конкретизации доминирующих факторов и условий, в которых ему приходится работать, с целью принятия эффективных управленческих решений, направленных на устранение возможных угроз либо на приспособление к ним, т.е. проявлению адаптационных свойств системы управления предприятием.
В результате изучения ряда публикаций по рассматриваемой тематике, а также проведенного ретроспективного анализа факторов установлено, что на сегодняшний день нет единого методического подхода по вопросу классификации факторов, большинством ученых все факторы среды функционирования предприятия, тем или иным образом влияющие на его деятельность, рассматриваются относительно маркетинговой ориентации: факторы внешней среды и факторы внутренней среды (табл. 2 и 3). При этом, согласно результатам проведенного консультационной фирмой МсKinsey исследования установлено, что 85 % факторов, влияющих на эффективность функционирования предприятия, являются внутренними и только 15 % – приходится на внешние факторы.
Таблица 2
Классификации факторов, влияющих на эффективность работы предприятия
Авторы |
Факторы |
Классификация по признаку сферы действия (по источникам происхождения) |
|
С.П. Бурланков, Л.Г. Наумова, Е.И. Копачева, Г.В. Савицкая |
Внешние, внутренние |
О.Н. Беленов, И.Б. Береговая |
Макроэкономические, микроэкономические |
Классификация по признаку продолжительности действия (характеру проявления) |
|
С.П. Бурланков, Л.Г. Наумова |
Временные, постоянные |
Е.И. Копачева, Г.В. Савицкая, Т.В. Крамин |
Постоянные; временные; эпизодические |
Е.И. Копачева, Г.В. Савицкая, Т.В. Крамин, Ван Хорн, К. Джеймс |
Циклические; нециклические |
Классификация по признаку специализации |
|
С.П. Бурланков |
Общие, специфические |
О.Н. Беленов, И.Б. Береговая |
Общие, специализированные |
Классификация по признаку состава (по внутренней структуре) |
|
С.П. Бурланков |
Сложные, простые |
Л.Г. Наумова, Е.И. Копачева, Г.В. Савицкая, Т.В. Крамин |
Элементарные, комплексные |
Классификация по признаку возможности измерить |
|
Л.Г. Наумова |
Количественные, качественные |
Классификация по признаку назначения |
|
И.Б. Береговая |
Факторы влияния, обеспечения, развития |
Классификация по признаку характера действий |
|
Л.Г. Наумова |
Позитивные, негативные, нейтральные |
О.Н. Беленов |
Благоприятные, неблагоприятные |
Классификация по признаку типа конкурентного преимущества |
|
О.Н. Беленов |
Ресурсные, операционные, стратегические |
Источник: составлено авторами
Таблица 3
Ретроспективный анализ факторов, влияющих на деятельность предприятий
Период |
Событие |
1840-е года |
Направление марксизм основывается на экономическом детерминизме. Все изменения, возникающие в государстве, обществе, побуждаются только двумя факторами: экономическим и социальным. |
1901 год |
В США опубликован первый отчет, который можно назвать маркетинговым исследованием, «Отчет промышленной комиссии по продажам сельскохозяйственной продукции», в котором был проведен первый анализ рынка. Согласно его положениям, именно два фактора влияют на успешную деятельность предприятия: объем, какой оно выпускает; цена, устанавливаемая на продукцию. |
1920-е года |
Уэсли Клэр Митчелл: «Хозяйственная деятельность предприятия находится под влиянием факторов, связанных с бесчисленными изменениями в природе, политике, науке, так и в сфере самого народного хозяйства. Каждый фактор явления в любой момент находится под влиянием других факторов и сам влияет на них». |
1984 год |
Филип Котлер опубликовал книгу «Основы маркетинга», в которой дал фундаментальную классификацию факторам, используемая как основная классификация до настоящего времени. Согласно классификации все факторы разделяются на факторы микросреды (внутренние) и макросреды (внешние). |
Источник: Составлено авторами
Классификация факторов по признаку |
Факторы, влияющие на имиджевую составляющую предприятия |
1. Привлечение долгосрочных инвестиций; 2. Использование импортной техники и оборудования; 3. Отставание технического уровня от мирового; 4. Уровень физического и морального износа основных производственных фондов; 5. Проведение политики импортозамещения; 6. Природоохранные мероприятия. |
1. Транспортные издержки, связанные с удаленностью предприятия от основных рынков сбыта; 2. Сезонный характер спроса на продукцию. |
Факторы, влияющие на изменение баланса «готовой продукции» предприятия |
1. Необходимость в получении лицензии; 2. Длительность сроков получения разрешительной документации; 3. Нормативное регулирование; 4. Состояние конъюнктуры рынка; 5. Ограниченность пропускной способности существующей инфраструктуры; 6. Возможность освоения новых сегментов рынка; 7. Способность удовлетворить растущий спрос на рынке; 8. Политическая и международная ситуация в стране и мире. |
Факторы, влияющие на осуществление деятельности |
Рис. 1. Классификация факторов конкурентной среды
Выводы. Комплексная оценка влияния внешних и внутренних факторов конкурентной среды с выявлением доминирующих, на которых необходимо сосредоточить внимание, служит методологической и информационной базой для формирования механизма устойчивого развития предприятия.
1. Ладная М.А. Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг // Проблемы современной экономики: материалы II Международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 1-5.
2. Бабушкина Е.А. Управление эффективностью компании [Электронный ресурс]. Режим доступа - http: //www.cfin.ru/management/strategy/competit/efficiency_factors.shtml (дата обращения: 05.09.2017).
3. Филип Котлер. Перевод с английского В.Б. Боброва Основы маркетинга. М.: Изд. "Прогресс", 1991. 657 С.
4. Бекренев И.В., Лозовская Я.Н. Методические аспекты формирования адаптивного механизма устойчивого развития предприятия на основе целевого комплексного подхода // Вестник Российского университета дружбы народов. Секция: Экономика. 2017. Т. 25. № 2. С. 233-241.