МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рамках рассмотрения методов принятия управленческих решений на основе технологий организационного управления анализируются модели управления жизненным циклом организации Дж. Дэвиса, Чандлера А.Д., Дж. Гарднера, Г. Липпитта, У. Шмидта, А. Дауна, Ливехуда Б., Глазла Ф., Б. Скотта, Л. Грейнера, У. Торберта, Ф. Лидена, Д. Чилда, Д. Каца, Р.Кана, И. Адизеса, Дж. Кимберли, Дж. Гелбрэйта, Р. Куинн, К. Камерона, Н. Черчилл, У.Льюиса, Р. Дафта, Д. Миллера, П. Фризена и др., отражающие вопросы социологии управления, и их влияния на эффективность развития организации. Рассмотрены достоинства и недостатки существующих подходов к классификации моделей жизненного цикла организации. Предложена авторская модель оценки необходимости осуществления изменений в организации на различных этапах ее жизненного цикла.

Ключевые слова:
методы управления, организация, модели, социологические исследования.
Текст

В общей системе методов управления в менеджменте (рис. 1) важное место занимают методы управления на основе технологий организационного управления [1].

В свою очередь, среди методов управления на основе технологий организационного управления (рис. 1) одно из ключевых мест занимают методы на основе моделей управления жизненным циклом организации.

 

Рис. 1. Группы методов управления на основе технологий организационного управления

 

Рассмотрение методов на основе сетевых моделей получило отражение, в частности, в работе [2]. Исследованию процессов развития методов управления на основе матрицы распределения административных задач управления (РАЗУ) посвящены, например, материалы работы [3]. Использованию информационно-технологической модели управления (ИТМУ) в принятии решений посвящена работа [4].

Методы на основе моделей управления жизненным циклом организации с полной уверенностью можно отнести к методам социологического управления, ибо любые изменения в организации любого масштаба (от малых и средних предприятий до государств и наднациональных формирований) от одной стадии жизненного цикла к другой определяются, в том числе, результатами социологических исследований.

Применительно к менеджменту организации социологические исследования можно рассматривать как систему логически выстроенных последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур социологии для получения научно-практических знаний о происходящих и ожидаемых социальных явлениях, и процессах в управляемой системе.

Результаты систематизации наиболее известных модели жизненного цикла организации, используемых в управлении на основе социологических исследований, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модели жизненного цикла организации, используемые при принятии управленческих решений

Автор модели, год создания

Название модели

1

Дж. Дэвис (1961 г.)

Модель депривации (рост разрыва между ожиданиями и реальными условиями) [5]

2

Чандлер А.Д. (1962 г.)

Модель «Стратегия определяет структуру» [6] 

3

Дж. Гарднер (1965 г.)

Модель жизненного цикла организации, учитывающая ее психологический и физический возраст [7]

4

Г. Липпитт, У. Шмидт (1967 г.)

Модель «Управленческое участие» [8]

5

А. Даун (1967 г.)

Модель «Движущие силы роста» [9]

6

Ливехуд Б. и Глазл Ф. (1969 г., 1993 г.)

«Теория динамичного развития предприятия» [10]

7

Б. Скотт (1971 г.)

Модель «Стратегия и структура» [11]

8

Л. Грейнер (1972  г.)

Модель «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» [12] 

9

Д. Чайлд (1972 г.)

 Четырехфазная модель развития организации «основание  –   формализация и систематизация – дифференциация – концентрация и интеграция» [13]

10

У. Торберт (1974 г.)

Модель «Ментальность членов организации» [14] 

11

Ф. Лиден (1975 г.)

Модель «Функциональные проблемы» [15] 

11

Д. Кац, Р. Кан (1978 г.)

Модель «Организационная структура» [16] 

 

12

И. Адизес (1979 г.)

Модель «Теория жизненных циклов организации» [17]

13

Дж. Кимберли, Р. Майлс (1980 г.)

Модель «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» [18] 

14

Дж. Гелбрэйт (1982 г.)

Модель «Стадии развития и бизнес-идеи, определяющие основную за­дачу, подлежащую выполнению, и необходимую организационную структуру» [19]

15

Р. Куинн, К. Камерон (1983 г.)

«Интегративная модель» [20]

 

16

Н. Черчилл, У. Льюис (1983 г.)

Модель «Пять стадий развития – пять факторов менедж­мента» [21]

17

Р. Дафт

Модель «изменения во внешней среде – изменения организации – изменения в отношениях на межличностном уровне» [22]

18

Д. Миллер,  П. Фризен (1984 г.)

Модель «Траектории развития организации» [23]

19

К. Смит, Т. Митчелл, К. Саммер (1985)

Модель «Правил развития организации, определяющих стадии ее жизненного цикла» [24]

20

Е. Шейн (1985 г.)

Модель клинических исследований («интеграционных клинических интервью») или «Модель развития корпоративной культуры» [25]

21

Е. Фламхольц (1986 г.)

«Семистадийная модель развития, сопровождающегося критическими проблемами на каждой стадии» [26]

22

Р. Казаньян (1988 г.)

«Модель последовательного доминирования» [27]

23

С. Хэнкс (1990 г.)

Модель структуры жизненного цикла организации с учетом таксономических исследований конфигураций стадий роста [28]

24

К. Бляйхер (1991 г.)

Шестифазная модель развития предприятия. Фазы: пионерская, раскрытия рынка, диверсификации, активизации, кооперации, реструктуризации [10]

24

Пумпин К., Пранге Д. (1991 г.)

«Менеджмент развития предприятия, согласованный с правилами поведения при кризисах» [29]

25

Т.Ю. Базаров (1996 г.)

 Модель «Процессуальность и стадийность развития организации» [30]

26

Л. Данко (1997 г.)

Модель циклов развития организации (циклов развития бизнеса) в системе «возраст организации – масштабы организации» [31]

27

Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницина (1998 г.)

Социокультурная модель жизненного цикла организации [32]

28

Г. Минцберг (2001 г.)

Модель создания эффективной организации [33]

29

Лестер Д., Парнелл Дж., Каррагер А. (2003 г.)

Эмпирическая шкала измерения стадий жизненного цикла организации и модель прогнозирования ее развития [34]

30

Хо Ф. (2006 г.)

Модель исследования факторов, осложняющих развитие организации на различных этапах ее жизненного цикла [35]

 

            Необходимо отметить, что существует достаточное количество примеров классификации факторов, вызывающих изменения в организации.

            Классическим примером такой классификации моделей жизненного цикла организации, раскрывающей содержание движущих силдальнейшего развития организации, является классификация К. Пумпина и Д. Пранге [29] (табл. 2).

Таблица 2

Классификации моделей жизненного цикла организации К. Пумпина и Д. Пранге

Класс моделей

Характеристика класса

Авторы моделей

1

Модели метаморфоз

Предполагают, что в организации в течение времени происходят
скачкообразные изменения

Б. Ливехуд [10], С. Клиффорд [36], Г. Минцберг [33], К. Бляйхер [10]

2

Кризисные модели

Предполагают, что в ходе роста организации достигается определенный предел, который знаменует переход к следующей фазе развития

Г. Липпитт, У. Шмидт [37],

А. Аргенти[38], Г. Альбах [39], К. Бляйхер[10]

3

Модели развития рынка

Предполагают, что внешние факторы жизненного цикла рынка и продукции принуждают организации к преобразованию

Т. Левит [40], Б. Джеймс [41]

 

4

Модели структурных изменений

Предполагают, что вследствие роста организации происходят изменения, как в ее структуре, так и в системе менеджмента организации

А. Чандлер [6], Б. Скотт [11], Л. Грейнер [12], Г. Минтцберг [33], Н. Чурчилл, К. Левин [43]

5

Модели изменения поведения

Предполагают, что эндогенные силы изменения менталитета, инновационное поведение и другие внутренние факторы вносят изменения в культуру организации

Свайн, Тукер [44], Адиц [44], Н. Миллер [45]

 

6

Изменение основных задач управления

Предполагают, что изменение основных задач управления влекут за собой организационные трансформации

Г. Липпитт, У. Шмидт [37], Глазл Ф., Ливехуд Б. [10]

7

Модели изменения необходимых лидерских характеристик

Предполагают, что изменение условий функционирования организации влечет за собой изменения необходимых лидерских качеств, а это в свою очередь приводит к структурным и иным изменениям в организации

И. Адизес [17]

8

Модели изменении организационной культуры и ценностных установок

Предполагают изменение привычных и разделяемых
сотрудниками ценностей, норм и правил
поведения, становящихся препятствиями к адаптации организации к изменившейся внешней
среде и формирование на этой основе нового организационного устройства путем реализации процесса непрерывного или ступенчатого перевода организации на новые, более совершенные способы принятия решений, новые формы взаимоотношений и
внутри организации, и с внешней средой

Т. Базаров [30], Б. Ливехуд [10]

 

Можно отметить, что представленные в табл. 2 классы моделей жизненного цикла организации К. Пумпина и Д. Пранге, дополненные классами, предложенными Кондратьевым Э.В. [44], не представляют собой непересекающиеся множества – кластеры. То есть не содержат четких границ деления. Как результат – одновременное присутствие одних и тех же моделей в разных классах.

Кроме того, все указанные в табл. 2 модели жизненного цикла организации, с одной стороны, отражают взаимосвязанность внутренних факторов (в том числе под влиянием внешних факторов), фактически демонстрируя вариации изменений в организации (как мягких, так и жестких), описываемых в общем виде с помощью модели 7SMcKinsey (рис. 2).

http://powerbranding.ru/wp-content/uploads/2014/06/McKinsey7S.png

Рис. 2. Модель McKinsey 7S

 

В то же время необходимо отметить, что для проблемы управления организацией важное значение имеет не только взаимосвязь внутренних фактор (рис .1) и типовой сценарий принятия решений по фазам жизненного цикла организации (табл. 1, табл. 2), но и источники информации о возможных вариантах развития организации, определяемые не только внутренними, но и внешними социально-экономическими условиями ее функционирования.   

В этой связи предлагается модельное описание процесса принятия управленческих решений на основе анализа состояния организации на различных этапах ее жизненного цикла с учетом оценок перспектив развития организации сотрудниками.

Предлагаемая модель оценки необходимости (ожидаемой вероятности) изменений в организации на различных этапах жизненного цикла представляет собой функцию вида:

 

где  – вероятность необходимости изменений об организации, обусловленная уровнем компетенций персонала;

  – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная сложившимся характером взаимоотношений в коллективе организации;

  – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная низким уровнем соответствия структуры организации решаемым задачам;

 – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная низким уровнем технологий производства;

 – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная влиянием конкурентной среды (низкими конкурентными позициями предприятия);

  – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная необходимостью адаптации к региональным условиям и к тенденциям развития региона;

  – вероятность необходимости изменений в организации, обусловленная отраслевым развитием;

  – весовые коэффициенты вероятностей   соответственно, удовлетворяющих соотношению  .

Таким образом, предложенная модель учитывает не только субъективные внутренние проблемы (уровень компетенции персонала, характером взаимоотношений в коллективе организации, несоответствием структуры организации решаемым задачам), определяющие необходимость изменений в организации, но и объективные внешние факторы – относительный уровень технологии производства; конкурентные позиции предприятия; необходимость адаптации к региональным условиям и к тенденциям развития региона; характер отраслевого развития.

При этом предложенная модель инвариантна к этапам жизненного цикла организации. 

Список литературы

1. Тебекин А.В. Классификация методов принятия управленческих решений в менеджменте по областям применения. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. - № 4 (19). - С. 57-63.

2. Тебекин А.В., Збировская Е.П., Тебекин П.А. Методы принятия управленческих решений на основе сетевых технологий организационного управления. // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2015. - № 4 (36). - С. 24-31.

3. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Развитие методов принятия управленческих решений на основе матрицы распределения административных задач управления. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 4 (15). - С. 68-74.

4. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Использование информационно-технологической модели управления (ИТМУ) в принятии решений. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 1 (16). - С. 128-135.

5. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: АспектПресс, 1996. - 416 с.

6. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MITPress. 1962.

7. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Т.2. - М.: 2001. - № 5.

8. Hanks S.H. Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. 1990, N 1. P. 1-13.

9. Downs A. The life cycle of bureaus. In: Downs Л. inside Bureaucracy. Little, Brown and Company: San Francisco, CA; p. 296-309, 1967.

10. Глазл Ф., Ливехуд Б. Динамичное развитие предприятия. Как предприятия-пионеры и бюрократия могут: стать эффективными: пер. с нем. Калуга: Духовное познание. 2000. - 264 с.

11. Scott В.R. 1971. Stages of Corporate Development - Part 1. Case No. 9-371-294. Intercollegiate Case Clearing House: Boston, MA.

12. Greiner L.E. 1972. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 50 (4): p. 37-46.

13. Child John «Organisational structure, environment and performance: the role of strategic choice» (1972)

14. Torbert W.R. 1974. Pre-bureaucratic and Post-bureaucratic stages of organization development. Interpersonal Development 5 (1): p. 1-25.

15. Lyden F. 1975. Using Parsons’ functional analysis in the study of public organizations. Administrative Science Quarterly 20(1): p. 59-70.

16. Katz D., Kahn R.L. 1978. The Social Psychology of Organizations. Wiley: N. Y.

17. Adizes I. 1979. Organizational passages - diagnosing and treating lifecycle problems institutionalization. Academy of Management Journal 22 (3): p. 437-457.

18. Kimberly J.R., Miles R.H. 1980. The Organizational Life Cycle. Jossey-Bass: San Francisco: CA.

19. Galbraith J. 1982. The stages of growth. Journal of Business Strategy 3 (1): 70-79.

20. Quinn R. E., Cameron K. 1983. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence. Management Science 29 (1): 33-51.

21. Churchill N., Lewis V. The Five Stages of Small Business Growth // Harvard Business Review. 1983. Vol. 61. N 3. P. 30-50.

22. Ричард Дафт. Менеджмент. 10-е издание. - СПб.: Питер, 2014.

23. MillerD., FriesenP. H. 1984. A longitudinal study of the corporate life cycle. Management Science 30 (10): 1161-1183.

24. Smith K.G., Mitchell T.R., Summer C.E. Top level management priorities in different stages of organizational life cycle // Academy of Management Journal. 1985. Vol. 28. # 4. P. 799-820.

25. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство СПб.: Питер. 2002. 336 с.

26. Flamholtz E.G. 1986. Managing The Transition From An Entrepreneurship To A Professionally Managed Firm. Jossey-Bass: San Francisco, CA.

27. Kazanjian R.К. 1988. Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures. Academy of Management Journal 31 (2): 257-279.

28. Hanks S.H. The Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. - 1990.- I. 1. - P. 1-13.

29. Pumpin С. Prange J. Management der Unternehmensentwicklung. - Frankfurt / New York, 1991. - P. 125.

30. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

31. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций // Менеджмент: век XX - век XXI. М.: Экономистъ, 2004.

32. Поварницына С., Емельянов Е. Психология бизнеса. М.: Дмитрий+Пресс, 1998.

33. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер. 2004. - 512 с.

34. Lester D. L. Organizational Life Cycle : A Five-Stage Empirical Scale / D. L. Lester, J. A. Parnell, A. Carraher // The International of Organizational Analysis. - 2003. -Vol. 11. - N 4. - P. 339-354.

35. Hoy F. 2006. The complicating factor of life cycles in corporate venturing. Entrepre-neurship: Theory and Practice 30 (6): p. 831-836.

36. Karen Fitzgerald«The Quest for Intruder-Proof Computer Systems», «IEEE Spectrum», August, 1989.

37. Lippitt G.L., Schmidt W.A. Crisis in a developing organization Harvard Business Review. 1967. Vol. 45. I. 6. P. 102-112.

38. Балдин К.В., Белугина В.В., Галдицкая С.Н., Передеряев И.И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2007.

39. Мельникова И.Ю., Степанов И.Г. Модель формирования инвестиционной программы предприятия // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - I. 316. - С. 130-134.

40. Theodore Levitt. The Third Sector: New Tactics for a Responsive Society, Amacon Press, 1973.

41. James B.G. The theory of the corporate life cycle //Long Range Planning, April 1974. Vol. 7. I. 2. P. 49-56.

42. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962.

43. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. СПб.: Сенсор. 2000. - 368 с.

44. Кондратьев Э.В. Системно-институциональное развитие управленческого персонала предприятия: теория и эффективность: моногр. / Э.В.Кондратьев - Пенза: ПГУАС, 2012. - 316 с.

45. X. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?