ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТРАКТНОЙ ТЕОРИИ ФИРМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа посвящена анализу отражения в контрактной теории фирм проблем энергопотребления и энергоэффективности производства. По мнению авторов, стоимость заключения энергоконтрактов и их сопровождение существенно может влиять на поведение фирмы. Также в статье выделены энергосервисные договоры и контракты, этапы заключения энергосервисного договора, подходы к определению эффективности энергосервисных договоров и контрактов. Менеджмент фирмы должен включить в процесс планирования и прогнозирования деятельности совокупность энергосервисных договоров и контрактов, заключенных между фирмой и внешними и внутренними контрагентами.

Ключевые слова:
теория фирмы, контрактная теория фирм, энергоконтракт, энергопотребление.
Текст

Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00102.

 

В последние годы острая борьба за энергоресурсы предопределяет альтернативное поведение фирмы и требует оптимизации разнообразных издержек в ходе производственной деятельности. Существенное значение имеет процедура заключения энергосервисных договоров и контрактов для обеспечения деятельности фирмы. Соответственно, необходимы новые глубокие исследования в ракурсе решения данной проблемы.

В теоретической основе изучения выбранной темы является учение Р. Коуза о создании и функционировании фирм [1]. По его мнению, деятельностью предприятия является заключение и выполнение контрактов между предприятием и его внутренними (работники) и внешними (партнеры) контрагентами, а также мониторинг и контроль за выполнением этих контрактов. Как известно, соотношение между уровнем трансакционных и административных издержек определяет границы предприятия.

В русле Jensen и Meckling можно анализировать договорные взаимоотношения менеджеров и собственников энергокомпаний [2]. Предприятие ведет хозяйственную деятельность под руководством управляющего, интересы которого и склонность к риску отличны от соответствующих характеристик акционеров, а информированность об условиях и характере этой деятельности выше, чем у акционеров.

По теории М. Портера результаты деятельности предприятия определяются занимаемой им позицей в отрасли; в городе; по отношению к местной или федеральной администрации [3]. В данном случае, имеется перспектива для изучения взаимоотношений энергокомпаний и государственных и муниципальных органов управления и власти. Следует отметить, что в исследованиях, посвященных рассмотрению контрактных отношений в фирме, категории электроэнергетической сферы, в основном не используются.

Некоторый обзор научных исследований дан в трудах авторов [4], [5].

Решение проблемы изучения роли и значения контрактных отношений находится на стыке различных наук, в частности экономических и правовых наук. В правовой науке договоры, связанные с функционированием электроэнергетической сферы, делятся на такие виды, как договоры и контракты.

Пункт 8 ст. 2 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет энергосервисный договор как договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком [6]. Заказчик и исполнитель по энергосервисному договору являются субъектами инвестиционной деятельности. Определенное значение при заключении энергосервисных договоров имеет соблюдение заказчиком требований действующего законодательства относительно порядка подключения к сетям, наличие соответствующих договоров о присоединении и энергоснабжении, а также всех дополнительных соглашений к ним.

Энергосервисный контракт представляет собой контракт на оказание энергосервисных услуг по монтажу, проектированию, обслуживанию, эксплуатации, финансированию, приобретению, пуско-наладке, ремонту и техобслуживанию энергосберегающего оборудования на одном объекте заказчика или нескольких. И важным является обязательный процесс заключения энергосервисных контрактов через закупочные процедуры.

Участники рыночных отношений в сфере энергоснабжения также могут заключить такие соглашения, как:

– договор об оказании услуг по разработке перечня энергосервисных мероприятий;

– договор поставки энергосервисного оборудования;

– договор подряда на монтаж энергосервисного оборудования;

– договор об оказании услуг по анализу и поддержанию энергосервисных мероприятий и т.д.

Соответственно, отношение «продавец – покупатель энергоуслуг» предполагает создание различных видов организационных структур управления [7]. А множественность в договорном регулировании отношений в сфере энергоснабжения создает риски и неопределённости в реальной практике. Так, экономическая концентрация в рамках фирмы увеличивает уровень негативных тенденций в управлении [8].

В финансово-экономическом плане заключение и сопровождение энергосервисного договоров и контрактов имеет стоимость (цену). Расчет стоимости энергоуслуг затрагивает все виды издержек фирмы.

Любое заключение энергосервисного договора в обобщенном виде проходит ряд этапов, такие как:

  • подготовительно-информационный (разработка проекта мероприятий в сфере заключения энергодоговоров и т.д.);
  • исследовательско-аналитический (анализ энергосберегающих мероприятий и т.д.);
  • рекомендательный (из множества проектов выбирается наиболее оптимальный и т.д.);
  • внедренческий (внедрение энергосервисных мероприятий и т.д.);
  • контролирующий-корректирующий (контроль за ходом выполнения заключенных договоров и т.д.).

На каждом этапе происходит рост транзакционной стоимости.

Как правило, для определения эффективности заключённых энергосервисных договоров и контрактов необходимо сравнивать затраты, связанные с их заключением и сопровождением, и доходы, полученные от них. Не последнюю роль в поведении менеджмента играет наличие рисков и неопределённости.

На менеджмент фирмы оказывают влияние энергосервисные компании, которые могут произвести ценовую «атаку на оказываемые энергосервисные услуги. Но только конкуренция на рынке может стабилизировать цены и повысить качество оказываемых энергосервисных услуг. 

Таким образом, менеджмент фирмы должен включить в процесс планирования и прогнозирования деятельности совокупность энергосервисных договоров и контрактов, заключенных между фирмой и внешними и внутренними контрагентами. Границей заключения соглашений в сфере энергосбережения с внешними контрагентами является превышение внутренних затрат над внешними.

Список литературы

1. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. 1937. N.4.

2. Michael Jensen, William H. Meckling. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure. Journal of Financial Economics, 1976, vol. 3, issue 4, 305-360.

3. Портер М. Природа фирмы / Под редакцией О. Уильямсона и С. Уинтера. М.: Дело. 2001.

4. Бурганов Р.А. Процессы создания институционального поля рынка услуг // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2(26). - С. 26-32.

5. Бурганов Р.А. Институциональные аспекты трансформации сферы услуг: монография / Р.А. Бурганов. - Казань: Казан.гос.энерг. ун-т, 2014. - 200с.

6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ // Российская газета, 2009. 27 ноября.

7. Бурганов Р.А. Институциональная модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 7-12.

8. Бурганов Р.А. О положительных и отрицательных эффектах экономической концентрации // Маркетинг. - 2003. - № 2. - С. 3-9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?