ENERGY CONSUMPTION AND ENERGY EFFICIENCY IN CONTRACT THEORY OF FIRMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The work is devoted to the analysis of the reflection in the contract theory of firms of energy consumption and energy efficiency of production. According to the authors, the cost of the conclusion of energy contracts and their support can significantly affect the behavior of the firm. Also, the article singles out energy service contracts and contracts, stages of signing an energy service contract, approaches to determining the effectiveness of energy service contracts and contracts. The management of the firm should include in the planning and forecasting of activities a set of energy service contracts and contracts concluded between the firm and external and internal counterparties.

Keywords:
theory of firms, contract theory of firms, energy contract, energy consumption.
Text

Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00102.

 

В последние годы острая борьба за энергоресурсы предопределяет альтернативное поведение фирмы и требует оптимизации разнообразных издержек в ходе производственной деятельности. Существенное значение имеет процедура заключения энергосервисных договоров и контрактов для обеспечения деятельности фирмы. Соответственно, необходимы новые глубокие исследования в ракурсе решения данной проблемы.

В теоретической основе изучения выбранной темы является учение Р. Коуза о создании и функционировании фирм [1]. По его мнению, деятельностью предприятия является заключение и выполнение контрактов между предприятием и его внутренними (работники) и внешними (партнеры) контрагентами, а также мониторинг и контроль за выполнением этих контрактов. Как известно, соотношение между уровнем трансакционных и административных издержек определяет границы предприятия.

В русле Jensen и Meckling можно анализировать договорные взаимоотношения менеджеров и собственников энергокомпаний [2]. Предприятие ведет хозяйственную деятельность под руководством управляющего, интересы которого и склонность к риску отличны от соответствующих характеристик акционеров, а информированность об условиях и характере этой деятельности выше, чем у акционеров.

По теории М. Портера результаты деятельности предприятия определяются занимаемой им позицей в отрасли; в городе; по отношению к местной или федеральной администрации [3]. В данном случае, имеется перспектива для изучения взаимоотношений энергокомпаний и государственных и муниципальных органов управления и власти. Следует отметить, что в исследованиях, посвященных рассмотрению контрактных отношений в фирме, категории электроэнергетической сферы, в основном не используются.

Некоторый обзор научных исследований дан в трудах авторов [4], [5].

Решение проблемы изучения роли и значения контрактных отношений находится на стыке различных наук, в частности экономических и правовых наук. В правовой науке договоры, связанные с функционированием электроэнергетической сферы, делятся на такие виды, как договоры и контракты.

Пункт 8 ст. 2 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет энергосервисный договор как договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком [6]. Заказчик и исполнитель по энергосервисному договору являются субъектами инвестиционной деятельности. Определенное значение при заключении энергосервисных договоров имеет соблюдение заказчиком требований действующего законодательства относительно порядка подключения к сетям, наличие соответствующих договоров о присоединении и энергоснабжении, а также всех дополнительных соглашений к ним.

Энергосервисный контракт представляет собой контракт на оказание энергосервисных услуг по монтажу, проектированию, обслуживанию, эксплуатации, финансированию, приобретению, пуско-наладке, ремонту и техобслуживанию энергосберегающего оборудования на одном объекте заказчика или нескольких. И важным является обязательный процесс заключения энергосервисных контрактов через закупочные процедуры.

Участники рыночных отношений в сфере энергоснабжения также могут заключить такие соглашения, как:

– договор об оказании услуг по разработке перечня энергосервисных мероприятий;

– договор поставки энергосервисного оборудования;

– договор подряда на монтаж энергосервисного оборудования;

– договор об оказании услуг по анализу и поддержанию энергосервисных мероприятий и т.д.

Соответственно, отношение «продавец – покупатель энергоуслуг» предполагает создание различных видов организационных структур управления [7]. А множественность в договорном регулировании отношений в сфере энергоснабжения создает риски и неопределённости в реальной практике. Так, экономическая концентрация в рамках фирмы увеличивает уровень негативных тенденций в управлении [8].

В финансово-экономическом плане заключение и сопровождение энергосервисного договоров и контрактов имеет стоимость (цену). Расчет стоимости энергоуслуг затрагивает все виды издержек фирмы.

Любое заключение энергосервисного договора в обобщенном виде проходит ряд этапов, такие как:

  • подготовительно-информационный (разработка проекта мероприятий в сфере заключения энергодоговоров и т.д.);
  • исследовательско-аналитический (анализ энергосберегающих мероприятий и т.д.);
  • рекомендательный (из множества проектов выбирается наиболее оптимальный и т.д.);
  • внедренческий (внедрение энергосервисных мероприятий и т.д.);
  • контролирующий-корректирующий (контроль за ходом выполнения заключенных договоров и т.д.).

На каждом этапе происходит рост транзакционной стоимости.

Как правило, для определения эффективности заключённых энергосервисных договоров и контрактов необходимо сравнивать затраты, связанные с их заключением и сопровождением, и доходы, полученные от них. Не последнюю роль в поведении менеджмента играет наличие рисков и неопределённости.

На менеджмент фирмы оказывают влияние энергосервисные компании, которые могут произвести ценовую «атаку на оказываемые энергосервисные услуги. Но только конкуренция на рынке может стабилизировать цены и повысить качество оказываемых энергосервисных услуг. 

Таким образом, менеджмент фирмы должен включить в процесс планирования и прогнозирования деятельности совокупность энергосервисных договоров и контрактов, заключенных между фирмой и внешними и внутренними контрагентами. Границей заключения соглашений в сфере энергосбережения с внешними контрагентами является превышение внутренних затрат над внешними.

References

1. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. 1937. N.4.

2. Michael Jensen, William H. Meckling. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure. Journal of Financial Economics, 1976, vol. 3, issue 4, 305-360.

3. Porter M. Priroda firmy / Pod redakciey O. Uil'yamsona i S. Uintera. M.: Delo. 2001.

4. Burganov R.A. Processy sozdaniya institucional'nogo polya rynka uslug // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2013. - № 2(26). - S. 26-32.

5. Burganov R.A. Institucional'nye aspekty transformacii sfery uslug: monografiya / R.A. Burganov. - Kazan': Kazan.gos.energ. un-t, 2014. - 200s.

6. Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii. Federal'nyy zakon ot 23 noyabrya 2009 g. N 261-FZ // Rossiyskaya gazeta, 2009. 27 noyabrya.

7. Burganov R.A. Institucional'naya model' vzaimodeystviya nacional'noy ekonomiki i elektroenergetiki // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. - 2016. - T. 4. - № 6. - S. 7-12.

8. Burganov R.A. O polozhitel'nyh i otricatel'nyh effektah ekonomicheskoy koncentracii // Marketing. - 2003. - № 2. - S. 3-9.

Login or Create
* Forgot password?