РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается понятие «научно-исследовательская работа студентов». Статья посвящена анализу организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения в педагогическом вузе

Ключевые слова:
научно-исследовательская работа студентов, компетентностный подход, формы организации учебно-исследовательской работы, научное студенческое общество, интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В последние годы система высшего образования в России претерпевает значительные изменения, связанные с изменениями в общественной, культурной и особенно экономической сферах. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. определено одно из главных условий развития системы высшего профессионального образования – «вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования», что «позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний» [1]. Инновационный характер базового образования должен обеспечиваться, согласно Концепции, реализацией компетентностного подхода. Компетентностный подход предусматривает иное, по сравнению с знаниевым, содержание образования: оно «не сводится к знаниево ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций» [8]. Данный подход, по мнению Г.К. Селевко, предполагает «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [6]. Компетентностный подход находит свое отражение в таких методах подготовки компетентных специалистов как задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, а также в интеграции учебной и исследовательской деятельности студентов. Исследовательская деятельность студентов априори существует в высшей школе, поскольку вуз уже предполагает неразрывное единство образования и науки. Об этой связи еще в 20-е гг. писал выдающийся отечественный педагог С.И. Гессен: «Высшая научная школа, или университет, есть неразделенное единство преподавания и исследования. Это есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование». Студент не просто учится, он занимается наукой. Студенты и преподаватели вместе «двигают науку вперед». Учение и исследование здесь совпадают, и это касается как студентов, через учение приступающих в институте к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение» [2]. Приоритет свободного развития личности и плюрализм в образовании включает два взаимосвязанных аспекта: выбор преподавателем методов обучения и возможность выбора учащимися способов учебно-познавательной деятельности. Разнообразие форм велико, начиная от доклада и заканчивая разработками, имеющими прикладное и научное значение, поэтому исследовательскую работу студентов педагогического вуза можно разделить на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Основной задачей учебно-исследовательской работы студентов является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. Учебно-исследовательская работа студентов выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время, по специальному заданию, в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя. К формам организации учебно-исследовательской работы студентов в педвузе относят: реферирование, выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования, участие в работе курсов по выбору, выполнение и зашита курсовой работы, выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы [3]. Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда, а также собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей. В то же время научно-исследовательская работа студентов, в отличие от учебно-исследовательской работы, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. Научно-исследовательская работа студентов проводится только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами, связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях, участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ [6]. Непосредственно исследовательской деятельности студентов посвящены работы таких ученых как М.Н. Берулава, Г.А. Засобина, И.П. Подласый и др. В.И. Бондарь, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Н.М. Таланчук рассматривают исследовательскую работу студентов как обучение технологии научного труда (методологии): как грамотно обосновать тему и проблему исследования, сформулировать цель, задачи и гипотезу, собрать и проанализировать информацию с помощью различных методов исследования, провести эксперимент, оформить результаты проведенного исследования. Другие ученые (К. Ингенкамп, А.И. Кочетов, Н.С. Пряжников, В. Разумный) полагают, что исследовательская работа студентов – это, прежде всего, обучение их диагностике собственной профессиональной деятельности. И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова под исследовательской деятельностью понимают «специфическую человеческую деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [4]. В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына высоко оценивают роль научно-исследовательской деятельности в вузе и считают её необходимым условием получения научного образования, основным механизмом которого является участие в деятельности научного общества [7]. Научное студенческое общество представляет собой, как правило, сообщество студентов, аспирантов, преподавателей, способствующее совершенствованию подготовки будущих педагогов в процессе научно-исследовательской деятельности. Эта форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации. Студенческие научные общества способствуют созданию единого исследовательского пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса: творческих педагогов, аспирантов, студентов. Преподаватели, проявляя готовность к плодотворному сотрудничеству, демонстрируют личный пример исследовательской активности и компетентности при осуществлении руководства исследовательской деятельностью студентов. Студенты и аспиранты, в свою очередь, осознавая творческий, продуктивный характер исследовательской деятельности, имеют возможность совершенствовать знания методологии педагогических исследований и реализовывать их на практике. Научно-исследовательская деятельность в рамках научного студенческого общества предполагает получение научных результатов фундаментального и прикладного характера. К участию в научном обществе студенты и преподаватели привлекаются на добровольных началах [8]. Каждый вуз стремится к тому, чтобы его выпускники стали не только педагогами-ремесленниками, но и педагогами-исследователями. Ведь главное предназначение педагога, по мнению С.Т. Щацкого, в том, чтобы «быть организатором и в то же время исследователем детской жизни». Поэтому вуз делает попытки организовывать весь педагогический процесс таким образом, чтобы студент был постоянно включен в исследовательскую деятельность. Одним из механизмов такой организации может стать деятельность научного педагогического студенческого общества, которое будет призвано служить реализации творческого потенциала студентов, расширению возможностей приложения интеллектуального потенциала аспирантов и преподавателей вуза. Основные цели такого общества: 1. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования. 2. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогических кадров, развитие их интеллектуального потенциала. 3. Создание организационных и педагогических условий для реализации исследовательских умений и навыков студентов в процессе педагогической научно-исследовательской деятельности. 4. Привитие интереса студентов к активному участию в научно-исследовательской деятельности, формирование умений и навыков в педагогической исследовательской деятельности. 5. Сохранение, поддержание и развитие научной школы вуза. 6. Формирование высоких моральных качеств будущих педагогов-исследователей в духе нравственно-этических норм, присущих отечественной педагогической науке, воспитание патриотического отношения молодежи к отечественной науке. 7. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования. 8. Подготовка совместных публикаций научных руководителей, аспирантов и студентов по результатам проведенных исследований. Важными направлениями деятельности студенческого общества могут стать «Круглые столы» по актуальным проблемам педагогики, студенческие олимпиады, конференции, экскурсии, социально-педагогическое проектирование, выпуск альманахов/студенческих тетрадей, взаимодействие с городскими и региональными студенческими кружками, обществами и т.д. Принимая участие в деятельности студенческого общества, студенты педагогического вуза приобретают и накапливают творческий опыт исследовательской деятельности, являющийся неотъемлемой составляющей педагогического опыта, представляющего собой творческое, активное освоение и реализацию учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт исследовательской деятельности в рамках студенческого общества, подразумевающий освоение и применение на практике знаний методологии, подтверждение результатов педагогической теории на практике, способствующий выявлению наиболее эффективных методов, средств, приёмов усовершенствования и оптимизации педагогического процесса, содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства, выступает в данном случае как особое качество, не существующее вне целостной исследовательской культуры будущего учителя. Таким образом, исследовательская деятельность студенческого общества представляет собой интеграцию учебной и исследовательской деятельности студентов, способствующую реализации компетентностного подхода в высшем образовании.
Список литературы

1. Балашов В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / В.В. Балашов, Г.В. Лагунов, И В. Малюгина. - Ч. 1. - М.: ГУУ, 2002. - 216 с.

2. Бондарь В.И. Дидактика: эффективные технологии обучения студентов / B. И. Бондарь. - К.: Сентябрь, 1996. - 129 с.

3. Боташева А.М. Научно-исследовательская работа студента: учебно-методическое пособие. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2006.

4. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 224-226.

5. Научно-исследовательская работа студента педагогического вуза: методическое пособие / Авторы-составители Болотина Ю.П., Дешеулина Л.Н., Костарева Н.Л., Муртазаева М.М., Филиппова С.Г., Фомин А.П. - СПб.: изд. «ЛЕМА», 2016. - 73 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Тряпицына А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования [Электронный ресурс] // Письма в Emissia.Offline. - 2001. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2001/831.htm

8. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. - Красноярск, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?