Publication text
(PDF):
Read
Download
В последние годы система высшего образования в России претерпевает значительные изменения, связанные с изменениями в общественной, культурной и особенно экономической сферах. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. определено одно из главных условий развития системы высшего профессионального образования – «вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования», что «позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний» [1].
Инновационный характер базового образования должен обеспечиваться, согласно Концепции, реализацией компетентностного подхода. Компетентностный подход предусматривает иное, по сравнению с знаниевым, содержание образования: оно «не сводится к знаниево ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций» [8].
Данный подход, по мнению Г.К. Селевко, предполагает «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [6].
Компетентностный подход находит свое отражение в таких методах подготовки компетентных специалистов как задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, а также в интеграции учебной и исследовательской деятельности студентов. Исследовательская деятельность студентов априори существует в высшей школе, поскольку вуз уже предполагает неразрывное единство образования и науки. Об этой связи еще в 20-е гг. писал выдающийся отечественный педагог С.И. Гессен: «Высшая научная школа, или университет, есть неразделенное единство преподавания и исследования. Это есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование». Студент не просто учится, он занимается наукой. Студенты и преподаватели вместе «двигают науку вперед». Учение и исследование здесь совпадают, и это касается как студентов, через учение приступающих в институте к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение» [2].
Приоритет свободного развития личности и плюрализм в образовании включает два взаимосвязанных аспекта: выбор преподавателем методов обучения и возможность выбора учащимися способов учебно-познавательной деятельности. Разнообразие форм велико, начиная от доклада и заканчивая разработками, имеющими прикладное и научное значение, поэтому исследовательскую работу студентов педагогического вуза можно разделить на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую.
Основной задачей учебно-исследовательской работы студентов является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. Учебно-исследовательская работа студентов выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время, по специальному заданию, в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.
К формам организации учебно-исследовательской работы студентов в педвузе относят: реферирование, выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования, участие в работе курсов по выбору, выполнение и зашита курсовой работы, выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы [3].
Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда, а также собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей. В то же время научно-исследовательская работа студентов, в отличие от учебно-исследовательской работы, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие.
Научно-исследовательская работа студентов проводится только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами, связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях, участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ [6].
Непосредственно исследовательской деятельности студентов посвящены работы таких ученых как М.Н. Берулава, Г.А. Засобина, И.П. Подласый и др.
В.И. Бондарь, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Н.М. Таланчук рассматривают исследовательскую работу студентов как обучение технологии научного труда (методологии): как грамотно обосновать тему и проблему исследования, сформулировать цель, задачи и гипотезу, собрать и проанализировать информацию с помощью различных методов исследования, провести эксперимент, оформить результаты проведенного исследования. Другие ученые (К. Ингенкамп, А.И. Кочетов, Н.С. Пряжников, В. Разумный) полагают, что исследовательская работа студентов – это, прежде всего, обучение их диагностике собственной профессиональной деятельности.
И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова под исследовательской деятельностью понимают «специфическую человеческую деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [4].
В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына высоко оценивают роль научно-исследовательской деятельности в вузе и считают её необходимым условием получения научного образования, основным механизмом которого является участие в деятельности научного общества [7]. Научное студенческое общество представляет собой, как правило, сообщество студентов, аспирантов, преподавателей, способствующее совершенствованию подготовки будущих педагогов в процессе научно-исследовательской деятельности. Эта форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации.
Студенческие научные общества способствуют созданию единого исследовательского пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса: творческих педагогов, аспирантов, студентов. Преподаватели, проявляя готовность к плодотворному сотрудничеству, демонстрируют личный пример исследовательской активности и компетентности при осуществлении руководства исследовательской деятельностью студентов. Студенты и аспиранты, в свою очередь, осознавая творческий, продуктивный характер исследовательской деятельности, имеют возможность совершенствовать знания методологии педагогических исследований и реализовывать их на практике. Научно-исследовательская деятельность в рамках научного студенческого общества предполагает получение научных результатов фундаментального и прикладного характера. К участию в научном обществе студенты и преподаватели привлекаются на добровольных началах [8].
Каждый вуз стремится к тому, чтобы его выпускники стали не только педагогами-ремесленниками, но и педагогами-исследователями. Ведь главное предназначение педагога, по мнению С.Т. Щацкого, в том, чтобы «быть организатором и в то же время исследователем детской жизни». Поэтому вуз делает попытки организовывать весь педагогический процесс таким образом, чтобы студент был постоянно включен в исследовательскую деятельность.
Одним из механизмов такой организации может стать деятельность научного педагогического студенческого общества, которое будет призвано служить реализации творческого потенциала студентов, расширению возможностей приложения интеллектуального потенциала аспирантов и преподавателей вуза. Основные цели такого общества:
1. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогических кадров, развитие их интеллектуального потенциала.
3. Создание организационных и педагогических условий для реализации исследовательских умений и навыков студентов в процессе педагогической научно-исследовательской деятельности.
4. Привитие интереса студентов к активному участию в научно-исследовательской деятельности, формирование умений и навыков в педагогической исследовательской деятельности.
5. Сохранение, поддержание и развитие научной школы вуза.
6. Формирование высоких моральных качеств будущих педагогов-исследователей в духе нравственно-этических норм, присущих отечественной педагогической науке, воспитание патриотического отношения молодежи к отечественной науке.
7. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования.
8. Подготовка совместных публикаций научных руководителей, аспирантов и студентов по результатам проведенных исследований.
Важными направлениями деятельности студенческого общества могут стать «Круглые столы» по актуальным проблемам педагогики, студенческие олимпиады, конференции, экскурсии, социально-педагогическое проектирование, выпуск альманахов/студенческих тетрадей, взаимодействие с городскими и региональными студенческими кружками, обществами и т.д. Принимая участие в деятельности студенческого общества, студенты педагогического вуза приобретают и накапливают творческий опыт исследовательской деятельности, являющийся неотъемлемой составляющей педагогического опыта, представляющего собой творческое, активное освоение и реализацию учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.
Опыт исследовательской деятельности в рамках студенческого общества, подразумевающий освоение и применение на практике знаний методологии, подтверждение результатов педагогической теории на практике, способствующий выявлению наиболее эффективных методов, средств, приёмов усовершенствования и оптимизации педагогического процесса, содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства, выступает в данном случае как особое качество, не существующее вне целостной исследовательской культуры будущего учителя.
Таким образом, исследовательская деятельность студенческого общества представляет собой интеграцию учебной и исследовательской деятельности студентов, способствующую реализации компетентностного подхода в высшем образовании.