Саратов, Саратовская область, Россия
В статье освещены актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Проблемы и пути совершенствования методики проведения антикоррупционной экспертизы.
антикоррупционная экспертиза, нормативно- правовой акт, коррупциогенный фактор, методика проведения антикоррупционной экспертизы.
В связи с принятием законодательной базы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в последние годы происходит масштабное обновление российского законодательства. Тем не менее, остаётся ряд острых проблем, связанных с развитием правовой сферы в части неэффективного построения правовой системы. В связи с этим представляется необходимым принятие базового закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Разработка проекта данного закона ведется в течение многих лет, однако проект федерального закона до сих пор окончательно не подготовлен и не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ. С принятием федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» значительно повысится качество и эффективность проведения антикоррупционной экспертизы.
Проанализировав официальную Методику проведения антикоррупционной экспертизы, следует обратить внимание на ее недостатки. Так в Методике дан исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов и скорее всего эксперт будет сильно ограничен данными рамками. В Методике должны быть предусмотрены технологии, которые способствовали бы обнаружению и устранению нетипичных коррупциогенных факторов. Более того, Методика, утвержденная Постановлением Правительства № 96 от 26.02.2010, всего лишь называет коррупционные факторы, не раскрывая их содержания [3]. На практике требуется методика, применяя которую гарантировало бы обеспечение реализации одного из важнейших принципов антикоррупционной экспертизы – принципа обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов на наличие в них факторов содействующих коррупционным проявлениям [5, c. 109].
Так же действующая Методика не позволяет оценить «объем» коррупционной нормы права, она не показывает возможность использования такой нормы в коррупционных целях. Наличие коррупционных факторов не означает их использование. Объем должен быть просчитан для оценки размера угрозы, создаваемой коррупционностью нормативного правового акта.
Для эффективного проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным субъектам необходимо подготовить методические рекомендации, где следует прописать в виде алгоритма последовательность всех проводимых действий. Так же следовало бы законодательно закрепить статус эксперта уполномоченного поводить антикоррупционную экспертизу. Необходимы разработка и внедрение учебных программ по антикоррупционной экспертизе для подготовки экспертов правотворческих органов власти, так и для подготовки независимых экспертов, данную учебную программу представляется возможным разработать и внедрить на базе высших учебных заведений соответствующего профиля. Особое внимание нужно уделить компетентности экспертов [10, c. 21]. Возможно внедрение подготовительных курсов, семинаров, для выработки специальных знаний, умений и навыков для эффективной работы, так как именно экспертам предстоит определить:
- возможные формы преследования коррупционного интереса;
- возможные коррупционные стратегии субъектов правоприменения;
- воздействие коррупционных факторов на регламентированные нормативным правовым актом общественные отношения;
- выполнимость создаваемых в нормативном правовом акте норм права;
- способность предписаний обеспечить эффективную реализацию закона в конкретных общественных отношениях;
- выработать рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных фактов, или определить пути снижения коррупциогенных рисков.
На результаты антикоррупционной экспертизы значительное влияние может оказать субъективное мнение его разработчиков, поэтому для более объективной оценки необходимо привлечение независимых экспертов и институт гражданского общества. Так заключение эксперта может носить коллегиальный характер с экспертной комиссией.
Одна из проблем проведения антикоррупционной экспертизы стоит в подготовке независимых экспертов, и принятие во внимание их экспертных заключений правотворческими органами [6, c. 43]. Необходимо повысить роль внешней антикоррупционной экспертизы, в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза проводится органами, организациями, их должностными лицами. То есть данные уполномоченные субъекты проводят официальную экспертизу только в отношении приятых ими, то есть собственных, нормативных правовых актов [1]. К данным субъектам относятся федеральные органы государственной власти (министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов (структурные подразделения исполнительных органов власти субъектов), органы местного самоуправления и должностные лица перечисленных субъектов. Согласно Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится правотворческими органами самостоятельно [3]. Из этого можно выделить очевидный недостаток. При проведении внутриведомственных экспертиз, эксперты являются работниками (служащими) соответствующего органа власти и чаще всего связаны мнением или настойчивыми рекомендациями своего работодателя, в этом случае эксперты намеренно могут пропускать коррупционные лазейки в нормативно-правовом акте. В связи с этим и встаёт вопрос о важности формирования института квалифицированных независимых экспертов. Однако и при проведении независимой экспертизы существует опасность «заказа» и лоббирования интересов определенных заинтересованных групп.
Конечно, в идеальной модели все механизмы проведения антикоррупционной экспертизы должны приводить к повышению её эффективности.
Для совершенствования методики проведения антикоррупционной экспертизы экспертам следует следить за изданием памяток и методик по анализу коррупциогенности нормативно-правовых актов, посещать научные конференции, тренинги и семинары, посвященные направлениям совершенствования российского законодательства в сфере противодействия коррупции.
1. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. № 133. 22.07.2009.
2. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России)(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) // http://regulation.gov.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. № 46. 5 марта 2010.
4. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / И.С. Алихаджиева, Д.С. Велиева, Г.Н. Комкова и др.; под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2009. 272 с.
5. Бахтина М.С. К вопросу о принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 107-113.
6. Гордиенко Д.А. Антикоррупционная экспертиза как способ противодействия коррупции: история проведения антикоррупционной экспертизы на современном этапе развития российского законодательства // Российская юстиция. - 2013. - № 12. - С. 42-46.
7. Каменская Е.В., Рождествина А.А. Независимая антикоррупционная экспертиза: научно-практическое пособие // СПС Консультант Плюс, 2010.
8. Кудашкин А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»: Научно-практический комментарий. М.: ВолтерсКлувер, 2011.
9. Мелешко А.О. Объект и предмет антикоррупционной экспертизы // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2012. - № 1 (30). - С. 155-163.
10. Рыбак К.Е., Избачков Ю.С. Антикоррупционная экспертиза: оценка внешних условий // Культура: управление, экономика, право. - 2015. - № 2. - С. 19-22.
11. Утешева О.О. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Вестник ТГУ. - 2011. - № 10 (102). - С. 321 - 325.