Saratov, Saratov, Russian Federation
The article highlights current issues of conducting anti-corruption expertise of normative legal acts. Problems and ways to improve the methodology for carrying out anti-corruption expertise.
anti-corruption expertise, normative legal act, corruption factor, methodology for conducting anti-corruption expertise.
В связи с принятием законодательной базы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в последние годы происходит масштабное обновление российского законодательства. Тем не менее, остаётся ряд острых проблем, связанных с развитием правовой сферы в части неэффективного построения правовой системы. В связи с этим представляется необходимым принятие базового закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Разработка проекта данного закона ведется в течение многих лет, однако проект федерального закона до сих пор окончательно не подготовлен и не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ. С принятием федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» значительно повысится качество и эффективность проведения антикоррупционной экспертизы.
Проанализировав официальную Методику проведения антикоррупционной экспертизы, следует обратить внимание на ее недостатки. Так в Методике дан исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов и скорее всего эксперт будет сильно ограничен данными рамками. В Методике должны быть предусмотрены технологии, которые способствовали бы обнаружению и устранению нетипичных коррупциогенных факторов. Более того, Методика, утвержденная Постановлением Правительства № 96 от 26.02.2010, всего лишь называет коррупционные факторы, не раскрывая их содержания [3]. На практике требуется методика, применяя которую гарантировало бы обеспечение реализации одного из важнейших принципов антикоррупционной экспертизы – принципа обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов на наличие в них факторов содействующих коррупционным проявлениям [5, c. 109].
Так же действующая Методика не позволяет оценить «объем» коррупционной нормы права, она не показывает возможность использования такой нормы в коррупционных целях. Наличие коррупционных факторов не означает их использование. Объем должен быть просчитан для оценки размера угрозы, создаваемой коррупционностью нормативного правового акта.
Для эффективного проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным субъектам необходимо подготовить методические рекомендации, где следует прописать в виде алгоритма последовательность всех проводимых действий. Так же следовало бы законодательно закрепить статус эксперта уполномоченного поводить антикоррупционную экспертизу. Необходимы разработка и внедрение учебных программ по антикоррупционной экспертизе для подготовки экспертов правотворческих органов власти, так и для подготовки независимых экспертов, данную учебную программу представляется возможным разработать и внедрить на базе высших учебных заведений соответствующего профиля. Особое внимание нужно уделить компетентности экспертов [10, c. 21]. Возможно внедрение подготовительных курсов, семинаров, для выработки специальных знаний, умений и навыков для эффективной работы, так как именно экспертам предстоит определить:
- возможные формы преследования коррупционного интереса;
- возможные коррупционные стратегии субъектов правоприменения;
- воздействие коррупционных факторов на регламентированные нормативным правовым актом общественные отношения;
- выполнимость создаваемых в нормативном правовом акте норм права;
- способность предписаний обеспечить эффективную реализацию закона в конкретных общественных отношениях;
- выработать рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных фактов, или определить пути снижения коррупциогенных рисков.
На результаты антикоррупционной экспертизы значительное влияние может оказать субъективное мнение его разработчиков, поэтому для более объективной оценки необходимо привлечение независимых экспертов и институт гражданского общества. Так заключение эксперта может носить коллегиальный характер с экспертной комиссией.
Одна из проблем проведения антикоррупционной экспертизы стоит в подготовке независимых экспертов, и принятие во внимание их экспертных заключений правотворческими органами [6, c. 43]. Необходимо повысить роль внешней антикоррупционной экспертизы, в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза проводится органами, организациями, их должностными лицами. То есть данные уполномоченные субъекты проводят официальную экспертизу только в отношении приятых ими, то есть собственных, нормативных правовых актов [1]. К данным субъектам относятся федеральные органы государственной власти (министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов (структурные подразделения исполнительных органов власти субъектов), органы местного самоуправления и должностные лица перечисленных субъектов. Согласно Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится правотворческими органами самостоятельно [3]. Из этого можно выделить очевидный недостаток. При проведении внутриведомственных экспертиз, эксперты являются работниками (служащими) соответствующего органа власти и чаще всего связаны мнением или настойчивыми рекомендациями своего работодателя, в этом случае эксперты намеренно могут пропускать коррупционные лазейки в нормативно-правовом акте. В связи с этим и встаёт вопрос о важности формирования института квалифицированных независимых экспертов. Однако и при проведении независимой экспертизы существует опасность «заказа» и лоббирования интересов определенных заинтересованных групп.
Конечно, в идеальной модели все механизмы проведения антикоррупционной экспертизы должны приводить к повышению её эффективности.
Для совершенствования методики проведения антикоррупционной экспертизы экспертам следует следить за изданием памяток и методик по анализу коррупциогенности нормативно-правовых актов, посещать научные конференции, тренинги и семинары, посвященные направлениям совершенствования российского законодательства в сфере противодействия коррупции.
1. Federal'nyy zakon ot 17.07.2009 № 172-FZ (red. ot 21.10.2013) «Ob antikorrupcionnoy ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Rossiyskaya gazeta. № 133. 22.07.2009.
2. Proekt Federal'nogo zakona «O normativnyh pravovyh aktah v Rossiyskoy Federacii» (podgotovlen Minyustom Rossii)(ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 26.12.2014) // http://regulation.gov.ru.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2010 g. № 96«Ob antikorrupcionnoy ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Rossiyskaya gazeta. № 46. 5 marta 2010.
4. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korrupcii» (postateynyy) / I.S. Alihadzhieva, D.S. Velieva, G.N. Komkova i dr.; pod red. S.Yu. Naumova, S.E. Channova. M.: Yusticinform, 2009. 272 s.
5. Bahtina M.S. K voprosu o principah provedeniya antikorrupcionnoy ekspertizy normativnyh pravovyh aktov i ih proektov // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2015. - № 1. - S. 107-113.
6. Gordienko D.A. Antikorrupcionnaya ekspertiza kak sposob protivodeystviya korrupcii: istoriya provedeniya antikorrupcionnoy ekspertizy na sovremennom etape razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva // Rossiyskaya yusticiya. - 2013. - № 12. - S. 42-46.
7. Kamenskaya E.V., Rozhdestvina A.A. Nezavisimaya antikorrupcionnaya ekspertiza: nauchno-prakticheskoe posobie // SPS Konsul'tant Plyus, 2010.
8. Kudashkin A.V. Kommentariy k Federal'nomu zakonu «Ob antikorrupcionnoy ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov»: Nauchno-prakticheskiy kommentariy. M.: VoltersKluver, 2011.
9. Meleshko A.O. Ob'ekt i predmet antikorrupcionnoy ekspertizy // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - 2012. - № 1 (30). - S. 155-163.
10. Rybak K.E., Izbachkov Yu.S. Antikorrupcionnaya ekspertiza: ocenka vneshnih usloviy // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. - 2015. - № 2. - S. 19-22.
11. Utesheva O.O. Antikorrupcionnaya ekspertiza normativnyh pravovyh aktov i ih proektov // Vestnik TGU. - 2011. - № 10 (102). - S. 321 - 325.