Екатеринбург, Свердловская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматривается эвристическое обучение как эффективное средство формирования у младших школьников универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Освещаются вопросы истории возникновения эвристического обучения, характеризуются наиболее часто применяемые эвристические методы обучения: «мозговой штурм» и синектический метод. Предлагаются варианты эвристических заданий для учащихся начальной школы.
младшие школьники; универсальные учебные действия; формы эвристического обучения; метод «мозгового штурма»; синектический метод; эвристическое задание.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Эвристическое обучение рассматривается в дидактике как освоение знаний через непрерывное открытие нового.
1. Глазырина Е.Ю. Эвристика и дистанционные технологии в музыкальном образовании // Известия Уральского федерального университета. - 2011. - № 4. - С. 142-148. - (Проблемы образования, науки и культуры).
2. Петухова Е.Н. Эвристические методы обучения на уроках русского языка как средство освоения технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО // Педагогический поиск. - 2015. - Т. 1, № 2-1. - С. 9-15.
3. Рябенко О.Н. Эвристические методы организации творческой деятельности учащихся на уроках технологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 28. - С. 138-142. EDN: https://elibrary.ru/RNFIMJ
4. Садыкова А.Р. Организация эвристического обучения // Актуальные проблемы современной науки. - 2010. - № 4. - С. 54-56.
5. Садыкова А.Р. Эвристика в контексте инновационности как важнейшего принципа современной педагогики // Актуальные проблемы современной науки. - 2010. - № 4. - С. 57-58.
6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 377 с. EDN: https://elibrary.ru/SNTHNJ
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с. EDN: https://elibrary.ru/QVMOUV
9. Ширяева Н.С. Использование эвристических технологий в работе с жанрами народного творчества // Начальная школа. - 2014. - № 12. - С. 34-35. EDN: https://elibrary.ru/TWDNXJ
10. Шуванова О.В. Эвристика и открытые задания на уроках географии // География и экология в школе XXI века. - 2012. - № 2. - С. 52-54.