Петрозаводск, Республика Карелия, Россия
Привлекая материал из области генетики, кросс-культурных исследований, автор статьи выявляет проблематичность феномена генетического детерминизма. Критическому разбору подвергается ряд положений, а именно: а) гены выступают носителями всей «информации», необходимой для развития организма; б) гены выступают единственными средствами, с помощью которых данная информация передается от одного поколения к другому; в) распространяемое по каналам обратной связи влияние окружающего мира на гены малозначительно и несущественно. Главный тезис, который стремиться обосновать автор, заключается в том, что факторы, конституирующие человеческое бытие и направляющие его развитие, принадлежат не какой-либо одной сфере – будь то природа или культура, – но обеим сферам одновременно. Подчеркивается особая значимость для человека способности выходить за пределы локальной культурной идентичности и тем самым сохранять открытость для других культур, традиций.
человек, природа, культура, гены, развитие, эволюция.
Один из самых древних и загадочных предметов, на который был и, по-видимому, всегда будет направлен познавательный интерес человека, является сам человек.
1. Волков А.В. Наука в эпоху биокапитализма [Текст] / А.В. Волков // Вопросы философии. - 2014. - № 10. - С. 57-68. EDN: https://elibrary.ru/SWESRP
2. Докинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена [Текст] / Р. Докинз. - М.: Астрель. - 620 с.
3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 603 с. EDN: https://elibrary.ru/QWJLFB
4. Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MH: MIT Press, 1995. 197 p.
5. Bersoff D.M., Miller J.G. Culture, context, and the development of moral accountability // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29. P. 664-676. EDN: https://elibrary.ru/HGAVEL
6. Brown D. Human Universals. New York: McGraw-Hill, 1991. 220 p.
7. Frandiskasis J.M., Ewart A.K., Morris C. A LIM-Kinase-1 hemizygosity implicated in impaired visuospatial constructive cognition // Cell. 1996. Vol. 86. P. 59-69.
8. Keller H. Development as the interface between biology and culture. A conceptualization of early ontogenetic experiences // Between Culture and Biology: perspectives on ontogenetic development / H. Keller (ed.).NY, USA: Cambridge University Press, 2002. P. 215-240.
9. Leslie A. Pretending and believing: issues in the theory of ToMM // Cognition. 1994. Vol. 50. P. 211-238.
10. Lickliter R. The Fallacy of Partitioning: Epigenetics’ Validation of the Organism-Environment System // Ecological Psychology. 2009. Vol. 21. P. 138-146.
11. Lumsden C.J., Wilson E.O. Promethean Fire: Reflections on the Origin of Mind. Cambridge: Harvard University Press, 1983. 216 p.
12. Masuda T., Nisbett R.E. Attending holistically versus analytically: Comparing the context sensitivity of Japanese and // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. P. 922-934. EDN: https://elibrary.ru/GXTXYJ
13. Miller J.G. Cultural influences on the development of conceptual differentiation in person description // British Journal of Developmental Psychology. 1987. Vol. 5 (4). P. 309-319.
14. Whitelaw N., Whitelaw E. How lifetimes shape epigenotype within and across generations // Human Molecular Genetics. 2006. Vol. 15. P. 131-137.