Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты
ББК 65 Экономика. Экономические науки
В статье анализируются актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со службой безопасности организаций в процессе раскрытия и расследования пре-ступлений в кредитно-финансовой сфере. Рассматривается совместная деятельность служб по предупреждению преступлений в кредитно-финансовой сфере, анализ причин и условий, им способствующих, и выработке на их основе эффективных профилактических мероприятий. Рассматриваются основные направления деятельности правоохранительных органов по сбору информации из различных источников, которые позволят уяснить содер-жание конкретных явлений и процессов, детерминирующих преступления в кредитно-финансовой сфере для последующего эффективного обеспечения экономической безопасно-сти организаций от преступных посягательств. Механизм привлечения сведущих лиц к раз-работке предложений и рекомендаций профилактического характера, способных давать консультации и советы по различным вопросам, возникающим в процессе предупреждения и раскрытия преступлений в кредитно-финансовой сфере.
взаимодействие; экономическая безопасность; предупреждение; преступность; служба безопасности.
В современных условиях кредитно-финансовая сфера играет исключительно важную роль для обеспечения эффективного функционирования экономики страны. Но отсутствие должного государственного контроля и эффективных методов защиты от преступных посягательств, неоднозначности финансового и банковского законодательства превратили кредитно-финансовую сферу в одну из наиболее уязвимых сфер со стороны преступных проявлений.
Криминальные посягательства в кредитно-финансовой сфере выделяются, особой изощренностью, высоко интеллектуальным характером, активной адаптацией преступников к новым формам и методам финансовой деятельности, а также банковским документам и технологиям. Современная криминальная ситуация в кредитно-финансовой сфере характеризуется следующими признаками: ростом числа выявленных преступлений; наличием значительного количества скрытой (латентной) преступности; распространенностью организованной преступной деятельности; значительным материальным ущербом, причиняемым криминальными посягательствами [1].
Наиболее распространенными способами преступных посягательств в кредитно-финансовой сфере являются хищения денежных средств (связанные с проведением активных кредитных операций), которые совершается путем мошенничества, в том числе: обмана кредиторов вследствие предоставления недостоверных сведений о кредитоспособности; обмана кредиторов при фальсифицированном предоставлении залога в качестве обеспечения кредита; создания хозяйственных субъектов в целях хищения денежных средств, которые прекращают свое существование после получения ссуды либо перечисления средств, предоставленных в результате кредитования [2].
На современном этапе роль подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в кредитно-финансовой сфере мере сужается, так как обеспечение экономической безопасности становится в первую очередь обязанностью самих руководителей организации. Это в полной мере относится к коммерческим банкам, кредитным и другим коммерческим организациям.
Одной из важных причин несвоевременного выявления и раскрытия преступлений в сфере кредитно-финансовых отношений являются недостатки взаимодействия службы безопасности организаций с подразделениями правоохранительных органов. Эффективное противодействие в кредитно-финансовой сфере возможно только при объединении сил и средств службы безопасности организаций с возможностями подразделений правоохранительных органов в рамках надлежащего взаимодействия.
В целях повышения оперативной осведомленности о состоянии оперативной обстановки на объектах кредитования, обязательствах, способствующих преступным посягательствам на финансовые средства, подразделения правоохранительных органов должны создавать надежные оперативные позиции путем взаимодействия с работниками кредитно-финансовой сферы и отдельных коммерческих банков: их вычислительных центров, отделов кредитования, экономических служб и служб безопасности банков. Взаимная эффективность деятельности службы безопасности организаций с подразделениями правоохранительных органов невозможна без инициативного взаимодействия. Решающее значение в выполнении этих задач имеет комплексное использование всех сил и средств, основанное на тесном взаимодействии службы безопасности, а также сотрудников правоохранительных органов [3].
Взаимодействия со службой безопасности организации, разнообразное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов при выявлении фактических данных о преступной деятельности разрабатываемых, необходимость тщательно продуманной организации и тактики проведения соответствующей совокупности оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивает эффективное достижение реальных результатов в раскрытии преступных посягательств в кредитно-финансовой сфере.
Общие задачи обеспечения экономической безопасности они решают разными методами. Сопоставляя силы, средства и возможности службы безопасности организаций и подразделений правоохранительных органов, задействованных в этой борьбе, необходимо отметить следующее.
Количество сотрудников служб безопасности кредитно-финансовой сферы, несопоставимо с незначительным количеством сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступлениям в данной сфере. По объему информация о деятельности своего предприятия служба безопасности имеют преимущество перед подразделениями правоохранительных органов.
В свою очередь, преимущества подразделений правоохранительных органов в том, что они имеют право реализовать эту информацию и привлечь виновных к ответственности, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, использовать специальную технику, получать информацию из конфиденциальных источников, а также, что самое важное, обеспечить возможность возмещения материального ущерба, причиненного организации. Поэтому борьба с преступлениями в кредитно-финансовой сфере всегда связаны с согласованной работой службы безопасности, а также сотрудников правоохранительных органов, которая в наибольшей степени обеспечивает быстрое раскрытие и успешное расследование уголовного дела.
Использование правоохранительными органами оперативно-розыскных возможностей оказывается целесообразным для установления тех условий, которые способствуют совершению замаскированных преступлений в кредитно-финансовой сфере. Критериями целесообразности применения негласных возможностей в данном направлении выступают повышенная общественная опасность указанных условий и невозможность их обнаружения гласным путем.
Правильно организованное и тактически грамотное взаимодействие позволяет оперативно:
-установить лиц, относящихся в силу особенности механизма совершения преступного деяния и иных объективных факторов к его очевидцам, которые в дальнейшем могли быть допрошены в качестве свидетелей по уголовному делу;
-выявить необходимые предметы и документы, которые использовались при подготовке и совершении преступления, сведения о местонахождении похищенного, обеспечить их сохранность до изъятия в процессуальном порядке;
-зафиксировать с помощью оперативно-технических средств или визуально действия проверяемых и разрабатываемых по делу [4].
Это позволит проанализировать собранную из различных источников информацию, уяснить содержание конкретных явлений и процессов, детерминирующих преступления в кредитно-финансовой сфере.
Отсутствие на государственном уровне комплексного системного подхода к организации профилактической преступлений в кредитно-финансовой сфере оказывает прямое влияние на состояние криминогенной обстановки в данной сфере. В условиях нестабильности экономических отношений, отсутствия надежного правового и экономического механизма защиты от преступных посягательств предупреждение является одним из средств воздействия на экономическую преступность.
Криминализация данной сферы во многом связана со следующими негативными явлениями:
-несовершенством действующего законодательства, регулирующего деятельность кредитно-финансовых организаций, и в частности системы безналичных взаиморасчетов;
-ослаблением, а в некоторых случаях отсутствием надлежащего контроля за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
-половинчатостью мер государственного регулирования деятельности коммерческих организаций;
- противоправной деятельностью некоторых коммерческих структур, в числе банковских, по удержанию и нецелевому использованию ресурсов, полученных в качестве кредитов, предоплат по различным договорам финансово-хозяйственной деятельности, совместной деятельности.
Успешная деятельность подразделений правоохранительных органов и служб безопасности организаций по предупреждению преступлений в кредитно-финансовой сфере возможна лишь при совместном изучении причин и условий, им способствующих, и выработке на основе эффективных профилактических мероприятий [5]. Осуществлять такой анализ призвана аналитическая работа, охватывающая своим содержанием широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности в кредитно-финансовой сфере, результатах практической деятельности подразделений правоохранительных органов по выполнению возложенных на них задач по борьбе с указанными преступлениями [6].
Анализ, составленный на базе выработки и обоснования различного рода управленческих решений, текущего планирования позволяет наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и средства, принимать обоснованные и наиболее эффективные меры по воздействию на условия и причины, способствующие совершению преступлений в сфере кредитно-финансовой, по совершенствованию деятельности подразделений правоохранительных органов и служб безопасности организаций. Вышесказанное свидетельствует о том, что аналитическая работа подразделений правоохранительных органов и служб безопасности организаций представляет собой достаточно трудоемкую и кропотливую деятельность.
После выявления и тщательного анализа причинного комплекса преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере, (оперативный сотрудник совместно с сотрудником службы безопасности) планирует мероприятия предупредительного характера, направленные на нейтрализацию условий, способствующих преступным посягательствам в указанной сфере. Достаточно часто возникает необходимость привлечения сведущих лиц к разработке предложений и рекомендаций профилактического характера, способных давать консультации и советы по различным вопросам, возникающим в процессе предупреждения и раскрытия преступлений в кредитно-финансовой сфере.
По делам рассматриваемой категории возникает необходимость в использовании специальных познаний бухгалтеров, экономистов, криминалистов различного уровня. В частности, при документировании незаконного получения кредита заемщиком специалист-бухгалтер может сообщить оперативному сотруднику или сотруднику службы безопасности организации, информацию об условиях и порядке получения ссуды, бухгалтерских и других документах, составленных при этом.
С помощью специалистов-криминалистов может быть установлено, кем исполнены рукописные тексты и подписи в сомнительных документах, например, в договорах, платежных поручениях. Познания специалиста-криминалиста могут потребоваться для прочтения текста по оставленным следам и установления, кем исполнены этот текст, подпись, когда сам документ уничтожен, а обнаружены только следы, оставшиеся при его составлении.
Технико-криминалистическое исследование, изучая цвет и состав чернил, пасты в таких, например, документах, как отчет об использовании кредитных средств, договоры о трате этих средств на различные закупки, производство работ, может установить, что подписи, текст в этих документах выполнены одним и тем же лицом в одно и тоже время [7].
Использование оперативно-розыскных сил, средств и методов правоохранительных органов в сочетании с осуществлением указанных мер, проводимых иными субъектами предупреждения преступлений (службами безопасности организаций), дают возможность эффективно предотвращать замышляемые и пресекать подготавливаемые преступления в кредитно-финансовой сфере.
Налаженное взаимодействие со службой безопасности кредитно-финансовой организации поможет правоохранительным органам оперативно получить информацию следующего содержания:
-проводилась ли проверка действительности сведений, сообщенных заемщиком о себе, и законности его деятельности;
-проводилась ли проверка заемщика, к своим обязательствам в прошлом;
-осуществлялась ли проверка сведений об обеспечении кредита залогом, об исполнении обязательств гарантом, поручителем и другими лицами;
-выяснялись ли основания получения для получения государственного целевого кредита, либо льготных условий кредитования;
-какие дополнительные обстоятельства имели значение для получения данным заемщиком кредита, как осуществлялся контроль за его пользованием и возвратом;
-проводился ли технико-криминалистический анализ учредительных и иных документов заемщика с целью установления подделок (если да, то каким образом);
-характер взаимоотношений заемщика с банком;
-данные, характеризующие руководителя организации-заемщика;
-осуществлялся ли анализ документов, представленных будущим заемщиком, для установления возможных признаков их подделки;
-проводилась ли проверка финансового благополучия получателя кредита;
-проводилась ли оценка залога и возможности его реализации, а также финансовое положение гаранта или поручителя;
-какие мероприятия проводились по проверке реальности соответствия представленных документов к финансовому положению заемщика;
-проводилась ли проверка регистрационных и учредительных документов с целью изучения правоспособности и дееспособности заемщика по действующему законодательству (со ссылками на конкретные нормативные источники);
-какое было заключение о полноте представленных документов заемщиком, каким образом оно было оформлено и доведено до руководства кредитной организации;
-проводилась ли проверка правильности оформления поручительств гарантий (если да, то каким образом);
-какие документы и договоры, касающиеся выдачи кредитов, были проверены на правильность юридического оформления;
-какие документы были оформлены юридическим отделом при выявлении факта невозвращения кредита в срок.
К числу мер, создающих условия, которые затрудняют или делают реализацию преступных намерений невозможным при проведении кредитно-финансовых операций, следует отнести:
-взаимное оперативное информирование службы безопасности или правоохранительных органов кредитно-финансовой организации на предмет возможного «проникновения» в банк фиктивной информации (фальсифицированных балансов, ложных сведений о хозяйственном и финансовом положении предприятия - ссудозаемщика и пр.);
-прекращение кредитования предприятия-ссудозаемщика в случае установления недостоверных документов, указанных выше;
-установление надлежащего кредитного контроля за деятельностью ссудозаемщика и др. [8]
Деятельность подразделений правоохранительных органов по предупреждению преступлений в кредитно-финансовой сфере требует дальнейшего совершенствования по изучению причинного комплекса, создающего благоприятную обстановку для совершения рассматриваемой категории преступлений; организации взаимодействия подразделений правоохранительных органов с другими субъектами предупреждения преступлений; разработки предложений профилактического характера применительно к указанным криминальным посягательствам.
В этих условиях дальнейшее совершенствование деятельности подразделений правоохранительных органов и служб безопасности по предупреждению преступлений в кредитно-финансовой сфере отношений возможно путем:
-повышения уровня информационного обеспечения этой деятельности;
-повышения эффективности аналитической работы по изучению и оценке информации, характеризующей состояние криминогенной обстановки в кредитно-финансовой сфере;
-усиления взаимодействия с узкими специалистами в области банковского, финансового законодательства с целью разработки предложений и рекомендаций профилактического характера;
-освоения новых тактических приемов предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений в кредитно-финансовой сфере.
1. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синяв-ский Н.Г. Национальная и региональная эко-номическая безопасность России. М.: ИН-ФРА-М, 2017. 363 с.
2. Седых Ю.Н. Мошенничество в кредит-но-банковской сфере // Молодой ученый. 2012. №3. С. 190-192.
3. Микрюков Т.В. Службы экономиче-ской безопасности и их функции // Экономика и право. Ижевск: Вестник Удмуртского Уни-верситета. 2010. С. 27-29.
4. Дзестелов Х.А. Некоторые вопросы современной оперативной обстановки по ли-нии борьбы с экономическими и коррупцион-ными преступлениями в кредитно-финансовой системе. Труды Академии управ-ления МВД России. 2016. № 3 (39). С. 33-36.
5. Карпович О.Г. Детерминанты пре-ступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере, и личность финансового мошенника // Российский следователь. М.: Юрист. 2010. № 6. С. 29-32.
6. Кривенко Т., Куранова, Э. Расследова-ние преступлений в кредитно-финансовой сфере: // Законность. 1996. №1. С. 22-27.
7. Сатуев Р.С., Шраер Д.А., Яськова Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе // Центр экономики и мар-кетинга. М.: Центр экономики и маркетинга. 2000. 272 с.
8. Штатский А.А. Проблемы выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере кредитных отношений (по материалам подразделений БЭП органов внутренних дел Северо-Западного федерального округа). Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград. 2007. 27 с.
9. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Слабинская И.А., Шаповалова Т.Л. Методика оценки и способы повышения эффективности использования инновационного потенциала организации. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. 133 с.