КАРТЕЛИЗАЦИЯ: КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БОРЬБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена одному из самых приоритетных направлений борьбы Федеральной антимонопольной службы, а именно картелизации. В данной статье говорится о картеле, как об одном из самых опасных видов антиконкурентных соглашений. Представлены аналитические материалы, на основании которых отслеживается число и структура картельных дел в отношении малого бизнеса. О факторах, препятствующих картелизации, их исследование.

Ключевые слова:
картель, картельный сговор, картелизация, Федеральная антимонопольная служба, уголовная ответственность, параллельное поведение.
Текст

В последние годы все чаще поднимается вопрос о картелизации экономики Российской Федерации. При этом отмечается, что данная проблема выступает в качестве одного из опаснейших видов нарушений антимонопольного законодательства практически всех мировых стран. И вполне объективно, что Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) в качестве приоритета своей работы ставит борьбу с картелями. Сама тема картелей на трансграничных товарных рынках далеко не нова. Известный немецкий экономист профессор Роберт Лифман в работе «Картели и тресты» к 1897 г. насчитал около 40 международных картелей, а к 1910 г. – около 100. По отдельным экспертным оценкам уже к началу Второй мировой войны число международных картелей превышало 1200 и накануне войны они контролировали от трети до половины всего оборота мировой торговли. Общеизвестный факт: идет неизбежный процесс глобализации экономики, все больше рынков становится трансграничными[1].

Картели, как наиболее опасный вид антиконкурентных соглашений запрещены в большинстве стран мира, в том числе под угрозой применения уголовного наказания. Не является исключением и Россия; картели – единственное нарушение антимонопольного законодательства, за которое в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, а их пресечение является приоритетной задачей ФАС России в рамах реализации стратегии развития конкуренции последние несколько лет. В условиях, когда большинство современных товарных рынков носят глобальный характер, возникает острая необходимость в интеграции правовых аспектов международного сотрудничества в сфере борьбы с картелями, а также формировании единой технологии их расследования и пресечения.

Стоит отметить, что ФАС на современном этапе возбуждает множество дел, связанных с картелями (больше, нежели в странах «семерки», в совокупности), среди которых основную массу занимают мелкие. Тут же упомянем, что сговоры чиновников с аффилированным бизнесом зачастую обделены вниманием (рис. 1).

https://cdn.vdmsti.ru/image/2017/3y/1ffqqz/mobile_high-1unu.png

Рис. 1. Размер штрафов и чисто дел по антиконкурентным соглашениям стран G7[2], Еврокомиссии, РФ, 2016 г.[3]

Одним из сильных факторов, который препятствует распространению картелей на территории Российской Федерации, выступает достаточно низкий уровень договороспособности и взаимного доверия. Договориться о совместных действиях российских бизнесменов не представляется возможным. Именно по этой причине возникают вопросы в картельных делах ФАС, где участие принимают множество участников: в основной массе случаев рыночное поведение становится параллельным и принимается за картель. О параллельном поведении говорят тогда, когда конкуренты варьируют некоторые параметры выпуска, и прежде всего цены, в одном и том же направлении. Такое параллельное поведение может быть, как результатом неформального соглашения, так и следствием сильной взаимозависимости участников рынка[4]. В связи с чем, предпринимателями активно применяется правило освобождения от уголовной и административной ответственности участника, который первым сообщил о картеле в целях устранения конкуренции.

Более того, весьма тревожная тенденция: доля дел в отношении малого бизнеса в делах о картелях отмечает рост с 60% в 2013–2014 гг. (расчеты Вадима Новикова)[5] до 87% по картелям, а по сговорам на торгах вообще до 95% (Рис. 2).

https://cdn.vdmsti.ru/image/2017/3y/1ff8gu/mobile_high-1un7.png

Рис. 2. Число и структура дел ФАС России, рассматривавшихся в судах 2016 г.[6]

В результате чего получается, что сотрудники ФАС, после того, как Закон «Об иммунитетах для малого бизнеса» ввел ограничения по названию монополистами представителей малого бизнеса, переименовали его в картель, несмотря на тот факт, что с точки зрения экономики, картель малого бизнеса звучит как оксюморон.

Выявление картелей способствует тому, что управления ФАС на местах выискивают и выявляют их в регионах и городах со слаборазвитой экономической базой, скажем прямо для статистики. Таким образом, местный ФАС Калмыкии расценил в качестве картеля просьбу одного из владельцев маршрутных такси подменить его на один день, пока его рабочий автомобиль «Газель» был на вынужденном ремонте. А на территории Псковской области ООО «АРПИ Сибирь» и ООО «Псковское агентство печати» попали под обвинение ФАС из направления писем о расторжении договора о распространении газеты «Из рук в руки». В результате Судом было отменено решение, принятое ФАС, поскольку обе компании не заключали никаких соглашений и договоров и работают на рынках разного уровня (одна на розничном, другая на оптовом)[7].

Как показывают исследования, расследование картельных дел в отношении малого бизнеса благоприятно влияет на монополизацию экономического рынка. Подчеркнем, что ближе к концу 2016 г., порядка 90 швейных фабрик подпали под обвинение ФАС по подозрению в сговоре с МВД в процессе поставки формы для последних. При этом, отметим, что впервые они узнали, что они картелисты, прибыв на заседание комиссии ФАС, на котором собственно и познакомились. В тоже время один из основных участников рынка ни разу не обвинялся в картеле и, судя по всему, в скором времени лишится порядка 90 конкурентов, в результате чего сможет стать новым «королем госзаказа».

Отмечается, что легкая промышленность, которая постоянно сталкивается с конкуренцией Китая и осуществляет свою деятельность на грани рентабельности, выступает в качестве поля для осуществления деятельности ФАС, в связи с наличием множества участников. Так, в Челябинской области, три швейные фабрики попали под обвинения ФАС в картеле посредством создания ассоциации. Одной из фабрик решение ФАС было обжаловано, в результате чего она смогла добиться в судебном порядке его отмены, а иным участникам, попавшим под обвинение, пришлось заплатить штраф за картель, которого по сути и не было[8].

Что касается пищевой отрасли, которая является более рентабельной, нежели легкая и более конкурентная является еще одним поставщиком материалов для ФАС в области картелей. Таким образом, четыре птицефабрики Астраханской области попали под обвинение ФАС по подозрению в сговоре в целях завышения цен на куриные яйца. Однако в суде данные птицефабрики смогли доказать, что данное повышение цен напрямую связано с сезонным. Аналогичным образом в суде были развалены картельные дела, связанные со сговором на рынке гречки[9]. Содержанием доклада, посвященного «Причинам и последствиям гречневого кризиса», установлено, что ФАС своим вмешательством лишь способствует росту цен и, наоборот, в областях, в которых подобное вмешательство не отмечалось, уровень цен снижался[10]. В связи с этим многие предприниматели в результате расследования ФАС старались не продавать гречку, поскольку опасались проверок, что способствовало лишний раз росту цен и ее дефициту.

Таким образом, на фоне сложившейся картины выделяется, что часть решений, принятых ФАС в отношении малого бизнеса, отменяются судами, а именно порядка 57% было отменено полностью и около 4% отменены в части. Принимая во внимание, что суды Российской Федерации, как показывает практика, с особым вниманием относятся к позиции государственного органа, что является достаточно высоким показателем.

 

https://cdn.vdmsti.ru/image/2017/3y/1fehmt/mobile_high-1um8.png

Рис. 3. Итоги рассмотрения картельных решений ФАС против МСП в судах в 2016 г.[11]

Вместо ужесточения уголовной ответственности за классические картели необходимо повысить действенность штрафных санкций и качество расследований – только 16% штрафов ФАС уплачивается в бюджет. Пока не решена проблема неотвратимости административного наказания, уголовное (или угроза его применения) будет использоваться в основном как инструмент коррупционного давления на бизнес.

Это позволит сконцентрировать усилия ФАС исключительно на крупных, значимых для экономики картельных расследованиях, а также активизировать работу по пресечению сговоров чиновников с аффилированным бизнесом. Такие сговоры представляют, несомненно, большую опасность, чем классические картели, поскольку для остальных участников либо создается непреодолимый барьер при входе на рынок, либо они ставятся в заведомо неравное положение.

 

 

[1] Федеральная антимонопольная служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

[2] Группа семи или «Большая семёрка», международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию.

[3]Всемирный обзор по конкуренции «Global Competition Review (GCR)» [Электронный ресурс] // URL: http://globalcompetitionreview.com/

[4] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru

[5] Газета «Ведомости» [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru

[6] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

[7] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

[8] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

[9] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

[10] Капитал страны. Федеральное интернет-издание [Электронный ресурс] // URL: http://kapital-rus.ru

[11]  Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

Список литературы

1. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

2. Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru

3. Группа семи или «Большая семёрка», международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию.

4. Всемирный обзор по конкуренции «Global Competition Review (GCR)» [Электронный ресурс] // URL: http://globalcompetitionreview.com/

5. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru

6. Газета «Ведомости» [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru

Войти или Создать
* Забыли пароль?