G. ROSTOV-NA-DONU, Rostov-on-Don, Russian Federation
The article deals with one of the priorities of the struggle of the Federal Antimonopoly service, namely cartelization. This article considers the cartel as one of the most dangerous types of anti-competitive agreements. Analytic materials on the basis of which it tracks the number and structure of the cartel cases in relation to small business are given. The factor simpeding cartelization arestudied.
Cartel, cartel, cartelisation, Federal Antimonopoly service, criminal liability, the parallel behavior.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о картелизации экономики Российской Федерации. При этом отмечается, что данная проблема выступает в качестве одного из опаснейших видов нарушений антимонопольного законодательства практически всех мировых стран. И вполне объективно, что Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) в качестве приоритета своей работы ставит борьбу с картелями. Сама тема картелей на трансграничных товарных рынках далеко не нова. Известный немецкий экономист профессор Роберт Лифман в работе «Картели и тресты» к 1897 г. насчитал около 40 международных картелей, а к 1910 г. – около 100. По отдельным экспертным оценкам уже к началу Второй мировой войны число международных картелей превышало 1200 и накануне войны они контролировали от трети до половины всего оборота мировой торговли. Общеизвестный факт: идет неизбежный процесс глобализации экономики, все больше рынков становится трансграничными[1].
Картели, как наиболее опасный вид антиконкурентных соглашений запрещены в большинстве стран мира, в том числе под угрозой применения уголовного наказания. Не является исключением и Россия; картели – единственное нарушение антимонопольного законодательства, за которое в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, а их пресечение является приоритетной задачей ФАС России в рамах реализации стратегии развития конкуренции последние несколько лет. В условиях, когда большинство современных товарных рынков носят глобальный характер, возникает острая необходимость в интеграции правовых аспектов международного сотрудничества в сфере борьбы с картелями, а также формировании единой технологии их расследования и пресечения.
Стоит отметить, что ФАС на современном этапе возбуждает множество дел, связанных с картелями (больше, нежели в странах «семерки», в совокупности), среди которых основную массу занимают мелкие. Тут же упомянем, что сговоры чиновников с аффилированным бизнесом зачастую обделены вниманием (рис. 1).
Рис. 1. Размер штрафов и чисто дел по антиконкурентным соглашениям стран G7[2], Еврокомиссии, РФ, 2016 г.[3]
Одним из сильных факторов, который препятствует распространению картелей на территории Российской Федерации, выступает достаточно низкий уровень договороспособности и взаимного доверия. Договориться о совместных действиях российских бизнесменов не представляется возможным. Именно по этой причине возникают вопросы в картельных делах ФАС, где участие принимают множество участников: в основной массе случаев рыночное поведение становится параллельным и принимается за картель. О параллельном поведении говорят тогда, когда конкуренты варьируют некоторые параметры выпуска, и прежде всего цены, в одном и том же направлении. Такое параллельное поведение может быть, как результатом неформального соглашения, так и следствием сильной взаимозависимости участников рынка[4]. В связи с чем, предпринимателями активно применяется правило освобождения от уголовной и административной ответственности участника, который первым сообщил о картеле в целях устранения конкуренции.
Более того, весьма тревожная тенденция: доля дел в отношении малого бизнеса в делах о картелях отмечает рост с 60% в 2013–2014 гг. (расчеты Вадима Новикова)[5] до 87% по картелям, а по сговорам на торгах вообще до 95% (Рис. 2).
Рис. 2. Число и структура дел ФАС России, рассматривавшихся в судах 2016 г.[6]
В результате чего получается, что сотрудники ФАС, после того, как Закон «Об иммунитетах для малого бизнеса» ввел ограничения по названию монополистами представителей малого бизнеса, переименовали его в картель, несмотря на тот факт, что с точки зрения экономики, картель малого бизнеса звучит как оксюморон.
Выявление картелей способствует тому, что управления ФАС на местах выискивают и выявляют их в регионах и городах со слаборазвитой экономической базой, скажем прямо для статистики. Таким образом, местный ФАС Калмыкии расценил в качестве картеля просьбу одного из владельцев маршрутных такси подменить его на один день, пока его рабочий автомобиль «Газель» был на вынужденном ремонте. А на территории Псковской области ООО «АРПИ Сибирь» и ООО «Псковское агентство печати» попали под обвинение ФАС из направления писем о расторжении договора о распространении газеты «Из рук в руки». В результате Судом было отменено решение, принятое ФАС, поскольку обе компании не заключали никаких соглашений и договоров и работают на рынках разного уровня (одна на розничном, другая на оптовом)[7].
Как показывают исследования, расследование картельных дел в отношении малого бизнеса благоприятно влияет на монополизацию экономического рынка. Подчеркнем, что ближе к концу 2016 г., порядка 90 швейных фабрик подпали под обвинение ФАС по подозрению в сговоре с МВД в процессе поставки формы для последних. При этом, отметим, что впервые они узнали, что они картелисты, прибыв на заседание комиссии ФАС, на котором собственно и познакомились. В тоже время один из основных участников рынка ни разу не обвинялся в картеле и, судя по всему, в скором времени лишится порядка 90 конкурентов, в результате чего сможет стать новым «королем госзаказа».
Отмечается, что легкая промышленность, которая постоянно сталкивается с конкуренцией Китая и осуществляет свою деятельность на грани рентабельности, выступает в качестве поля для осуществления деятельности ФАС, в связи с наличием множества участников. Так, в Челябинской области, три швейные фабрики попали под обвинения ФАС в картеле посредством создания ассоциации. Одной из фабрик решение ФАС было обжаловано, в результате чего она смогла добиться в судебном порядке его отмены, а иным участникам, попавшим под обвинение, пришлось заплатить штраф за картель, которого по сути и не было[8].
Что касается пищевой отрасли, которая является более рентабельной, нежели легкая и более конкурентная является еще одним поставщиком материалов для ФАС в области картелей. Таким образом, четыре птицефабрики Астраханской области попали под обвинение ФАС по подозрению в сговоре в целях завышения цен на куриные яйца. Однако в суде данные птицефабрики смогли доказать, что данное повышение цен напрямую связано с сезонным. Аналогичным образом в суде были развалены картельные дела, связанные со сговором на рынке гречки[9]. Содержанием доклада, посвященного «Причинам и последствиям гречневого кризиса», установлено, что ФАС своим вмешательством лишь способствует росту цен и, наоборот, в областях, в которых подобное вмешательство не отмечалось, уровень цен снижался[10]. В связи с этим многие предприниматели в результате расследования ФАС старались не продавать гречку, поскольку опасались проверок, что способствовало лишний раз росту цен и ее дефициту.
Таким образом, на фоне сложившейся картины выделяется, что часть решений, принятых ФАС в отношении малого бизнеса, отменяются судами, а именно порядка 57% было отменено полностью и около 4% отменены в части. Принимая во внимание, что суды Российской Федерации, как показывает практика, с особым вниманием относятся к позиции государственного органа, что является достаточно высоким показателем.
Рис. 3. Итоги рассмотрения картельных решений ФАС против МСП в судах в 2016 г.[11]
Вместо ужесточения уголовной ответственности за классические картели необходимо повысить действенность штрафных санкций и качество расследований – только 16% штрафов ФАС уплачивается в бюджет. Пока не решена проблема неотвратимости административного наказания, уголовное (или угроза его применения) будет использоваться в основном как инструмент коррупционного давления на бизнес.
Это позволит сконцентрировать усилия ФАС исключительно на крупных, значимых для экономики картельных расследованиях, а также активизировать работу по пресечению сговоров чиновников с аффилированным бизнесом. Такие сговоры представляют, несомненно, большую опасность, чем классические картели, поскольку для остальных участников либо создается непреодолимый барьер при входе на рынок, либо они ставятся в заведомо неравное положение.
[1] Федеральная антимонопольная служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru
[2] Группа семи или «Большая семёрка», международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию.
[3]Всемирный обзор по конкуренции «Global Competition Review (GCR)» [Электронный ресурс] // URL: http://globalcompetitionreview.com/
[4] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru
[5] Газета «Ведомости» [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru
[6] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru
[7] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru
[8] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru
[9] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru
[10] Капитал страны. Федеральное интернет-издание [Электронный ресурс] // URL: http://kapital-rus.ru
[11] Картотека арбитражных дел «Расчеты института повышения конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru
1. Federal'naya Antimonopol'naya Sluzhba (FAS) [Elektronnyy resurs] // URL: http://fas.gov.ru
2. Kartoteka arbitrazhnyh del «Raschety instituta povysheniya konkurentosposobnosti» [Elektronnyy resurs] // URL: http://kad.arbitr.ru
3. Gruppa semi ili «Bol'shaya semerka», mezhdunarodnyy klub, ob'edinyayuschiy Velikobritaniyu, Germaniyu, Italiyu, Kanadu, SShA, Franciyu i Yaponiyu.
4. Vsemirnyy obzor po konkurencii «Global Competition Review (GCR)» [Elektronnyy resurs] // URL: http://globalcompetitionreview.com/
5. Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka» [Elektronnyy resurs] // URL: https://cyberleninka.ru
6. Gazeta «Vedomosti» [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.vedomosti.ru