СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ДИЗАЙНЕ ХХ ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теории и практике советского конструктивизма как творческой концепции в дизайне ХХ века в контексте теории «производственного искусства». Предмет исследования – теоретические положения, которые были реализованы в особых методах проектирования, и проекты прозодежды и конструктивистских тканей - пример практической реализации идей конструктивизма. Целью исследования является рассмотрение конструктивизма как творческой концепции в дизайне - с точки зрения особенностей формирования его теоретических оснований и методики проектирования. Гипотеза исследования – метод конструктивизма, возникший под влиянием концепции «производственного искусства», в числе прочего, предполагал активное применение графического метода формообразования и методов программированного комбинаторного формообразования, которые были обусловлены творческим опытом в области беспредметной живописи. В исследовании были применены культурологический подход, рассматривающий проектную деятельность конструктивистов в тесной связи с реалиями эпохи, системный подход, позволяющий выявить связь эстетических теорий с конкретной практикой дизайн-проектирования, искусствоведческий анализ в описании проектов конструктивистов. В работе доказано влияние теории «производственного искусства» на формирование концепции конструктивизма, проанализированы истоки и особенности метода конструктивизма, особенно графического метода формообразование и методов программированного формообразования. Проведено сравнение концепций конструктивистов с тенденциями развития дизайна костюма ХХ в. Были выявлены «слабые места» концепции и метода конструктивизма, ставшие одной из причин невозможности в полной мере реализации проектов на практике. Впервые были выявлены причины неудач в проектировании костюма, связанные не с идеологическим установками, а с самим творческим методом. Результаты исследования заполняют недостаточно разработанные области в истории конструктивизма. Поскольку методы конструктивизма сохраняют свою актуальность и для современного дизайна, результаты исследования могут быть применены в преподавании профессиональных дисциплин направления подготовки 54.03.01 «Дизайн».

Ключевые слова:
дизайн, производственное искусство, конструктивизм, методы программированного формообразования, графический метод формообразования, прозодежда, конструктивистские ткани
Список литературы

1. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. 424 с.

2. Адаскина Н.Л. Творчество Л.С. Поповой 20-х годов. Театр. Производственное искусство//Л.С. Попова. Выставка произведений к столетию со дня рождения. 1889-1924. Каталог. М.: АРС-Пабликейшнс Лимитед, Государственная Третьяковская галерея, 1990. 216 с. С. 120-135.

3. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.: Б. и., 1995. 240 с.

4. Лаврентьев А.Н. Поэзия графического дизайна в творчестве Варвары Степановой// Техническая эстетика. 1980. № 5. С. 22-26.

5. Лаврентьев А.Н. Александр Родченко. М.: Фонд «Русский авангард», 2007. 128 с.

6. Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2008. 320 с.

7. Лаврентьев А.Н. Варвара Степанова. М.: Фонд «Русский авангард», 2009. 252 с.

8. Боулт Д.Э. Художники русского театра, 1880-1930: Собр. Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М.: Искусство, 1994. 112 с.

9. Bowlt J. From picture to textile prints. Print Collector's Newsletter, NY, March/April, 1976. P. 16-20.

10. Kiaer C. The Russian Constructivist Flapper Dress. Critical Inquiry, Autumn 2001. P. 185-243.

11. Lodder C. Russian Constructivism. London: Yale University Press, 1983.

12. Дуглас Ш. Русский текстиль. 1928-1932 //Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М., 1993. С. 255-264.

13. Мария Заламбани Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России 20-х годов. / Пер. с итал. Н.Б. Кардановой. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2003. 240 с.

14. Лаврентьев А.Н. Производственный костюм и мода // Художник, вещь, мода: Сб. статей / Сост. М.Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев. М.: Сов. художник, 1988. С. 63-75.

15. Лаврентьев А.Н. ВАРСТ. Геометрические цветы на конструктивистском поле Лаб. дизайна. М.: Грантъ, 2002. 31 с.

16. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М.: Сов. художник, 1972. 112 с.

17. Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 1. С. 87-92

18. Лугина Я.А. К вопросу истории становления и развития дизайн-образования// Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 136-139.

19. Козловский В.Д. ВХУТЕМАС как социокультурный феномен советской художественной культуры первой трети XX // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 232-236.

20. Козловский В.Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСа и Баухауза: компаративный анализ// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. С. 220-224. № 1 (63).

21. Шутова А.С. Использование приемов конструктивизма в современном графическом дизайне // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 4. С. 96-99.

22. Демиденко Ю. Новая одежда для нового мира. Костюмы В.Е. Татлина на фоне эпохи // Теория моды. № 39 (весна 2016). http://www.nlobooks.ru/node/6972 (дата обращения: 22.06.2017).

23. Горбова Е.Н., Астахов О.Ю. Идеи жизнестроительства русского авангарда в эстетике проекта «Прозодежды» начала ХХ века // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1.

24. Пунанова Ю.С. Эстетика конструктивизма в «новом» костюме // Вестник Московского государственного уни-верситета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 99-104.

25. Курчанова Н. Модели одежды В.Е. Татлина как антимодa // Теория моды № 39 (весна 2016). http://www.nlobooks.ru/node/6971 (дата обращения: 22.06.2017).

26. Бобрихин А. А., Егорова С. И. Одежда и мода как средство формирования советской идентичности // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 18. ART 75242. URL: http://e-koncept.ru/2015/75242.htm. (дата обращения: 22.06.2017).

27. Пунанова Ю.С. Русская мода как маркер идентичности в первой четверти ХХ // Вестник Московского государ-ственного университета культуры и искусств. 2016. №4 (72). С. 99-107.

28. Арватов Б. Об агит- и проз-искусстве. М.: Федерация, 1930. 224 с.

29. Брик О. Дренаж искусству// Искусство коммуны. 1918. № 1. С. 1.

30. Арватов Б. Пути пролетариата в изобразительном искусстве // Пролетарская культура. 1920. № 13-14. С. 72.

31. Арватов Б.И. Искусство и производство. Сборник статей. М.: Пролеткульт, 1926. 132 с.

32. Хан-Магомедов С.О. Конструкция, изобретение и конструктивизм. К проблеме формирования концепции худо-жественного конструирования // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 23. М.: ВНИИТЭ, 1980. 140 с.

33. Ренато де Фуско. Ле Корбюзье - дизайнер. Мебель. 1929. М.: Сов. художник, 1986. 111 с.

34. Сидорина Е.В. Об образе эстетики целесообразности 20-х годов, стиле и эстетическом сознании // Проблемы образного мышления в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 17. М.: ВНИИТЭ, 1978. С.

35. Варст (В. Степанова) Костюм сегодняшнего дня - прозодежда// ЛЕФ. 1923. № 2. С. 65-68.

36. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 288 с.

37. Татлин В. Новый быт // Красная панорама. 1924. № 23 (41). 4 декабря. С. 19

38. Лаврентьев А.Н. Лаборатория Конструктивизма: опыты графического моделирования. М.: Изд-во Грантъ, 2000. 256 с.

39. Рогинская Ф. Советский текстиль. М.: Изд. АХР, 1930. 97 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?