СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ХОЛЕСТЕРИНА И ТРИГЛИЦЕРИДОВ В НАЗОФАРИНГЕАЛЬНОМ АСПИРАТЕ ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ИШЕМИИ СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ У НОВОРОЖДЕННЫХ ОТ МАТЕРЕЙ С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучалось содержание общего холестерина (ОХ) и триглицеридов (ТГ) в назофарингеальном аспирате у 233 доношенных новорожденных от матерей c нормальной и осложненной цитомегаловирусной инфекцией (ЦМВИ) беременностью. В первую группу (контрольную) вошли 30 детей 38-40 недельного возраста от матерей с физиологическим течением беременности. Среди новорожденных с церебральной ишемией средней степени тяжести и антенатальным анамнезом, отягощенным хронической ЦМВИ у их матерей во втором триместре беременности, выделялись 4 группы, в каждой из них было по 2 подгруппы. Подгруппа А состояла из пациентов, матери которых не имели угрозы невынашивания в период беременности, а подгруппа Б была представлена детьми от матерей, перенесших угрозу невынашивания во втором триместре гестации. Во вторую группу вошли 50 новорожденных, матери которых имели латентное течение хронической ЦМВИ, в третью – 50 детей от матерей с реактивацией хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:200-1:400, индекс авидности антител IgG к ЦМВ более 65%), в четвертую – 51 новорожденный, матери которых перенесли острую фазу хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:200-1:800, индекс авидности антител IgG к ЦМВ более 65%) и в пятую – 52 новорожденных от матерей, перенесших реактивацию хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:400-1:1600, индекс авидности антител IgG к ЦМВ более 65%). У детей 2А, 3А и 4А подгрупп, по отношению к первой группе, в назофарингеальном аспирате не наблюдалось существенных изменений содержания ОХ и ТГ. В 5А подгруппе на фоне отсутствия достоверных различий концентрации ТГ регистрировалось падение уровня ОХ до 0,189±0,015 ммоль/л (в контроле и 2А подгруппе, соответственно, 0,250±0,016 ммоль/л, р<0,01 и 0,246±0,015 ммоль/л, р<0,01). При сопоставлении липидного состава носоглоточного аспирата у новорожденных 2Б и 3Б подгрупп с таковым у здоровых детей, не выявлялись существенные различия ОХ и ТГ. Однако в 4Б и 5Б подгруппах наблюдалось снижение ОХ до 0,191± 0,014 ммоль/л (р<0,01) и до 0,146±0,010 ммоль/л (р<0,001) при росте показателей ТГ до 0,169±0,009 ммоль/л (p<0,05) и до 0,198±0,009 ммоль/л (p<0,001), при этом содержание ТГ в первой группе составляло только 0,142±0,008 ммоль/л. Таким образом, в носоглоточном аспирате у новорожденных с церебральной ишемией средней степени тяжести и антенатальным анамнезом, отягощенным четырехкратным ростом титров антител IgG к ЦМВ и угрозой невынашивания во втором триместре гестации, снижение ОХ может приводить к менее выраженным компенсаторно-приспособительным реакциям, а увеличение ТГ, включающее перекиси жирных кислот – к запуску механизмов внутриутробной деградации легочного сурфактанта и мембранно-деструктивных процессов в центральной нервной системе.

Ключевые слова:
назофарингеальный аспират, церебральная ишемия, новорожденные, цитомегаловирусная инфекция, беременность, угроза невынашивания
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В оценке структурно-функционального состояния респираторной и центральной нервной систем у новорожденных с отягощенным антенатальным анамнезом важная роль отводится исследованию аспирата из дыхательных путей [1, 4, 6]. Поэтому изучение липидов назофарингеального аспирата, участвующих в формировании сурфактантной и ликворной системы у детей при рождении, позволяет установить патогенез антенатально индуцированной патологии органов дыхания и головного мозга у потомства, матери которых перенесли реактивацию хронической цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ) во втором триместре беременности, неосложненной и осложненной угрозой невынашивания.

Целью работы явилось изучение содержания общего холестерина (ОХС) и триглицеридов (ТГ) в назофарингеальном аспирате при церебральной ишемии средней степени тяжести у новорожденных от матерей с ЦМВИ в период беременности.

 

Материалы и методы исследования

 

Проводилось изучение содержания ОХС и ТГ в назофарингеальном аспирате у 233 доношенных новорожденных от матерей с физиологической беременностью, а также с латентным течением и реактивацией хронической ЦМВИ во втором триместре гестации. Обследованные дети были разделены на 5 групп.

В первую группу (контрольную) вошли 30 новорожденных, матери которых не имели осложнений в период беременности. При серологическом исследовании у женщин в сыворотках крови (парных) не выявлялись титры антител IgG и IgM к цитомегаловирусу (ЦМВ). Однако определялись титры антител IgG к вирусу простого герпеса 1 типа (ВПГ-1) 1:200-1:400 при отсутствии роста в динамике титров антител IgG к ВПГ-1 1:200-1:400 и индексе авидности антител IgG к ВПГ-1 более 65%.

При изучении липидов назофарингеального аспирата у детей с церебральной ишемией средней степени тяжести и внутриутробным развитием, осложненным хронической ЦМВИ, выделялись вторая, третья, четвертая и пятая группы, в каждой из которых было 2 подгруппы: подгруппа А – новорожденные от матерей, не имеющих угрозы невынашивания; подгруппа Б – дети, матери которых перенесли реактивацию хронической ЦМВИ во втором триместре гестации, осложненной угрозой невынашивания.

Вторую группу (основную) составили 50 новорожденных от матерей с латентным течением хронической ЦМВИ (титры антител IgG к ЦМВ 1:200-1:400, индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%), ассоциированной с латентным течением герпесвирусной (ВПГ-1) инфекции (титры антител IgG к ВПГ-1 1:200-1:400, индекс авидности IgG к ВПГ более 65%) во втором триместре беременности. Во 2А и во 2Б подгруппы вошли по 25 детей.

В третью группу вошли 50 детей, матери которых перенесли реактивацию хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400 без четырехкратного роста титров антител IgG к ЦМВ 1:200-1:400 и индекс авидности антител IgG к ЦМВ более 65%) на фоне латентной герпесвирусной инфекции (титры антител IgG к ВПГ-1 1:200-1:400 и индекс авидности IgG к ВПГ более 65%). Подгруппа 3А включала 25 детей, и 3Б – 25 пациентов..

Четвертая группа была представлена 51 новорожденным от матерей с реактивацией хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, антитела IgG к ЦМВ 1:200-1:800 и индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%) и с признаками латентной герпесвирусной инфекции (титры антител IgG к ВПГ-1 1:200-1:400, индекс авидности IgG к ВПГ более 65%). В 4А подгруппе находились 26 новорожденных, в 4Б подгруппе – 25 детей.

Пятую группу составили 52 новорожденных, матери которых перенесли реактивацию хронической ЦМВИ (титры антител IgМ к ЦМВ 1:200-1:400, четырехкратный рост титров антител IgG к ЦМВ 1:400-1:1600 и индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%) на фоне латентного течения герпесвирусной инфекции (титры антител IgG к ВПГ-1 1:200-1:400, индекс авидности IgG к ВПГ более 65%). Подгруппа 5А состояла из 27 детей, подгруппа 5Б – из 25 новорожденных.

В основную группу были включены: 1) доношенные новорожденные с церебральной ишемией средней степени тяжести и антенатальным анамнезом, отягощенным латентным течением и реактивацией хронической ЦМВИ во втором триместре беременности, неосложненной и осложненной угрозой невынашивания; 3) дети, у которых внутриутробное развитие не было осложнено липидемией, ожирением 1-3 степени, эндокринными заболеваниями, среднетяжелой и тяжелой соматической и акушерской патологией у матерей во втором триместре беременности; 3) доношенные от матерей с беременностью, неосложненной другими ТОRCH-инфекциями.

Критерии исключения: 1) церебральная ишемия легкой и тяжелой степени у детей от матерей с одноплодной и многоплодной беременностью, а также с острыми и обострением хронических заболеваний, обусловленных другими инфекциями; 2) новорожденные, матери которых страдали среднетяжелой, тяжелой соматической и акушерской патологией в период беременности; 3) дети от матерей с истмико-цервикальной недостаточностью и аномалиями развития матки; 4) крупные новорожденные и дети, рожденные от матерей с помощью операции кесарева сечения; 4) дети от матерей, которые отказались участвовать в настоящем исследовании.

При установлении формы хронической ЦМВИ и активности инфекционного процесса у матерей во втором триместре беременности использовали иммуноферментный анализ (реагенты ЗАО «Вектор-Бест»), а индекса авидности антител IgG к ЦМВ и IgG к ВПГ-1 – «Вектор ЦМВ – IgG – авидность» и «Вектор ВПГ – IgG – авидность» (Россия).

Диагностика формы ЦМВИ у матерей во втором триместре беременности осуществлялась в парных сыворотках крови (при первом обследовании и через 12-14 дней) с помощью наборов реагентов ЗАО «Вектор-Бест», а индекса авидности антител IgG к ЦМВ и IgG к ВПГ-1 – «ВекторЦМВ − IgG – авидность» и «Вектор ВПГ − IgG – авидность» (Россия). Забор назофарингеального аспирата для биохимического анализа у новорожденных включал следующие этапы:

  1. после рождения ребенка с кожи носогубного треугольника и наружной части носа стерильным ватным тампоном удалялись частицы амниотической жидкости и мекониальные массы;
  2. для получения назофарингеального аспирата к стерильному шприцу присоединялось устройство, состоящее из мягкого полихлорвинилового зонда [7];
  3. осуществлялось осторожное введение зонда в полость носа новорожденному;
  4. из носоглотки шприцем медленно насасывалось 2,5-3 мл биологической жидкости;
  5. полученная биологическая жидкость центрифугировалась на центрифуге при 1500 об/мин в течение 10 минут для получения её надосадочной части, в которой определялось содержание (ммоль/л) ОХС, ЛПВП, ЛПНП и ТГ с помощью стандартных наборов реагентов на анализаторе фирмы «Beckman Coulter, Inc» (США).

В работе учитывались требования Хельсинкской декларации Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта» с поправками 2013 г. и нормативных документов «Правила надлежащей клинической практики в Российской Федерации», утвержденных Приказом №200н от 01.04.2016 МЗ РФ. Работа одобрена Комитетом по биомедицинской этике ДНЦ ФПД в соответствии с принципами конвенции о биомедицине и правах человека, а также общепризнанными нормами международного права, от всех здоровых и больных лиц было получено информированное согласие.

Статистическая обработка и анализ данных осуществлялась с использованием стандартного пакета прикладных программ Statistica 6.1. Анализируемые в работе количественные данные имели нормальное распределение, поэтому рассчитывалась достоверность различий значений по Стьюденту − вычисление средней арифметической (М), средней ошибки (m). Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости нулевой статистической гипотезы (p) принимался равным 0,05.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Из таблицы 1 видно, что в носоглоточном аспирате у новорожденных 2А, 3А и 4А подгрупп по сравнению с первой группой не обнаруживались достоверные изменения уровня ОХС и ТГ. У детей 5А подгруппы в сопоставлении с контролем отсутствовали достоверные изменения содержания ТГ, но в тоже время статистически достоверно (р<0,01) снижалась концентрация ОХС. Вышеуказанные изменения липидного спектра назофарингеального аспирата у доношенных новорожденных c отягощенным антенатальным анамнезом могут отражать негативное влияние высокого иммунного ответа матерей на ЦМВ, ассоциированного с ростом токсичности аспирированных околоплодных вод [1]

Таблица 1

Изменение содержания ОХС и ТГ при церебральной ишемии средней степени тяжести у доношенных новорожденных от матерей с латентным течением и реактивацией хронической ЦМВИ во втором триместре беременности (М±m)

 

Исследуемые группы

Биохимические показатели, ммоль/л

ОХС

ТГ

Первая группа

0,250±0,016

0,142±0,008

2А подгруппа

0,246±0,015

р1>0,05

0,143±0,007

р1>0,05

3А подгруппа

0,234±0,017

р1>0,05; p2>0,05

0,148±0,008

р1>0,05; p2>0,05

4А подгруппа

0,214±0,016

р1>0,05; p2>0,05; p3>0,05

0,156±0,009

р1>0,05; p2>0,05; p3>0,05

5А подгруппа

0,189±0,015

р1<0,01; p2>0,05; p3>0,05; p4>0,05

0,165±0,010

р1>0,05; p2>0,05; p3>0,05; p4>0,05

 

Примечание: р1 – уровень значимости различий по сравнению с показателями первой группы; р2 – то же с показателями 2А подгруппы; р3 – то же с показателями 3А подгруппы; р4 – то же с показателями 4А подгруппы.

 

Сравнение содержания липидов в назофарингеальном аспирате у детей 2Б и 3Б подгрупп с таковым у здоровых новорожденных не выявили статистически значимых различий концентрации ОХС и ТГ. У пациентов 4Б и 5Б подгрупп, напротив, отмечалось достоверное падение уровня ОХС на фоне роста концентрации ТГ (табл. 2).

Таблица 2

Изменение содержания ОХС и ТГ при церебральной ишемии средней степени тяжести у доношенных новорожденных от матерей с латентным течением и реактивацией хронической ЦМВИ во втором триместре беременности, осложненной угрозой невынашивания (М±m)

 

Исследуемые группы

Биохимические показатели, ммоль/л

ОХС

ТГ

Первая группа

0,250±0,016

0,142±0,008

2Б подгруппа

0,233±0,015

р1>0,05

0,144±0,008

р1>0,05

3Б подгруппа

0,221±0,016

р1>0,05; p2>0,05

0,151±0,009

р1>0,05; p2>0,05

4Б подгруппа

0,193±0,015

р1<0,05; p2>0,05; p3>0,05

0,169±0,009

р1<0,05; p2>0,05; p3>0,05

5Б подгруппа

0,146±0,010

p1<0,001; p2>0,05; p3>0,05; p4>0,05

0,198±0,009

p1<0,001; p2>0,05; p3>0,05; p4>0,05

 

Примечание: р1 – уровень значимости различий по сравнению с показателями первой группы; р2 – то же с показателями 2Б подгруппы; р3 – то же  с показателями 3Б подгруппы; р4 – то же с показателями 4Б подгруппы.

 

Снижение содержания ОХС и увеличение ТГ в носоглоточном аспирате при церебральной ишемии средней степени тяжести у новорожденных 5Б подгруппы по сравнению с таковым у детей контрольной группы, по-видимому, связано с ацидозом и токсичностью аспирированной амниотической жидкости [1, 6], которые влияют на активность ферментных систем и строение альвеолоцитов и эндотелиоцитов лёгких [5, 8], а также на структурно-функциональную организацию эндотелия и эпендимоцитов ликворных путей головного мозга [2, 3] при реактивации хронической ЦМВИ у их матерей во втором триместре беременности, осложненном угрозой невынашивания. В то же время четко выраженные различия (р<0,05) между содержанием ОХС и ТГ в 5Б и 5А подгруппах указывают на значение угрозы невынашивания инфекционного генеза в стимуляции дислипидемии в носоглоточном аспирате в результате избыточного поступления антигенов возбудителей и их токсинов через гематоплацентарный барьер в околоплодные воды.

 

Выводы

 

  1. У доношенных новорожденных с церебральной ишемией средней степени тяжести и антенатальным анамнезом, отягощенным латентным течением хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:200-1:400 и индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%) на фоне хронической герпесвирусной инфекции во втором триместре гестации, неосложненном и осложненном угрозой невынашивания, в сопоставлении со здоровыми детьми аналогичного возраста не наблюдается достоверных изменений ОХС и ТГ в носоглоточном аспирате.
  2. Церебральная ишемия средней степени тяжести у детей, матери которых перенесли реактивацию хронической ЦМВИ с титрами антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, без четырехкратного роста титров антител IgG 1:400-1:800 и индексом авидности IgG к ЦМВ более 65% во втором триместре гестации, по сравнению с детьми от матерей с физиологическим течением беременности, сопровождается тенденцией к снижению в назофарингеальном аспирате ОХС и к увеличению содержания ТГ.
  3. При церебральной ишемии средней степени тяжести у новорожденных с антенатальным анамнезом, отягощенным реактивацией хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:400-1:1600 и индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%) во втором триместре беременности и угрозой невынашивания, по сравнению со здоровыми детьми и пациентами с аналогичной патологией центральной нервной системы, матери которых перенесли острую фазу хронической ЦМВИ (титры антител IgM к ЦМВ 1:200-1:400, титры антител IgG к ЦМВ 1:200-1:800 и индекс авидности IgG к ЦМВ более 65%) во втором триместре гестации, неосложненной угрозой невынашивания, в носоглоточном аспирате снижается концентрация ОХС и регистрируются более высокие показатели ТГ. Это снижает устойчивость органов дыхания и центральной нервной системы у новорожденных к неблагоприятным факторам в период их внутриутробного и постнатального развития.
Список литературы

1. Гориков И.Н., Физико-биохимические свойства назофарингеального аспирата при церебральной ишемии средней степени тяжести у доношенных новорожденных от матерей с реактивацией хронической цитомегаловирусной инфекции в период беременности // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2015. Вып.57. С.84-88.

2. Гориков И.Н., Луценко М.Т., Андриевская И.А., Судаков А.Г. Патоморфологические изменения ликворной системы головного мозга при вентрикуломегалии у новорожденных от матерей с реактивацией хронической цитомегаловирусной инфекции в период беременности // Современный мир, природа и человек (Phuket, Thailand). 2016. Т.6, №2. С.72-74.

3. Гориков И.Н., Луценко М.Т., Андриевская И.А. Серологическая, клинико-ультразвуковая и морфологическая характеристика врожденной цитомегаловирусной инфекции при вентрикуломегалии у новорожденных с церебральной ишемией // Современный мир, природа и человек (Phuket, Thailand). 2016. Т.6, №2. С.76-78.

4. Заплатников А.Л., Коровина Н.А., Корнева М.Ю., Чебуркин А.В. Внутриутробные инфекции: диагностика, лечение, профилактика // Лечащий врач. 2005. №8(456). С.24-27.

5. Луценко М.Т. Морфофункциональные изменения в легких плода при внутриутробной цитомегаловирусной инфекции // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2014. Вып.53. С.95-98.

6. Способ диагностики эндотоксикоза у новорожденных при внутриутробной вирусной и вирусно-бактериальной инфекции: пат. 2342668 RU / авторы и заявители И.Н.Гориков, В.П.Самсонов, Л.Г.Нахамчен; патентообладатель ДНЦ ФПД СО РАМН; завл. 05.07.2007; опубл. 27.12.2008. Бюл.№38.

7. Устройство для аспирации биологической жидкости из полости носа и носоглоточного пространства у новорожденных: пат. 2392974 RU / авторы и заявители И.Н.Гориков, М.Т.Луценко, В.П.Самсонов, Л.Г.Нахамчен, Е.В.Ушакова, Н.О.Костромина; патентообладатель ДНЦ ФПД СО РАМН; завл. 31.12.2008; опубл. 27.06.2010. Бюл.№18.

8. Шастина Г.В., Цинзерлинг А.В. Связь пневмопатий с внутриутробными инфекциями у детей, умерших в раннем неонатальном периоде // Вопросы охраны материнства и детства. 1991. Т.36, №10. С.34-37.

Войти или Создать
* Забыли пароль?