СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ САМОРАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа строится вокруг изучения важного направления развития современного образования, состоящего в индивидуализации как основы для формирования саморазвивающейся личности. Постулируется, что саморазвитие связано с экзистенциальным выбором человека, который осуществляется в момент жизненного события, продиктованного конкретной социальной ситуацией. В статье представлены результаты теоретического анализа педагогической, философской и психологической литературы по вопросу рассмотрения свободы и ответственности, с одной стороны, как категорий современного образования, а с другой, как показателей саморазвития личности. Акцентировано внимание на образовательном смысле категории свободы как свободы не «от», а «для». Особое внимание уделено рассмотрению основополагающей идеи концепции экзистенциальной педагогики, заключающейся в формировании человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы, саморазвиваясь и совершенствуясь, реализуя себя в социально-значимой деятельности. Проведено обращение к идеям философии экзистенциализма, положенным в основу методологии экзистенциальной педагогики, а именно: понимание сущности (Ж.П. Сартр), выбор как основа сущности человека (А.Камю); свобода как свобода воли (Ю. Хабермас, К. Ясперс), свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе (В. Франкл); идеи экзистенциальной психологии (В.Н.Дружинин), а также психологическая теория преодоления, разработанная Р.Х Шакуровым, основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющий его развитие / саморазвитие.

Ключевые слова:
модернизация образования, саморазвитие личности, свобода, ответственность, субъектность, индивидуализация.
Текст

Начало XXI в. знаменуется периодом кардинальных преобразований в российском обществе, которые породили ряд социальных, экономических, экологических и этнокультурных проблем.

Список литературы

1. Бедерханова В.П. В поисках гуманистической реальности // Сборник научных трудов / Науч. ред. В.П. Бедерханова. - Краснодар: КубГУ, 2007. - 282 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991. - 335 с.

3. Вторушина Е.В. Педагогическая поддержка как педагогическое условие саморазвития обучающихся // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2(27). - С. 51-52.

4. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.

5. Гиль Л.Б., Чеховских К.А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия АлтГУ. - 2012. - № 2-1. - С. 14-16.

6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Методологические основания разработки принципа индивидуализации воспитания // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - № 1. - С. 104-107.

7. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. - Ярославль, 2000. - 452 с.

8. Ильенков Э.В. Что такое личность? С чего начинается личность. - М., 1979. - С. 234-235.

9. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни : учебное пособие. - Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2002.

10. Коуров А.В. История исследования проблемы «саморазвитие» // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 81-83.

11. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С.143-147. - (Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика).

12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 480 с.

13. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 43.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

15. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

17. Фризен М.А. Психологическая сущность и детерминанты саморазвития личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2(18). - С. 24-33.

18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1993. - 190 с.

19. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 7-22.

20. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development, 1989.

21. George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliff s. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

22. May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967.

23. Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984, p. 179.

24. Nuttin J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1985, p. 40.

25. Freud A. The Ego and the Mechanism of Defence. New York: Internationa Universities Press, 1958.

Войти или Создать
* Забыли пароль?