АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются материалы федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (квалификация (степень) — бакалавр) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень высшего образования — бакалавриат) направления подготовки «Юриспруденция» с точки зрения компетентностного подхода. Автор формулирует определение и разграничивает понятия «профессиональная компетенция» и «профессионально-прикладная компетенция». В данных нормативных документах выявлены требования к формированию профессиональной коммуникативной компетенции бакалавров. В результате анализа определена доля коммуникативных компетенций от общего объема всех формируемых компетенций.Проанализированы матрицы, паспорта и программы компетенций, основные образовательные программы и программы учебных дисциплин Пермского института ФСИН России на предмет формирования профессиональной коммуникативной компетенции выпускников. Автор предлагает не только формировать профессиональную коммуникативную компетенцию в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», но и включать коммуникативные блоки профильной направленности в циклы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, а также в программы практик в рамках реализации основной образовательной программы. Это связано с тем, что иных лингвистических дисциплин (кроме «Русского языка и культуры речи»), направленных на формирование данных компетенций, в учебных планах нет.

Ключевые слова:
компетентностный подход, общекультурная компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция,профессионально-прикладная компетенция, коммуникативная компетенция.
Текст

Образовательный стандарт — это совокупность обязательных требований к высшему образованию, реализуемых образовательными организациями высшего образования, по специальностям и направлениям подготовки, определенным ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], и перечнем, утвержденным указом Президента Российской Федерации.

Список литературы

1. Азарова Р.Н. Разработка паспорта компетенции: метод. рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция [Текст] / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст]: метод. пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

3. Никитина Т.В. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования [Текст] / Т.В. Никитина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 3. - № 2 (62). - С. 88-92.

4. Селезнева Н.А. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Текст]: метод. рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Н.А. Селезнева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации. Приложение [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф

7. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 № 464. Приложение [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф

Войти или Создать
* Забыли пароль?