Россия
В статье рассматривается методика повышения эффективности геометро-графической подготовки инженеров в строительном университете посредством системного проблемного обучения, помогающего развитию творческих конструктивных, аналитических и пространственных способностей студентов. Установлено противоречие: 1) уровень продуктивных способностей обучаемых в области геометро-графического образования не соответствует требованиям современного развития строительной индустрии; 2) эффективная методика непрерывного проблемного обучения на основе обобщенных конструктивных и аналитических приемов деятельности студентов младших курсов в сфере архитектуры и строительства недостаточно раскрыта. Для разрешения противоречий осуществлен подбор и классификация профессионально ориентированных конструктивных задач для студентов младших курсов на оптимизацию параметров реконструкции. Предлагаются следующие виды учебных задач на оптимизацию объемно-планировочных решений и улучшение эстетических показателей геометрических объектов на основе технических заданий: 1) увеличение строительного объема и площади здания; 2) увеличение вместимости или пропускной способности; 3) реставрация отдельных утраченных элементов здания; 4) изменение фасадной части; 5) перепланировка в отношении взаимозаменяемости и взаимосогласованности конструкций и их элементов. Обосновано, что для смещения акцента с учебной деятельности на обучающую алгоритм решения данных конструктивных задач должен строиться: 1) на основе аналитико-синтетической деятельности посредством рекурсивной формулы: анализ — синтез — анализ; 2) с привлечением учащегося к созданию оптимальных алгоритмов моделирования. В результате сформулирована сущность понятия «межинтегративная конструктивно-аналитическая задача», в которой учебная деятельность студента по разработке архитектурных решений направлена не только на оптимизацию параметров реконструкции, но и оптимизацию алгоритма формообразования и преобразования геометрических информационных моделей средствами компьютерных технологий с целью осознания видов и способов действий. В соответствии со спецификой современного строительства, цели обучения и видов проблемных ситуаций уточнена структура учебной системы, дополненной проблемно-межинтегративным блоком на основе деятельности информационно-геометрического моделирования и включающей четыре уровня заданий: 1) репродуктивно-алгоритмический; 2) частично-поисковый; 3) проблемный; 4) проблемно-межинтегративный. Четвертый уровень предполагает оптимизацию параметров реконструкции на основе единой геометрической информационной модели здания средствами информационных технологий. Раскрыто содержание задач каждого уровня, приведены примеры.
геометрия, графика, конструктивные задачи, проблемное обучение, творческие способности, гра- фические информационные технологии.
Введение. Известно, что на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения (проект — строительство — эксплуатация) специалистами комплексно решаются следующие типы проектно-конструкторских задач: 1) строительство новых объектов; 2) реконструкция существующих.
1. Воронина В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Н. Воронина. - Тольятти, 1999. - 330 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 91 с.
3. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
4. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.И. Вышнепольский. - М., 2000. - 18 с.
5. Гервер В.А. Графические задачи, связанные с мысленным преобразованием пространственных форм и их изображений [Текст] / В.А. Гервер // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1970. - № 3. - С. 37-42.
6. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению [Текст] / В.А. Гервер. - М.: Просвещение, 2011. - 99 с.
7. Глоговский В.В. Элементарные конструктивные задачи по начертательной геометрии [Текст] / В.В. Глоговский. - Киев: Вища школа, 1981. - 120 с.
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Статья 1. От 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_51040/
9. Груздева М.Л. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды / М.Л. Груздева, Л.Н. Бахтиярова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 166-169.
10. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений [Текст]: книга для учителя / В.А. Далингер. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
11. Концепция формирования умственных действий // Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1983. - 446 c.
12. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических заведений [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.В. Лагунова. - Нижний Новгород: Изд-во Волж. гос. инжер.-пед. ун-та, 2002. - 40 с.
13. План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства [Электронный ресурс]: приказ Минстроя России от 29.12.2014 № 926/пр. // БСТ: науч.-техн. журнал. - 2015. - № 4. - URL: http:// bstpress.ru (дата обращения: 28.04.2015).
14. Середа В.Г. Становление конструктивно-геометрического мышления студентов [Текст] / В.Г. Середа // Вісник СевДТУ. Вип. 96: Педагогіка: зб. наук. пр. - Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2009. - С. 72-76.
15. Серегин В.И. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 8-12. - DOI:https://doi.org/10.12737/2124.
16. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8294.
17. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 46-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/3848.
18. Четверухин Н.Ф. Проективная геометрия [Текст] / Н.Ф. Четверухин. - М.: Просвещение, 1969. - 368 c.
19. Четверухин Н.Ф. Курс начертательной геометрии [Текст] / Н.Ф. Четверухин [и др.]. - М.: ГИТТЛ, 1956. - 334 c.
20. Чугунова А.А Развитие аналитико-синтетической деятельности при обучении решению иррациональных уравнений [Текст] / А.А. Чугунова, А.С. Рванова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та (серия «Психология. Педагогика»). - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - № 1. - С. 280-283.
21. Юматова Э.Г. Теоретические принципы создания информационно-предметной среды обучения студентов строительных вузов [Электронный ресурс] / Э. Г. Юматова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 418. - URL: http://www.scienceeducation. ru/128-21637/
22. Юматова Э.Г. Интенсификация обучения геометро-графическим дисциплинам студентов строительных вузов средствами графических информационных технологий [Текст] / Э.Г. Юматова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева / ФГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 3. - С. 181-187.
23. Юматова Э.Г. Формирование информационной среды обучения графическим информационным технологиям студентов специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» [Текст] / Э.Г. Юматова // Приволжский научный журнал. - Нижний Новгород: Изд- во Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-та, 2015. - № 3. - С. 257-253.
24. Юматова Э.Г. Педагогические основы формирования информационной среды обучения геометро-графическим дисциплинам студентов строительных вузов [Текст] / Э.Г. Юматова // Педагогический журнал Башкортостана. Научный журнал. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - № 1. - С. 109-113.
25. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.