СИСТЕМА МЕЖИНТЕГРАТИВНЫХ КОНСТРУКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается методика повышения эффективности геометро-графической подготовки инженеров в строительном университете посредством системного проблемного обучения, помогающего развитию творческих конструктивных, аналитических и пространственных способностей студентов. Установлено противоречие: 1) уровень продуктивных способностей обучаемых в области геометро-графического образования не соответствует требованиям современного развития строительной индустрии; 2) эффективная методика непрерывного проблемного обучения на основе обобщенных конструктивных и аналитических приемов деятельности студентов младших курсов в сфере архитектуры и строительства недостаточно раскрыта. Для разрешения противоречий осуществлен подбор и классификация профессионально ориентированных конструктивных задач для студентов младших курсов на оптимизацию параметров реконструкции. Предлагаются следующие виды учебных задач на оптимизацию объемно-планировочных решений и улучшение эстетических показателей геометрических объектов на основе технических заданий: 1) увеличение строительного объема и площади здания; 2) увеличение вместимости или пропускной способности; 3) реставрация отдельных утраченных элементов здания; 4) изменение фасадной части; 5) перепланировка в отношении взаимозаменяемости и взаимосогласованности конструкций и их элементов. Обосновано, что для смещения акцента с учебной деятельности на обучающую алгоритм решения данных конструктивных задач должен строиться: 1) на основе аналитико-синтетической деятельности посредством рекурсивной формулы: анализ — синтез — анализ; 2) с привлечением учащегося к созданию оптимальных алгоритмов моделирования. В результате сформулирована сущность понятия «межинтегративная конструктивно-аналитическая задача», в которой учебная деятельность студента по разработке архитектурных решений направлена не только на оптимизацию параметров реконструкции, но и оптимизацию алгоритма формообразования и преобразования геометрических информационных моделей средствами компьютерных технологий с целью осознания видов и способов действий. В соответствии со спецификой современного строительства, цели обучения и видов проблемных ситуаций уточнена структура учебной системы, дополненной проблемно-межинтегративным блоком на основе деятельности информационно-геометрического моделирования и включающей четыре уровня заданий: 1) репродуктивно-алгоритмический; 2) частично-поисковый; 3) проблемный; 4) проблемно-межинтегративный. Четвертый уровень предполагает оптимизацию параметров реконструкции на основе единой геометрической информационной модели здания средствами информационных технологий. Раскрыто содержание задач каждого уровня, приведены примеры.

Ключевые слова:
геометрия, графика, конструктивные задачи, проблемное обучение, творческие способности, гра- фические информационные технологии.
Текст

Введение. Известно, что на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения (проект — строительство — эксплуатация) специалистами комплексно решаются следующие типы проектно-конструкторских задач: 1) строительство новых объектов; 2) реконструкция существующих.

Список литературы

1. Воронина В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Н. Воронина. - Тольятти, 1999. - 330 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 91 с.

3. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.

4. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.И. Вышнепольский. - М., 2000. - 18 с.

5. Гервер В.А. Графические задачи, связанные с мысленным преобразованием пространственных форм и их изображений [Текст] / В.А. Гервер // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1970. - № 3. - С. 37-42.

6. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению [Текст] / В.А. Гервер. - М.: Просвещение, 2011. - 99 с.

7. Глоговский В.В. Элементарные конструктивные задачи по начертательной геометрии [Текст] / В.В. Глоговский. - Киев: Вища школа, 1981. - 120 с.

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Статья 1. От 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_51040/

9. Груздева М.Л. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды / М.Л. Груздева, Л.Н. Бахтиярова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 166-169.

10. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений [Текст]: книга для учителя / В.А. Далингер. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.

11. Концепция формирования умственных действий // Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1983. - 446 c.

12. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических заведений [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.В. Лагунова. - Нижний Новгород: Изд-во Волж. гос. инжер.-пед. ун-та, 2002. - 40 с.

13. План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства [Электронный ресурс]: приказ Минстроя России от 29.12.2014 № 926/пр. // БСТ: науч.-техн. журнал. - 2015. - № 4. - URL: http:// bstpress.ru (дата обращения: 28.04.2015).

14. Середа В.Г. Становление конструктивно-геометрического мышления студентов [Текст] / В.Г. Середа // Вісник СевДТУ. Вип. 96: Педагогіка: зб. наук. пр. - Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2009. - С. 72-76.

15. Серегин В.И. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 8-12. - DOI:https://doi.org/10.12737/2124.

16. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8294.

17. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 46-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/3848.

18. Четверухин Н.Ф. Проективная геометрия [Текст] / Н.Ф. Четверухин. - М.: Просвещение, 1969. - 368 c.

19. Четверухин Н.Ф. Курс начертательной геометрии [Текст] / Н.Ф. Четверухин [и др.]. - М.: ГИТТЛ, 1956. - 334 c.

20. Чугунова А.А Развитие аналитико-синтетической деятельности при обучении решению иррациональных уравнений [Текст] / А.А. Чугунова, А.С. Рванова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та (серия «Психология. Педагогика»). - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - № 1. - С. 280-283.

21. Юматова Э.Г. Теоретические принципы создания информационно-предметной среды обучения студентов строительных вузов [Электронный ресурс] / Э. Г. Юматова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 418. - URL: http://www.scienceeducation. ru/128-21637/

22. Юматова Э.Г. Интенсификация обучения геометро-графическим дисциплинам студентов строительных вузов средствами графических информационных технологий [Текст] / Э.Г. Юматова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева / ФГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 3. - С. 181-187.

23. Юматова Э.Г. Формирование информационной среды обучения графическим информационным технологиям студентов специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» [Текст] / Э.Г. Юматова // Приволжский научный журнал. - Нижний Новгород: Изд- во Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-та, 2015. - № 3. - С. 257-253.

24. Юматова Э.Г. Педагогические основы формирования информационной среды обучения геометро-графическим дисциплинам студентов строительных вузов [Текст] / Э.Г. Юматова // Педагогический журнал Башкортостана. Научный журнал. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - № 1. - С. 109-113.

25. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?