Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу фактов истории отечественной культуры, в которых прослеживается влияние святоотеческой духовной традиции на формирование психологических черт русского женского характера, воплощенных в делах благотворительности, служения ближним и семейном воспитании. В качестве иллюстраций, аргументирующих теоретические выводы, в статье используются материалы жизни и подвижничества видных представительниц российского общества разных поколений, преимущественно дворянского сословия, образы которых могут служить духовным и социокультурным ориентиром в выборе смыслообразующих жизненных ценностей и базовых основ личностного развития для определенной части современного российского общества.

Ключевые слова:
традиции святости; русский женский характер; отечественная культура; христианская нравственность; психология русского женского характера; духовная культура; благочестие; благотворительность; психология нравственности.
Текст

В генезисе формирования русского женского характера как особом социокультурном и психологическом феномене существенную роль сыграла многовековая культура христианского воспитания. Духовная традиция фактически стала смыслообразующей детерминантой психологии нравственности большей части населения Руси — России, для которой православная культура, по своей сути, «...зиждется на святости и пронизана ею» [11, с. 10]. Христианская нравственность, непосредственно связанная с древнеаскетической традицией Востока, стала для отечественной национальной культуры своего рода «корневой системой», благодатным лоном, органично воспринявшим духовный потенциал русской души.

В воспитанной на идеалах святости женской ментальности постепенно формировалась та специфическая восприимчивость к прекрасному, которая с наибольшей полнотой была реализована в делах жертвенной любви и милосердия. Следует отметить, что речь идет, прежде всего, о любви к красоте, лежащей за гранью чувственных восприятий, красоте вне телесных форм. В этой божественной красоте, по выражению архимандрита Рафаила (Карелина), «...преображается сам человек, она заставляет трепетать и звучать какие-то глубокие струны в его сердце» [2, с. 79].

На наш взгляд, традиции святости и проявление духовной культуры в психологии русского женского характера следует анализировать не только в аспекте религиозном, но осмысливать данный феномен в широком контексте народной жизни, в которой, благодаря сочетанию святоотеческих и благочестивых светских традиций, создан уникальный женский образ, воспетый в классической литературе, искусстве и ставший ценностным ориентиром для немалого числа представителей разных социальных слоев российского общества. Говоря о силе и притягательности евангельского идеала — и по внешней форме, и по внутреннему содержанию — для жен и девиц различных сословий Древней Руси, следует указать на знаменательный факт: первый иноческий постриг был совершен великими русскими княгинями, показавшими пример того, что высоте социального статуса должна соответствовать высота святости жизни. К сожалению, этот идеал в настоящее время значительно отдален от его реального воплощения в обыденной, светской жизни и отнюдь не является психологической доминантой, но тем важнее о нем вспомнить, чтобы вычленить те базовые структурные характеристики женского образа, которые имеют вневременной, и над-этнический характер. В связи с вышесказанным считаем  целесообразным актуализировать тему святости в русском женском характере на основе фактологического материала с целью сохранения этой самобытной духовной и психологической культуры для будущих поколений.

Список литературы

1. Акафист святой преподобномученице Великой Княгине Российской Елисавете. - М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2002.

2. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. - М., 1999.

3. Державин Г.Р. Записки из известных всем происшествиев // Сочинения. - М., 1985.

4. Жизнеописания. - О., 1909.

5. Жизнеописания. - А., 1908.

6. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. - М., 2006.

7. Кириченко О.В. Дворянское благочестие. - М.: Паломник, 2002.

8. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. - М.: Паломник, 2006.

9. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. - М., 1990.

10. Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. - Мн.: Белорусский Экзархат, 2006.

11. Сидоров А.И. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической письменности. - М., 2002.

12. Стрижев А.Н. Житие святой благоверной княгини Анны Кашинской. - М.: Паломник, 2001.

13. Трофимов А. Святые жены Руси. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1994.

14. Цеханская К.В. Женщины-подвижницы в русской православной традиции // ПРНК - 1995. - № 5.

15. Чечулин Н. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. - СПб., 1889.

Войти или Создать
* Забыли пароль?