ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ЭССЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дано теоретическое описание принципов обучения эссе. Особенностью этого жанра письменной речи является интегрирование языка, речи, мышления, познания и логики. Содержание эссе отличается целостным отражением картины мира, что должно быть учтено при работе над созданием подобного рода сочинения. В этой связи предлагается система собственно методических принципов, учитывающих специфику обучения эссе

Ключевые слова:
эссе, методика разноаспектного обучения, принципы обучения эссе, принцип внутренней мотивации, принцип триединства «мышление – речь – язык», обучение на готовых речевых образцах; обучение нормативному грамматическому оформлению речи на письме посредством подстановочных таблиц, принцип речемыслительного, языкового «Я»
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Эссе как жанр прозаического сочинения активно внедряется в учебный процесс и является одним из востребованных форм итоговой аттестации выпускников казахстанских школ. Содержание эссе интегрирует языковой материал с предметным (о чём суждение?), речемыслительным (под каким углом зрения передаётся наблюдаемое?), логическим (как могут быть связаны компоненты эссе?). Следовательно, методология эссе носит комплексный характер и непосредственно связана с теорией познания, логикой, критическим мышлением и другими видами рефлексивной деятельности учащихся. Работа над подготовкой к написанию эссе отличается методикой, включающей разные аспекты – языковой, речевой, когнитивный, психолингвистический и др.

Вопросы содержания разноаспектного обучения эссе в теории методики недостаточно исследованы, в результате чего далеко не все аспекты обучения эссе находятся в поле зрения учителей и не всегда учитываются в практике. Вместе с тем методика развития речи учащихся располагает собственными научными данными и имеет необходимую теоретическую базу для того, чтобы определить систему понятий и совершенствовать имеющиеся достижения с учетом потребностей современности.

Одним из ведущих лингвометодических категорий являются принципы обучения, которые «в своей совокупности определяют требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам – целям, содержанию, формам и методам обучения» [1, с. 252]. Обучение эссе также характеризуется рядом собственно методических принципов, отражающих его специфику.

Целью данной статьи является описание принципов, которыми следует руководствоваться при обучении эссе по русскому языку.

Работа по подготовке к написанию эссе строится на принципах, необходимых для работы над связным высказыванием. Основные принципы обучения эссе с позиции обучающихся могут быть сформулированы следующим образом:

  •  принцип использования внутренней мотивации;
  •  принцип триединства «мышление – речь – язык»;
  •  принцип обучения на речевых образцах;
  •  принцип обучения нормативному грамматическому оформлению речи на письме посредством подстановочных таблиц;
  •  принцип речемыслительного, языкового «Я».

Раскроем суть каждого принципа.

Принцип использования внутренней мотивации (не внешней, исходящей от педагогов) предполагает учёт внутренних потребностей учащихся в выборе и формулировке темы, изложении самостоятельно продуманного, интересного и содержательного материала. Мотивы – это то, что привлекает учащихся: намерение высказать свои мысли, побуждение взрослых к решению актуальной проблемы, самопознание, самоуважение, самоактуализация, самоутверждение.

При коллективном обсуждении той или иной темы эссе важно признание учителем разных позиций: согласия или несогласия, утверждения или опровержения. Главное при этом – правильное направление мысли учащихся, умение привести сильные аргументы и сделать выводы.

Итак, говоря о внутренней мотивации, следует иметь в виду, что в ходе подготовки к эссе необходимо исходить из внутренних потребностей школьников.

Принцип триединства «мышление – речь – язык» заключается в неразрывной связи трёх составляющих речемыслительной деятельности, необходимых при написании эссе. Мысль выражается языковыми средствами и реализуется в речевом произведении. Связь мышления, речи и языка достаточна сложна. Их единство рассматривается следующим образом:

  •  мышление связано с умственной деятельностью, интеллектуальным развитием школьника, которое осуществляется в ходе освоения окружающей картины мира. Единицами мышления являются концепты, понятия, суждения, умозаключения;
  •  язык представляет собой вербализацию мышления. Составными частями языка являются фонема, морфема, лексема, синтаксема, предложение, ССЦ, текст;
  •  вместе язык и мышление участвуют в создании речевого произведения. Ведущими единицами речи являются слова, сочетания, речевые обороты, высказывание, дискурс.

Следовательно, при подготовке к эссе необходимо работать над логической последовательностью мыслительных действий, порождением речи посредством мотивированного использования языковых знаков.

Принцип обучения на речевых образцах предусматривает наличие эссе различных видов (литературных, философских, публицистических и др.) в качестве образцовых речевых произведений, использование готовых речевых оборотов, клише для выражения субъективного отношения к описываемому.

Принцип обучения нормативному грамматическому оформлению речи на письме посредством подстановочных таблиц ориентирован на подготовку и применение презентационного материала в форме таблиц, содержащего наиболее трудные случаи согласования, управления, составления словосочетаний, построения простых и сложных предложений различных видов и типов, создания ССЦ, текстов.

Принцип речемыслительного, языкового «Я» определяет основную задачу подготовки аргументированного эссе – выражение личного, субъективного мнения при изложении материала.

«Я» – многомерная, разноаспектная языковая личность, выполняющая различные роли в соответствии с экстралингвистическими условиями общения. Белорусский лингвист В.А. Маслова выделяет «Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное» [2, с. 7].

Что это означает? «Я» может проявляться по-разному:

  •  Я-физическое – воспринимаю, понимаю, различаю то, что вижу (картину, окружающий мир), слышу (музыку, звуки, тишину), чувствую (волнение, взгляд, природу), осязаю (прикосновения), обоняю (запахи);
  •  Я-интеллектуальное – познаю мир путём освоения знаний, на основе жизненного опыта, в процессе исследования и т.д.;
  •  Я-социальное – интегрируюсь в социальную систему, вхожу в социальную среду как личность, преобразую свой жизненный опыт в собственные оценки;
  •  Я-эмоциональное – выражаю свое отношение и эмоции к предмету речи: люблю/не люблю, согласен/не согласен, воспринимаю/не воспринимаю; выражаю радость, грусть, печаль, разочарование, восторг, досаду, надежду, сожаление, огорчение, волнение, гордость, благодарность, восхищение, умиротворение, умиление, безмятежность, воодушевление, азарт, ликование, симпатию, предвкушение и др.;
  •  Я-речемыслительное – мыслю, воспринимаю, понимаю, интерпретирую, запоминаю, рассуждаю, выстраиваю план речевых действий, подбираю языковые средства выражения мысли. Этой мой ход размышления, при котором происходит последовательная смена «интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесённых с целью» [3].

Таким образом, специальные принципы обучения эссе отражают тесную взаимосвязь языка, речи, мышления, познания и логики, предполагают интегрирование всех видов речемыслительной деятельности учащихся. Учет этих принципов в процессе работы над написанием эссе позволяет решать задачу развития всех видов компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся.

 

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб: Златоуст, 1999. - 472 с.

2. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovari.biblbiofond.ru/ped_recheved_word.

Войти или Создать
* Забыли пароль?