Kazakhstan
The article gives a theoretical description of the principles of teaching essays. A feature of written speech is the integration of language, speech, thinking, cognition and logic. The content of the essay is characterized by a holistic reflection of the world picture, which should be taken into account when working on the creation of this kind of composition. Therefore, a system of methodological principles reflects the specifics of essay training
Essays, the method of multidisciplinary learning, the principles of teaching essays, the principle of internal motivation, the principle of triune «hinking – speech – language», training on ready-made speech patterns; Teaching the normative grammatical formulation of speech on the letter by means of substitution tables, the principle of the speech-meaning «I».
Эссе как жанр прозаического сочинения активно внедряется в учебный процесс и является одним из востребованных форм итоговой аттестации выпускников казахстанских школ. Содержание эссе интегрирует языковой материал с предметным (о чём суждение?), речемыслительным (под каким углом зрения передаётся наблюдаемое?), логическим (как могут быть связаны компоненты эссе?). Следовательно, методология эссе носит комплексный характер и непосредственно связана с теорией познания, логикой, критическим мышлением и другими видами рефлексивной деятельности учащихся. Работа над подготовкой к написанию эссе отличается методикой, включающей разные аспекты – языковой, речевой, когнитивный, психолингвистический и др.
Вопросы содержания разноаспектного обучения эссе в теории методики недостаточно исследованы, в результате чего далеко не все аспекты обучения эссе находятся в поле зрения учителей и не всегда учитываются в практике. Вместе с тем методика развития речи учащихся располагает собственными научными данными и имеет необходимую теоретическую базу для того, чтобы определить систему понятий и совершенствовать имеющиеся достижения с учетом потребностей современности.
Одним из ведущих лингвометодических категорий являются принципы обучения, которые «в своей совокупности определяют требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам – целям, содержанию, формам и методам обучения» [1, с. 252]. Обучение эссе также характеризуется рядом собственно методических принципов, отражающих его специфику.
Целью данной статьи является описание принципов, которыми следует руководствоваться при обучении эссе по русскому языку.
Работа по подготовке к написанию эссе строится на принципах, необходимых для работы над связным высказыванием. Основные принципы обучения эссе с позиции обучающихся могут быть сформулированы следующим образом:
- принцип использования внутренней мотивации;
- принцип триединства «мышление – речь – язык»;
- принцип обучения на речевых образцах;
- принцип обучения нормативному грамматическому оформлению речи на письме посредством подстановочных таблиц;
- принцип речемыслительного, языкового «Я».
Раскроем суть каждого принципа.
Принцип использования внутренней мотивации (не внешней, исходящей от педагогов) предполагает учёт внутренних потребностей учащихся в выборе и формулировке темы, изложении самостоятельно продуманного, интересного и содержательного материала. Мотивы – это то, что привлекает учащихся: намерение высказать свои мысли, побуждение взрослых к решению актуальной проблемы, самопознание, самоуважение, самоактуализация, самоутверждение.
При коллективном обсуждении той или иной темы эссе важно признание учителем разных позиций: согласия или несогласия, утверждения или опровержения. Главное при этом – правильное направление мысли учащихся, умение привести сильные аргументы и сделать выводы.
Итак, говоря о внутренней мотивации, следует иметь в виду, что в ходе подготовки к эссе необходимо исходить из внутренних потребностей школьников.
Принцип триединства «мышление – речь – язык» заключается в неразрывной связи трёх составляющих речемыслительной деятельности, необходимых при написании эссе. Мысль выражается языковыми средствами и реализуется в речевом произведении. Связь мышления, речи и языка достаточна сложна. Их единство рассматривается следующим образом:
- мышление связано с умственной деятельностью, интеллектуальным развитием школьника, которое осуществляется в ходе освоения окружающей картины мира. Единицами мышления являются концепты, понятия, суждения, умозаключения;
- язык представляет собой вербализацию мышления. Составными частями языка являются фонема, морфема, лексема, синтаксема, предложение, ССЦ, текст;
- вместе язык и мышление участвуют в создании речевого произведения. Ведущими единицами речи являются слова, сочетания, речевые обороты, высказывание, дискурс.
Следовательно, при подготовке к эссе необходимо работать над логической последовательностью мыслительных действий, порождением речи посредством мотивированного использования языковых знаков.
Принцип обучения на речевых образцах предусматривает наличие эссе различных видов (литературных, философских, публицистических и др.) в качестве образцовых речевых произведений, использование готовых речевых оборотов, клише для выражения субъективного отношения к описываемому.
Принцип обучения нормативному грамматическому оформлению речи на письме посредством подстановочных таблиц ориентирован на подготовку и применение презентационного материала в форме таблиц, содержащего наиболее трудные случаи согласования, управления, составления словосочетаний, построения простых и сложных предложений различных видов и типов, создания ССЦ, текстов.
Принцип речемыслительного, языкового «Я» определяет основную задачу подготовки аргументированного эссе – выражение личного, субъективного мнения при изложении материала.
«Я» – многомерная, разноаспектная языковая личность, выполняющая различные роли в соответствии с экстралингвистическими условиями общения. Белорусский лингвист В.А. Маслова выделяет «Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное» [2, с. 7].
Что это означает? «Я» может проявляться по-разному:
- Я-физическое – воспринимаю, понимаю, различаю то, что вижу (картину, окружающий мир), слышу (музыку, звуки, тишину), чувствую (волнение, взгляд, природу), осязаю (прикосновения), обоняю (запахи);
- Я-интеллектуальное – познаю мир путём освоения знаний, на основе жизненного опыта, в процессе исследования и т.д.;
- Я-социальное – интегрируюсь в социальную систему, вхожу в социальную среду как личность, преобразую свой жизненный опыт в собственные оценки;
- Я-эмоциональное – выражаю свое отношение и эмоции к предмету речи: люблю/не люблю, согласен/не согласен, воспринимаю/не воспринимаю; выражаю радость, грусть, печаль, разочарование, восторг, досаду, надежду, сожаление, огорчение, волнение, гордость, благодарность, восхищение, умиротворение, умиление, безмятежность, воодушевление, азарт, ликование, симпатию, предвкушение и др.;
- Я-речемыслительное – мыслю, воспринимаю, понимаю, интерпретирую, запоминаю, рассуждаю, выстраиваю план речевых действий, подбираю языковые средства выражения мысли. Этой мой ход размышления, при котором происходит последовательная смена «интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесённых с целью» [3].
Таким образом, специальные принципы обучения эссе отражают тесную взаимосвязь языка, речи, мышления, познания и логики, предполагают интегрирование всех видов речемыслительной деятельности учащихся. Учет этих принципов в процессе работы над написанием эссе позволяет решать задачу развития всех видов компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся.
1. Azimov E.G., Schukin A.N. Slovar' metodicheskih terminov (teoriya i praktika prepodavaniya yazykov). - SPb: Zlatoust, 1999. - 472 s.
2. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. - 3-e izd., ispr. - M.: Akademiya, 2007. - 208 s.
3. Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar'-spravochnik [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: slovari.biblbiofond.ru/ped_recheved_word.