ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются особенности Интернет-среды в контексте дистанционного обучения, а именно, в процессе самостоятельной работы студентов. Ставится задача выявить слабые стороны когнитивного взаимодействия преподавателя и студента в виртуальном пространстве, наметить способы снижения рисков, связанных с идентификацией личности студента, борьбы с плагиатом в итоговых работах студентов дистанционного обучения.

Ключевые слова:
Интернет, дистанционное обучение, интерактивность, анонимность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Век информационных технологий формирует свои вызовы во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сфера образования – не исключение: обучение должно быть развивающим, формирующим самостоятельное, творческое и критическое мышление. Интернет-среда становится неотъемлемым ресурсом в процессе образования, особенно в дистанционной его форме. В связи с этим осмысление проблем использования ресурсов Интернет в дистанционном обучении является весьма актуальным.

Образовательный контент дистанционного обучения (ДО) включает в себя лекции, курсовое проектирование, практические занятия и самостоятельную работу студентов, которая от 70 до 90% от общего часового фонда и предполагает изучение теоретического материала, выполнение курсовой/контрольной работы, подготовку к сдаче экзамена/зачета. Учебно-методические комплексы, разработанные преподавателями, призваны обеспечить студента ДО максимальным количеством информации, однако не представляется возможным закрыть все вопросы, возникающие у обучаемого, что оставляет место для самостоятельного ее поиска.

Основная задача преподавателя, работающего со студентами ДО – создать Интернет-ресурс, понимаемый как совокупность материалов, необходимых для самостоятельного освоения дисциплины: лекции, практические задания, проверочные материалы, - и организовать Интернет-взаимодействие, определяемое как совокупность контактных форм: вебинары, видеолекции, скайп-консультации, электронная переписка. Именно здесь фокусируется точка роста совместных усилий преподавателя и студента дистанционного обучения.

В современном понимании Интернет-ресурс (синонимы: веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт) представляет собой совокупность электронных документов или файлов, объединенных одним IP-адресом или доменом, совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине. Интернет-ресурс может содержать информацию в текстовой, графической и мультимедийной форме. В контексте дистанционного обучения Интернет-ресурс приобретает качество среды поиска и обмена информацией и среды взаимодействия преподавателя со студентом. Отметим ряд особенностей Интернета с точки зрения дистанционного обучения: интерактивность, относительная анонимность, электронно-письменная форма.

Интернет формировался и формируется как инфраструктура интерактивной массовой коммуникации, где эффект присутствия (здесь и сейчас) подменяется коммуникативной доступностью. Параметры пространства и времени в контексте коммуникативной доступности существенно трансформируются. Понятие пространства (здесь) теряет свои базовые характеристики – структурность, однородность, трехмерность и протяженность. Особенно это очевидно для последней характеристики. Протяженность пространства, понимаемая как рядоположенность элементов материального мира, их существование и связь, обусловлена взаимодействием между ними. Непротяженные объекты не могли бы образовывать никакие системы. Протяженность Интернет-пространства формируется самим пользователем, его активностью и потребностями. Именно от пользователя зависят и количественные, и качественные характеристики «потребляемого» им Интернет-пространства. Время с его длительностью и последовательностью существования объектов также претерпевает изменения в Интернет-среде. Момент «сейчас» может быть организован в любой точке физического времени. В контексте ДО – с нашей точки зрения – коммуникативная доступность корректируется индивидуальными учебными планами – именно они структурируют когнитивное пространство Интернета и время доступа для каждого слушателя ДО, оставляя возможность для его изменения. Это ограничение в сравнении с обычным пребыванием в сети, с одной стороны, формирует новые правила делового сетевого взаимодействия, а с другой стороны, оставляет неограниченную свободу для творческого проявления способностей, умений и навыков студента.

Сравнивая интерактивность Интернета в СМИ и в образовательном контенте, можно выделить существенные отличия. По мнению Бадмаевой Н.И., интерактивность Интернет-среды в сфере СМИ, понимаемая как взаимодействие людей, становится важнее, чем сама информация [2]. Этот аспект становится проявлением фатического (контактоустанавливающего) принципа коммуникации, который свойственен повседневному общению. Современная тенденция проникновения обыденного общения во все сферы человеческого взаимодействия, однако, не стала доминирующей в образовательной среде: Интернет-взаимодействие носит здесь когнитивный, познавательный характер. Таким образом, интерактивность Интернета как коммуникативная доступность, создает такие условия для дистанционного обучения, как возможность формирования индивидуального пространственно-временного континуума для каждого студента.

Проанализируем вторую характеристику Интернет-среды – относительную анонимность. До наступления эры Интернета анонимность была большой редкостью. Но еще в четвертом веке до н.э. Платон затронул тему анонимности и морали в своей притче о кольце Гига. В ней прослеживается мысль о том, что нет человека настолько добродетельного, чтобы противостоять соблазну злодейства, если оно заведомо не будет открыто [6]. Мораль, утверждает Платон, рождается в публичности, вне ее есть большой соблазн быть безответственным. Исходя из этого, анонимность способствует неэтичному поведению, которое обусловлено наличием посредника между человеком и его поступком. Интернет-среда формирует мнимую публичность, выступая посредником между пользователями сети, создавая возможность тотальной анонимности. Для этого явления даже существует специальный термин – online disinhibition effect – эффект растормаживания в сети [1].

Относительная анонимность Интернет-послания в контексте ДО проявляется в сложности идентификации студента. Слушатель ДО осуществляет обмен информацией с преподавателем через индивидуальный доступ, однако подтвердить авторство работы без возможности задать контрольный вопрос в режиме реального времени практически невозможно. Преподаватель вынужден доверять студенту, его порядочности и ответственности за предоставленные материалы.

Таким образом, относительная анонимность Интернет-среды ДО создает определенные проблемы в идентификации личности студента. Однако новые возможности организации образовательного пространства (Оnline взаимодействие) позволяют существенно снизить связанный с этим отрицательный эффект.

Следующая характеристика Интернет-среды – это используемая при Интернет-взаимодействии электронно-письменная форма. Она имеет свои особенности: форум или чат реализуется с помощью электронной устности, то есть фактически записанной устной речи с ее склонностью к нарушению норм литературного языка, смешению стилей; электронный документ (в случае образовательного взаимодействия – реферат, творческий проект) нередко представляет собой компиляцию из различных, в том числе и по стилю текстов. Письменные работы студентов ДО в значительной степени можно квалифицировать как компиляцию источников.

Можно сделать вывод, что электронно-письменная форма взаимодействия часто влечет за собой ухудшение стилистики языка, логики изложения материала, утрате самой возможности самостоятельно мыслить и излагать свои мысли письменно.

Вместе все эти характеристики (интерактивность, относительная анонимность, электронно-письменная форма) формируют сегодня культуру сетевого когнитивного диалога, творческого по своей сути, но сопряженного с вышеназванными сложностями. Ряд исследователей декларируют: Интернет стал творческой площадкой, которая пребывает в постоянном становлении [5].

Поиск новых форм взаимодействия, снижающих эффект мнимой публичности, относительной анонимности и недостатки электронной письменности, постоянно ведется и, в основном, в направлении воссоздания атмосферы реального общения. Для этого в процессе дистанционного обучения служат Online (интерактивные) сервисы, которые подразумевают непрерывный обмен данными между различными группами пользователей сети в режиме реального времени. От эффективности интерактивных сервисов, их надежности, простоты, удобства и распространенности, зависит то, насколько полезными и необходимыми они становятся для когнитивного диалога.

Рассмотрим эффективные интерактивные сервисы для дистанционного обучения. Сейчас Интернет предоставляет несколько различных способов организации диалога. Эти способы можно объединить в два основных вида: электронные (телекоммуникационные) конференции и электронная почта.

Видеоконференцсвязь – это технология, которая позволяет пользователям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Первый шаг к созданию подобных систем сделала в 1964 г. компания AT&T, разработавшая аудиовизуальную систему электронного взаимодействия. Это событие принято считать датой рождения видеофона. А уже в конце 1970 гг. появились первые системы видеоконференцсвязи (ВКС), которые сегодня наиболее полно воссоздают атмосферу реального общения.

Видеоконференцсвязь востребована в процессе взаимодействия преподавателя и группы студентов. Такой вид интерактива чаще всего используется в контактной форме работы на дистанционном обучении (лекция, семинар). Его особенности – организация учебной группы из пространственно удаленных участников. В рамках такого взаимодействия преподаватель может преследовать следующие цели: получать обратную связь от студентов во время лекции, разбирать наиболее сложные вопросы, тестировать остаточные знания, применять инновационные формы работы (деловую игру, мозговой штурм и т.д.). В рамках этой технологии также организованы такие формы интерактивного взаимодействия, применяемые в ДО, как скайп-консультации и вебинары.

Программа Скайп позволяет приглашать для проведения консультаций преподавателей и студентов в любое время и в любой точке пространства. Студенты имеют возможность задавать вопросы преподавателям, уточнять те или иные моменты в процессе обучения в режиме реального времени, а также создавать группы для обсуждения совместных учебных проектов. Консультация через Skype очень похожа на очную консультацию по своей структуре – это беседа между студентом и преподавателем. Студент заранее готовит сложные для него вопросы, с помощью преподавателя систематизирует свои знания по дисциплине. Стандартное время для скайп-консультации – 60-80 минут. Необходимое количество встреч определяется поставленной задачей и сложностью вопроса, которая снимается в ходе диалога преподавателя со студентом. В ближайшем будущем скайп планируется использовать и для защиты контрольных, зачетных и экзаменационных работ.

Вебинары являются современной информационно-коммуникационной технологией дистанционной формы обучения. С 2009 года началось их активное распространение в образовательной среде. Технологии Веб позволили обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создать социальные сообщества, средства коллективного общения и обмена знаниями. Преподаватель из основного источника получения знаний превратился в фасилитатора учебного процесса, что предполагает стиль облегченного коммуникативного и творческого взаимодействия со студентами в ходе совместной деятельности. Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах, передавать речь и видеоизображение преподавателя и нескольких участников, общаться в чате и приватном чате, демонстрировать видеоролики, рисовать графические объекты и текст на белой доске, осуществлять перехват экрана компьютера, размещать файлы для обмена, проводить опросы слушателей. Вебинары используются в ДО для проведения лекций с обратной связью, тематических семинаров, защиты курсовой/зачетной работы, групповой работы и т.д.

Таким образом, вебинар – это технология, позволяющая создавать виртуальную «аудиторию», воспроизводить возможности личного общения между участниками, создавать высокую доступность для «посещения» и интерактивного взаимодействия [4].

Еще один распространенный инструмент Интернет-взаимодействия – Электронная почта (ЭП, E-mail). Как средство взаимодействия преподавателя и студента широко используется в учебном процессе ДО. Она удобна, прежде всего, тем, что электронные письма адресат получает и читает в удобное для себя время, что позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в «нереальном» (продолженном, off-line) масштабе времени [3].

В учебном процессе дистанционного образования ЭП позволяет осуществлять обратную связь студентов с преподавателями, отслеживать активность студентов, проводить мониторинг мнений студентов относительно оценки уровня и качества предоставляемых образовательных услуг. Переписка по электронной почте предполагает знание «нетикета» (сетевого этикета) – набора правил, используемых для общения в Сети. Общепринятыми здесь являются: заполнение полей «Тема» («Subject»), «Кому»(«To»), «Важность письма», электронная подпись [3].

С помощью электронной почты студент может задать возникающие у него вопросы, а преподаватель проконсультировать студента, либо предложить ему иной вариант взаимодействия.

 

Заключение

Таким образом, использование ресурсов Интернет в дистанционном обучении является необходимым инструментом современного образовательного процесса.

Гибкость, вариативность, неоднозначность, с точки зрения достоверности информации, авторства работ, стилевого единообразия предоставляемых текстов, обусловила особые требования ко всем участникам образовательного процесса в условиях Интернет-среды.

Преподавателю нужно развивать навыки Интернет – коммуникации (опыт проведения вебинаров, скайп-консультаций, электронной переписки), постоянно обновлять образовательные ресурсы, чтобы быть актуальным, интересным, востребованным, вовлекать студентов в интернет-взаимодействие, делая их полноценными участниками творческого процесса.

Список литературы

1. Анонимная смелость оскорблять и интернет, полный троллей. - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20101205/164688755.html (дата обращения: 18.04.2017)

2. Бадмаева Н.И. Интерактивность и парасоциальность интернет-коммуникации // Вестник БГУ. 2014. №10-2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-parasotsialnost-internet-kommunikatsii (дата обращения: 18.04.2017)

3. Викторова Т.С. Использование электронной почты в образовательном процессе. - Режим доступа: http://www.vfmgiu.ru/nauch/ (дата обращения: 18.04.2017)

4. Пластун Н. А., Бабенко С. В. Использование вебинаров в учебном процессе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 41-43.

5. Таран Я. Интернет-среда и её свойства. - Режим доступа: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/roza_mira_ili_rodonizm_vspominaya_budushchee/internet-sreda_svojstva (дата обращения: 22.05.2017).

6. Тахо-Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое. - Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/RESEACH/plato (дата обращения: 22.04.2017).

Войти или Создать
* Забыли пароль?