ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Рубрики: ЭТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья Ю.В. Мухлынкиной посвящена проблеме профессиональной подготовки инженеров путей сообщения. Эта профессия связана с ответственностью за жизнь, безопасность и здоровье огромного числа людей. Поэтому ключевым моментом при его профессиональной подготовке является воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Ответственность – это нравственное качество, связанное с обязанностью и необходимостью давать от¬чет в своих действиях, поступках и их возможных последствиях. Привитие этого качества будущему специалисту в области путей сообщения поможет сформировать особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и своей работе. В статье Ю.В. Мухлынкиной показано, что формирование чувства ответственности – сложная задача, для решения которой требуются объединённые усилия всего общества и его институтов: семьи, образовательных учреждений, СМИ и т.д. Достижение этой цели станет возможно только при системной и последовательной гуманизации и гуманитаризации всех ступеней образования.

Ключевые слова:
подготовка инженеров путей сообщения, ответственность, мораль, долг, безопасность жизнедеятельности, гуманизация образования.
Текст

Сегодня профессия инженера путей сообщения связана с широким кругом обязанностей и направлений деятельности. Будущий инженер-строитель, которому предстоит заниматься проектированием, строительством, обслуживанием, реконструкцией и демонтажем железных дорог, мостов, туннелей, различных промышленных и гражданских сооружений, электросетей, а также планированием, управлением, обеспечением безопасности дорожного движения и транспортного строительства, нуждается в тщательной и всесторонней подготовке.

Безусловно, на первом месте в обучении стоит освоение дисциплин математического, естественного и профессионального цикла. Но важно помнить, что инженер путей сообщения это профессия, связанная с ответственностью за жизнь, безопасность и здоровье огромного числа людей. А проблема технических и естественнонаучных знаний заключается в том, что они не отвечают за ценностное измерение деятельности. Поэтому не менее важную роль в подготовке инженера должны играть дисциплины, дающие понимание не только, что и как надо делатьно и ради чего все это делается. Представление о важнейших этических ценностях и идеалах, организующих жизнь людей в обществе, могут дать только дисциплины соиального и гуманитарного цикла.

Гуманизация и гуманитаризация образования, курс на которые был взят ещё в прошлом веке, сейчас в условиях сверхтехногенной цивилизации XXI в. становятся всё более актуальными. На это есть целый ряд причин. Одной из основных являются изменения, происходящие в процессе общения. В результате компьютеризации и развития средств связи наблюдается тенденция замены реального человеческого общения на виртуальное. Человек-собеседник перестал быть обязательным элементом ситуации общения, превратился лишь в некий аспект, который доносит техника: голос в телефоне, строчка на экране компьютера, письменное послание. Парадоксально, но жители современных больших городов предпочитают форматы общения, обеспечивающие достаточно высокую степень неучастия в этом процессе. Многие молодые люди предпочитают общение в социальных сетях, чатах, смс-переписку и т.п. живому, непосредственному общению.  Таким образом, происходит обезличивание, уплощение образа собеседника, утрата внимания и уважения к личности, к индивидуальным качествам человека. И эта тенденция всё более распространяется и на профессиональную сферу. Благодаря отходу от коллективистских ценностей советского периода и установлению рыночных отношений, строящихся на индивидуализме и конкуренции, общение на работе всё больше превращается в простое функциональное взаимодействие. Это можно назвать «дегуманизацией общения» [1, с. 130–131].

Когда имя скрывается за псевдонимом, лицо – за экраном компьютера и «аватаркой», когда одновременно с общением человек может пить кофе, работать, смотреть телевизор или общаться с другим партнером, это не может не отразиться на качестве общения и отношении к нему. Благодаря опосредованности такого общения у собеседников возникают ощущения психологического комфорта и безопасности, они избавляются от эмоциональных нагрузок. Более того, скрывшись за экраном компьютера, человеку становится проще безнаказанно врать, оскорблять и причинять вред другим людям [4].

На наш взгляд, прямым следствием всего этого становится снижение чувства ответственности за результаты не только общения, но и любой деятельности. Безответственность входит в привычку, перетекает из обыденной жизни в учёбу, а после и в профессиональную деятельность. Это становится весьма опасной тенденцией.

Ответственность относится к важнейшим понятиям этики, отражающим наиболее существенные элементы морали. Любая категория этики – это не только теоретическая конструкция, но и то, что одновременно существует в стихийно формирующемся сознании общества. И сегодня именно там мы наблюдаем изменения в понимании многих этических категорий.  Это закономерно, т.к. серьёзные изменения условий жизни людей, произошедшие в последние десятилетия, привели к трансформации основных ценностных ориентаций нашего общества. Но всё же автора пугает то, что для многих молодых людей понятия «добро» и «зло» становятся абстрактными категориями из сказок, «благо» ассоциируется только с материальным, «долг» воспринимается только как финансовая задолженность. Многие разучились стыдится и не испытываю мук совести, т.к. эта категория не имеет для них никакого значения. Любое общественное поручение, которое ранее человек выполнил бы не задумываясь, теперь вызывает вопрос: «А что мне за это будет?». Можно ли при этом надеяться на ответственное отношение такой личности к обществу, другим людям? Способен ли человек добросовестно выполнять предписанные ему обязанности; пра­вильно ли он их вообще понимает?

Ответственность – это обязанность и необходимость давать от­чет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Эта категория этики и права отражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и своей работе, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Это и способность человека выполнить свой профессиональный долг.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, существующих в обществе. Успешно выполнять свою работу люди могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить.

С долгом тесно связана ещё одна этическая категория – совесть, отвечающая за способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой [2, с. 321-323].

Важно, чтобы любой человек, а тем более такой специалист, как инженер путей сообщения, работа которого связана с безопасностью жизни и деятельности людей, знал, что существует не тольк юридическая, но и моральная ответственность, понимал, какую роль в его жизни играют долг, совесть и другие этические категории. Человек, усвоивший моральные ценности, получает дополнительный стимул для добросовестной работы. Им движет не столько жажда наживы или страх перед наказанием за нарушение правил и законов, сколько осознанная ответственность за результат его деятельности и последствия его поступков, а также уважение к личности другого человека и желание помочь людям. Тем самым берётся под контроль один из важнейших источников проблем профессиональной деятельности – так называемый «человеческий фактор».

Сегодняшний уровень развития науки и техники, к сожалению, пока не в силах полностью защитить нас от ошибок человека. Человеческий фактор остаётся одной из главных причин возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Не выявленные или вовремя не устранённые неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов, сцепщиков и т.п. становятся причинами трагедий. Всё это связано с безответственным и халатным отношением работников железнодорожного транспорта к исполнению своих обязанностей. Конечно, вторым пунктом в списке причин стоит отказ или поломка техники. Со временем всё устаревает, а средств для своевременного качественного ремонта и замены изношенного оборудования, подвижного состава и пути чаще всего не хватает. Но и здесь вина ложится на плечи человека, т.к. техника целиком и полностью зависит от эксплуатации, обслуживания и контроля, им осуществляемых. Вероятно, мы вообще никогда не освободимся от ответственности.

Но принятие ответственности делает жизнь человека намного сложнее.  Как верно подмечено Э. Фроммом в его книге «Бегство от свободы», многие люди тяготятся ответственностью и пытаются найти способы, позволяющие сложить её с себя на социальном уровне. Одни перекладывают её на власть, лидера, вождя, «сильную личность», готовых взять на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов. Другие идут по пути «автоматизирующего конформизма» – некритичного принятия чужого мнения (СМИ и пр.), превращения мнения общества в свое собственное [3].

На наш взгляд, сегодня эти тенденции только усиливаются из-за ранее описанных особенностей коммуникации. Иллюстрацией этого может быть любимое выражение многих современных студентов, служащее оправданием их безответственного отношения к учёбе и друг другу – «не мы такие, а жизнь такая».

Как же помочь человеку принять бремя ответственности, как привить чувство долга? Это весьма сложная задача, для решения которой требуются объединённые усилия всего общества и его институтов: семьи, дошкольных образовательных учреждений, школы, ВУЗов, СМИ и т.д. Если ранее государство справлялось с этим с помощью идеологии, пронизывавшей все сферы жизни общества и начинавшей воздействовать на личность ещё в детском саду, то сейчас отношение к любому направленному идеологическому воздействию весьма негативно. Поэтому, на наш взгляд, остаётся долгий и требующий серьёзного системного выстраивания путь гуманизации и гуманитаризации всех ступеней образования.

На современном этапе развития задачами образования должно быть не только вооружение человека специализированными знаниями и умениями, совершенными алгоритмами профессиональной деятельности. Необходимо не только учить, но и воспитывать, давать уроки человечности, этического и эстетического отношения к окружающему миру, к своей будущей профессии, к людям и  к самому себе. На наш взгляд, только дальнейшее развитие общекультурных компонентов образования, привитие важнейших этических ценностей сможет способствовать формированию зрелой и гармоничной личности будущего инженера, что благотворно отразится на его профессиональной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. - М., 2006. - 184 с.

2. Словарь по этике/ Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. - М., 1989. - 447 с.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 672 с.

4. Фрумкин К. После капитализма. Будущее западной цивилизации [Электронный ресурс] / К.Фрумкин. - М., 2014. - URL: http:// loveread. ec/read _ book. php?id = 43919&p=44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?