RESPONSIBILITY AS THE MOST IMPORTANT ETHICAL CATEGORY IN THE TRAINING OF RAILWAY ENGINEERS
Rubrics: ETIKA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Article by Mukhlykina Yu.V. is devoted to the problem of the professional training of railway engineers. This profession is connected with the responsibility for the life, safety and health of a huge number of people. Therefore, the key moment in his professional training is the education of a sense of responsibility for the results of his work. Responsibility is a moral quality associated with the obligation and the need to report in their actions, actions and their possible consequences. The development of this quality in the future engineer in the field of communication will help to form a special social and moral-legal relationship of the individual to society and his work. In the article by Mukhlykina Yu.V. it is shown that the formation of a sense of responsibility is a complex task, the solution of which requires joint efforts of the whole society and its institutions: the family, educational institutions, the media, etc. Achieving this purpose will become possible only with systematic and consistent humanization and humanitarization of all levels of education.

Keywords:
training of railway engineers, a responsibility, morality, duty, life safety, humanization of education.
Text

Сегодня профессия инженера путей сообщения связана с широким кругом обязанностей и направлений деятельности. Будущий инженер-строитель, которому предстоит заниматься проектированием, строительством, обслуживанием, реконструкцией и демонтажем железных дорог, мостов, туннелей, различных промышленных и гражданских сооружений, электросетей, а также планированием, управлением, обеспечением безопасности дорожного движения и транспортного строительства, нуждается в тщательной и всесторонней подготовке.

Безусловно, на первом месте в обучении стоит освоение дисциплин математического, естественного и профессионального цикла. Но важно помнить, что инженер путей сообщения это профессия, связанная с ответственностью за жизнь, безопасность и здоровье огромного числа людей. А проблема технических и естественнонаучных знаний заключается в том, что они не отвечают за ценностное измерение деятельности. Поэтому не менее важную роль в подготовке инженера должны играть дисциплины, дающие понимание не только, что и как надо делатьно и ради чего все это делается. Представление о важнейших этических ценностях и идеалах, организующих жизнь людей в обществе, могут дать только дисциплины соиального и гуманитарного цикла.

Гуманизация и гуманитаризация образования, курс на которые был взят ещё в прошлом веке, сейчас в условиях сверхтехногенной цивилизации XXI в. становятся всё более актуальными. На это есть целый ряд причин. Одной из основных являются изменения, происходящие в процессе общения. В результате компьютеризации и развития средств связи наблюдается тенденция замены реального человеческого общения на виртуальное. Человек-собеседник перестал быть обязательным элементом ситуации общения, превратился лишь в некий аспект, который доносит техника: голос в телефоне, строчка на экране компьютера, письменное послание. Парадоксально, но жители современных больших городов предпочитают форматы общения, обеспечивающие достаточно высокую степень неучастия в этом процессе. Многие молодые люди предпочитают общение в социальных сетях, чатах, смс-переписку и т.п. живому, непосредственному общению.  Таким образом, происходит обезличивание, уплощение образа собеседника, утрата внимания и уважения к личности, к индивидуальным качествам человека. И эта тенденция всё более распространяется и на профессиональную сферу. Благодаря отходу от коллективистских ценностей советского периода и установлению рыночных отношений, строящихся на индивидуализме и конкуренции, общение на работе всё больше превращается в простое функциональное взаимодействие. Это можно назвать «дегуманизацией общения» [1, с. 130–131].

Когда имя скрывается за псевдонимом, лицо – за экраном компьютера и «аватаркой», когда одновременно с общением человек может пить кофе, работать, смотреть телевизор или общаться с другим партнером, это не может не отразиться на качестве общения и отношении к нему. Благодаря опосредованности такого общения у собеседников возникают ощущения психологического комфорта и безопасности, они избавляются от эмоциональных нагрузок. Более того, скрывшись за экраном компьютера, человеку становится проще безнаказанно врать, оскорблять и причинять вред другим людям [4].

На наш взгляд, прямым следствием всего этого становится снижение чувства ответственности за результаты не только общения, но и любой деятельности. Безответственность входит в привычку, перетекает из обыденной жизни в учёбу, а после и в профессиональную деятельность. Это становится весьма опасной тенденцией.

Ответственность относится к важнейшим понятиям этики, отражающим наиболее существенные элементы морали. Любая категория этики – это не только теоретическая конструкция, но и то, что одновременно существует в стихийно формирующемся сознании общества. И сегодня именно там мы наблюдаем изменения в понимании многих этических категорий.  Это закономерно, т.к. серьёзные изменения условий жизни людей, произошедшие в последние десятилетия, привели к трансформации основных ценностных ориентаций нашего общества. Но всё же автора пугает то, что для многих молодых людей понятия «добро» и «зло» становятся абстрактными категориями из сказок, «благо» ассоциируется только с материальным, «долг» воспринимается только как финансовая задолженность. Многие разучились стыдится и не испытываю мук совести, т.к. эта категория не имеет для них никакого значения. Любое общественное поручение, которое ранее человек выполнил бы не задумываясь, теперь вызывает вопрос: «А что мне за это будет?». Можно ли при этом надеяться на ответственное отношение такой личности к обществу, другим людям? Способен ли человек добросовестно выполнять предписанные ему обязанности; пра­вильно ли он их вообще понимает?

Ответственность – это обязанность и необходимость давать от­чет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Эта категория этики и права отражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и своей работе, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Это и способность человека выполнить свой профессиональный долг.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, существующих в обществе. Успешно выполнять свою работу люди могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить.

С долгом тесно связана ещё одна этическая категория – совесть, отвечающая за способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой [2, с. 321-323].

Важно, чтобы любой человек, а тем более такой специалист, как инженер путей сообщения, работа которого связана с безопасностью жизни и деятельности людей, знал, что существует не тольк юридическая, но и моральная ответственность, понимал, какую роль в его жизни играют долг, совесть и другие этические категории. Человек, усвоивший моральные ценности, получает дополнительный стимул для добросовестной работы. Им движет не столько жажда наживы или страх перед наказанием за нарушение правил и законов, сколько осознанная ответственность за результат его деятельности и последствия его поступков, а также уважение к личности другого человека и желание помочь людям. Тем самым берётся под контроль один из важнейших источников проблем профессиональной деятельности – так называемый «человеческий фактор».

Сегодняшний уровень развития науки и техники, к сожалению, пока не в силах полностью защитить нас от ошибок человека. Человеческий фактор остаётся одной из главных причин возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Не выявленные или вовремя не устранённые неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов, сцепщиков и т.п. становятся причинами трагедий. Всё это связано с безответственным и халатным отношением работников железнодорожного транспорта к исполнению своих обязанностей. Конечно, вторым пунктом в списке причин стоит отказ или поломка техники. Со временем всё устаревает, а средств для своевременного качественного ремонта и замены изношенного оборудования, подвижного состава и пути чаще всего не хватает. Но и здесь вина ложится на плечи человека, т.к. техника целиком и полностью зависит от эксплуатации, обслуживания и контроля, им осуществляемых. Вероятно, мы вообще никогда не освободимся от ответственности.

Но принятие ответственности делает жизнь человека намного сложнее.  Как верно подмечено Э. Фроммом в его книге «Бегство от свободы», многие люди тяготятся ответственностью и пытаются найти способы, позволяющие сложить её с себя на социальном уровне. Одни перекладывают её на власть, лидера, вождя, «сильную личность», готовых взять на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов. Другие идут по пути «автоматизирующего конформизма» – некритичного принятия чужого мнения (СМИ и пр.), превращения мнения общества в свое собственное [3].

На наш взгляд, сегодня эти тенденции только усиливаются из-за ранее описанных особенностей коммуникации. Иллюстрацией этого может быть любимое выражение многих современных студентов, служащее оправданием их безответственного отношения к учёбе и друг другу – «не мы такие, а жизнь такая».

Как же помочь человеку принять бремя ответственности, как привить чувство долга? Это весьма сложная задача, для решения которой требуются объединённые усилия всего общества и его институтов: семьи, дошкольных образовательных учреждений, школы, ВУЗов, СМИ и т.д. Если ранее государство справлялось с этим с помощью идеологии, пронизывавшей все сферы жизни общества и начинавшей воздействовать на личность ещё в детском саду, то сейчас отношение к любому направленному идеологическому воздействию весьма негативно. Поэтому, на наш взгляд, остаётся долгий и требующий серьёзного системного выстраивания путь гуманизации и гуманитаризации всех ступеней образования.

На современном этапе развития задачами образования должно быть не только вооружение человека специализированными знаниями и умениями, совершенными алгоритмами профессиональной деятельности. Необходимо не только учить, но и воспитывать, давать уроки человечности, этического и эстетического отношения к окружающему миру, к своей будущей профессии, к людям и  к самому себе. На наш взгляд, только дальнейшее развитие общекультурных компонентов образования, привитие важнейших этических ценностей сможет способствовать формированию зрелой и гармоничной личности будущего инженера, что благотворно отразится на его профессиональной деятельности.

 

 

References

1. Gumbreht H.U. Proizvodstvo prisutstviya: Chego ne mozhet peredat' znachenie. - M., 2006. - 184 s.

2. Slovar' po etike/ Pod red. A. A. Guseynova, I. S. Kona. 6-e izd. - M., 1989. - 447 s.

3. Fromm E. Begstvo ot svobody. - M.: Progress-Univers, 1995. - 672 s.

4. Frumkin K. Posle kapitalizma. Buduschee zapadnoy civilizacii [Elektronnyy resurs] / K.Frumkin. - M., 2014. - URL: http:// loveread. ec/read _ book. php?id = 43919&p=44.

Login or Create
* Forgot password?