Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор статьи рассматривает непрерывное профессиональное образование: формальное, неформальное и информальное — как целостную систему обучения педагога.

Ключевые слова:
непрерывное профессиональное образование; система обучения; компетентность.
Текст

Принятие единой общенациональной стратегии инновационного опережающего развития российского образования является важным условием качественного прорыва в обеспечении нового качества жизни в стране.

Надо отметить, что ранее, в условиях индустриального общества, отечественная система профессионального образования успешно выполняла свои задачи, удовлетворяя потребности производства в необходимых для его развития кадрах. Однако динамичное изменение потребностей личности, общества, производства в период глубочайших социально-экономических сдвигов, вхождение России в постиндустриальную эпоху привели к несоответствию результатов профессионального образования этим запросам. Среди задач образования на первый план вышла задача «обучения человека в течение всей жизни». Сегодня в связи с осознанием роли непрерывного образования в образовании взрослых усиливается внимание к реализации всех его подструктур: формального, неформального и информального образования. В формальном образовании учебный процесс организован на нормативной основе: его характеризуют учебный план, программа, получение соответствующего удостоверения. В его рамках обеспечивается непрерывность обучения педагога посредством предоставления ему преемственных образовательных программ, направленных на развитие их профессиональной компетенции, что способствует постоянному повышению их образованности и, тем самым, качества жизни. В условиях динамичных изменений в обществе возможности для развития профессиональной компетенции педагога в формальной системе образования ограничены, так как она не успевает за требованиями, предъявляемыми к педагогу. Возникающие пробелы достаточно быстро позволяет устранить неформальное образование, осуществляемое в таких формах, как: семинары, лектории, мастер-классы и т.д., ориентированное на актуальный педагогический запрос и фактический результат: новое самоопределение, новая информированность, новые способы деятельности и др.; а также информальное образование, рассматриваемое как приобретение новых знаний через СМИ, посредством современных информационных технологий. (Колесникова И.А.) Таким образом, когда речь идет о такой форме образования взрослых, как повышение квалификации необходимо задействовать все подсистемы (формальное, неформальное и информальное образование), которые образуют целостную систему непрерывного обучения педагога и тем самым находятся в единстве и дополняют друг друга.

Реализация системы непрерывного обучения педагога на современном этапе основана на использовании компетентностного подхода. На это направлена государственная образовательная политика, представленная в программе «Наша новая школа». В числе важнейших направлений модернизации образования выделяется повышение качества педагогических кадров. Качественная подготовка педагогов обеспечивается не только овладением ими профессиональных знаний и умений, но и формированием их инновационного мышления и практико-ориентированного подхода у них, реализуемого при решении конкретных образовательных проблем.

Список литературы

1. Кузнецов А.А. Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов // Образовательные стандарты и контроль качества образования. - Вологда, 1996. -

2. С. 60-66.

3. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981.

4. Судаков В.В. Стандартизация образования и творчество педагога // Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов. - Якутск, 1996. - С. 151-156.

Войти или Создать
* Забыли пароль?