Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена обучению будущих преподавателей высшей школы и педагогов общеобразовательных организаций обобщенной ориентировочной основе действия по анализу неструктурированных педагогических проблемных ситуаций с целью повышения эффективности их решения. Обучение построено на основании проблемного обучения в сочетании с системно-деятельностным подходом и технологией поэтапного формирования умственных действий. В эмпирическом исследовании принимали участие аспиранты из 10 различных аспирантских школ НИУ ВШЭ, прошедшие педагогическую практику, будущие преподаватели высшей школы. Эксперимент показывает, что содержание знаний о составе и структуре действия по анализу неструктурированных педагогических проблемных ситуаций, передаваемое в обучении, является внешней причиной повышения эффективности разработки решений неструктурированных проблем в части количества и категориального разнообразия разработанных вариантов решения предложенной проблемной ситуации.
ориентировочная основа действия, решение проблем, проблемная ситуация, задача.
Несмотря на большое внимание, которое привлекает сегодня компетентностный подход в развитии профессионально-педагогической компетентности и ключевых компетенций студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе, данные аспекты все еще учитываются недостаточно.
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 225.
2. Боно Э. Шесть шляп мышления [Текст] / Э. Боно. - Минск: Попурри, 2006. - С. 208.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий [Текст] / П.Я. Гальперин // Психология как объективная наука. - М.: Институт практической психологии, 1998.
4. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - С. 424.
5. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза [Текст] / В.С. Елагина // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10. - С. 113-115.
6. Исикава К. Японские методы управления качеством [Текст] / К. Исикава; под ред. А.В. Гличева; сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1988. - С. 214.
7. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1958. - С. 145.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - С. 720.
9. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 576.
10. BIBLIOGRAPHY Bernie Trilling Charles Fadel 21st Century Skills: Learning for Life in Our Times [б.м.] A Wiley Imprint, 2009.
11. Torrance E.P. Guiding Creative Talent. Englewoodcliff s, N.Y.: Prentice-Hall, 1962.