В данной статье представлено научное обоснование оптимального пути развития готовности родителей к содействию в успешном выборе профессии подростков — составляющей профориентационного потенциала. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что автором раскрыто содержание новых понятий: «профориентационный потенциал семьи», «готовность родителей к содействию», «успешный выбор профессии; Выделены характеристики семей с точки зрения профессиональной ориентации и обозначены некоторые имеющиеся ограничения по выбору профессии подростком в данных семьях. Данный материал отражен в соответствующих рисунках и таблицах. Поскольку сегодня остро акцентирован факт недостаточной интеграции родителей в решении проблемы успешного выбора профессии подростками, идеей опытно-экспериментальной работы, представленной в статье, является использование возможности учреждений дополнительного образования в подготовке родителей к успешному самоопределению подростков в семье. Результатом совместной деятельности родителей, подростков, с одной стороны, является готовность родителей к оказанию содействия подросткам в их самоопределении, с другой — успешность выбора профессии подростками. Автором приведены значимые результаты и выводы, подтверждающие достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
профориентационный потенциал семьи, готовность родителей к содействию, успешный выбор профессии, профессиональное самоопределение подростков, адекватный, осознанный выбор профессии.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ», вступившим в силу с 01.12.2013 в основных понятиях: образование, воспитание, обучение, выделены цели, среди которых выступают — профессиональное развитие человека, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (ст. 2) [3].
Говоря о семье, как о «исторически изменяющейся социальной группе, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности» [8], «малой социальной группе (ячейке) общества, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях» [2], мы считаем важным создание в ней условий для самоопределения и социализации ребенка.
Анализ литературы и изучение трудов ряда ученых, несомненно, показывает, что одной из ведущих ролей в выборе профессионального пути играют родители. Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А.С. Макаренко роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии отмечена в последовательной деятельности А.Д. Сазонова. Рядом ученых: Кыверялгом А.А., Сахаровым В.Ф., Степаненковой Н.К., Симоненко В.Д., Савиных В.Л., Савиной М.С. выделена ведущая роль в координации профориентирования, которая принадлежит школе и педагогам, а родители рассматриваются как один из факторов формирования профессиональной направленности учащихся. В тоже время отмечается недостаточное внимание ученых к проблеме подготовки родителей к оказанию помощи подросткам в успешном выборе будущей профессии, использовании профориентационного потенциала семьи, что актуализировало следующие противоречия между:
- объективной необходимостью оказания помощи подросткам в адекватном, осознанном выборе будущей профессии и неготовностью родителей к выполнению такой функции;
- имеющимися возможностями семьи в эффективном участии в профессиональном самоопределении подростков и недостаточном их использовании образовательными организациями, специалистами, осуществляющими профориентационную деятельность;
- возрастанием роли дополнительного образования детей, основанном на их более высокими вариативными образовательными и развивающими возможностями и их недостаточном использовании в подготовке родителей к оказанию профориентационной помощи подросткам в семье в успешном выборе профессии.
1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977 - Т. 2.
2. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: Антология педагогической мысли: Учеб. пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 200. - 284 с.
3. Новый Закон «Об образовании» в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 453 с.
4. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой, 2000.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 842 с.
6. Савина М.С. Взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся. Метод. пособие. М., 1991. - 72 с.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ: Харвест, 1998.
8. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (Экспресс-справочник для студентов вузов) / М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - С. 169.
9. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников в России: Монография. - Курган: Изд-во Курганского института повышения и переподготовки кадров работников образования. 2000. - 268 с.