DEVELOPMENT OF A FAMILY VOCATIONAL GUIDANCE POTENTIAL AS A CORE PREREQUISITE TO SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Optimized way to nurture parents’ readiness to guide vocational choice of their teenaged children is considered as a consistent element of vocational guidance potential and is scientifically proved. What makes the paper theoretically important, is the fact that the author clarifies the meaning for quite new concepts, as «family vocational guidance potential», «parents’ helpfulness», «successful vocational choice». Families are classified in terms of vocational guidance potential; several limitations in vocational choices of children in each category of families are outlined and illustrated by pictures and tables. Given the accented challenge of insufficient parents’ integration in vocational choices, made by their children, the idea of pilot testing described here, has been to use capabilities of additional professional education establishments to better preparing parents to the mission of facilitating the vocational choices of their children. As a result of parents-children cooperation, the parents are better prepared and eager to help their children in professional self-determination on one hand, while teenagers make more thoughtful vocational choices, on the other hand. Significant results and conclusions are provided, to prove reliability of researching hypothesis, put forward by the author.

Keywords:
family vocational guidance potential, parents’ helpfulness, successful vocational choice, teenagers’ self-determination, adequate, thoughtful vocational choice.
Text

В Федеральном законе «Об образовании в РФ», вступившим в силу с 01.12.2013 в основных понятиях: образование, воспитание, обучение, выделены цели, среди которых выступают — профессиональное развитие человека, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (ст. 2) [3].

Говоря о семье, как о «исторически изменяющейся социальной группе, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности» [8], «малой социальной группе (ячейке) общества, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях» [2], мы считаем важным создание в ней условий для самоопределения и социализации ребенка.

Анализ литературы и изучение трудов ряда ученых, несомненно, показывает, что одной из ведущих ролей в выборе профессионального пути играют родители. Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А.С. Макаренко роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии отмечена в последовательной деятельности А.Д. Сазонова. Рядом ученых: Кыверялгом А.А., Сахаровым В.Ф., Степаненковой Н.К., Симоненко В.Д., Савиных В.Л., Савиной М.С. выделена ведущая роль в координации профориентирования, которая принадлежит школе и педагогам, а родители рассматриваются как один из факторов формирования профессиональной направленности учащихся. В тоже время отмечается недостаточное внимание ученых к проблеме подготовки родителей к оказанию помощи подросткам в успешном выборе будущей профессии, использовании профориентационного потенциала семьи, что актуализировало следующие противоречия между:

  • объективной необходимостью оказания помощи подросткам в адекватном, осознанном выборе будущей профессии и неготовностью родителей к выполнению такой функции;
  • имеющимися возможностями семьи в эффективном участии в профессиональном самоопределении подростков и недостаточном их использовании образовательными организациями, специалистами, осуществляющими профориентационную деятельность;
  • возрастанием роли дополнительного образования детей, основанном на их более высокими вариативными образовательными и развивающими возможностями и их недостаточном использовании в подготовке родителей к оказанию профориентационной помощи подросткам в семье в успешном выборе профессии.
References

1. Makarenko A.S. Lektsii o vospitanii detey [Lectures on parenting]. Moscow, 1977, Part 2.

2. Mikhashchenko A.L. Semeynaya pedagogika: Antologiya pedagogicheskoy mysli [Family Pedagogy: An Anthology of educational thought]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2011. 284 p.

3. Novyy Zakon Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2013 g. [The new Law on Education in the Russian Federation. Text with amendments for 2013]. «Eksmo» Publ., 2013. 453 p.

4. Efremova T.F. Novyy tolkovo-slovoobrazovatel´nyy slovar´ russkogo yazyka [New glossary and dictionary of Russian derivation]. 2000.

5. Ozhegov S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyy slovar´ russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 842 p.

6. Savina M.S. Vzaimodeystvie shkoly i sem´i v professional´noy orientatsii uchashchikhsya [Interaction of school and family in the professional orientation of students]. Moscow, 1991. 72 p.

7. Golovin S.Yu. Slovar´ prakticheskogo psikhologa [Dictionary of Practical Psychology]. Moscow, AST Publ., Kharvest Publ., 1998.

8. Samygin S.I., Perov G.O. Sotsiologiya: 100 ekzamenatsionnykh otvetov [Sociology: 100 exam answers]. Moscow, IKTs «MarT» Publ., Rostov-On-Don, Publishing Center «MarT», 2005, p.169.

9. Sazonov A.D. Professional´naya orientatsiya shkol´nikov v Rossii [Professional orientation of students in Russia]. Kurgan, Publishing House of Kurgan Institute of Further and Retraining of Educators. 2000. 268 p.

Login or Create
* Forgot password?