Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Реализация инновационных проектов остается трудновыполнимой задачей для большинства российских предприятий строительной отрасли, так как требует привлечения значительных финансовых ресурсов. Совершенствование системы налогового стимулирования, как одного из инструментов государственной поддержки инноваций, позволит высвободить часть средств для финансирования инновационной деятельности.
инновационная деятельность, инновации, налоговые льготы, налоговая система, налоговое стимулирование.
В настоящее время важнейшим условием эффективного развития экономики страны, повышения конкурентоспособности России на международном рынке, является комплексное и сбалансированное развитие высокотехнологичного производства. Развитие инновационной сферы становится стратегической целью для целого ряда отраслей и хозяйствующих субъектов, особенно в условиях санкционных ограничений, введенных западными странами.
Вместе с тем, реализация инновационных проектов остается трудновыполнимой задачей для большинства российских предприятий по причине необходимости привлечения значительных финансовых вложений при высокой степени риска неполучения в полном объеме запланированных результатов.
Следовательно, только комплексная государственная поддержка расширения инвестиций инновационного характера позволит добиться экономического роста.
В этой связи, основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности являются: развитие нормативно-правовой базы, с целью защиты интересов субъектов инновационной деятельности; поддержка и стимулирование развития инновационной инфраструктуры; финансовая и информационная поддержка инновационных проектов, в том числе, реализуемых субъектами малого предпринимательства.
Меры государственного воздействия на деятельность в сфере науки и инноваций делят на прямые и косвенные. Прямые методы стимулирования инноваций включают в себя непосредственное финансирование научных разработок за счет средств бюджета, предоставление кредитов на льготных условиях, субсидирование части процентных ставок по кредитам на инновационную деятельность, создание государственных фондов поддержки науки и инноваций и др. Данные меры имеют ряд ограничений. В частности, существующие рамки бюджетного финансирования и бюрократические препоны не позволяют в должной мере поддерживать реализацию отдельных инновационных проектов.
В отличие от прямых, косвенные методы господдержки создания и внедрения инноваций направлены на стимулирование инновационных процессов в экономике, формирование благоприятного инвестиционного климата. Косвенные методы позволяют хозяйствующим субъектам высвободить часть финансовых ресурсов для осуществления затрат по финансированию инновационной деятельности. Одним из основных косвенных методов поддержки инновационной деятельности со стороны государства является система налогового стимулирования.
Основным инструментами налогового стимулирования инновационной деятельности выступают пониженные налоговые ставки, льготное налогообложение прибыли, инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация и др. В частности, в России применяются следующие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности:
- льготы при учете расходов на НИОКР по налогу на прибыль;
- ускоренный порядок амортизации активов, используемых в научно – технической деятельности;
- освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
- освобождение от НДС при реализации НИОКР, при реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- создание резерва расходов на НИОКР;
- льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам;
- инвестиционный налоговый кредит.
Согласно российскому законодательству организации, осуществляющие деятельность в сфере инноваций, имеют право учитывать расходы на НИОКР при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Предприятия могут уменьшать ее на величину произведенных в текущем году расходов на проведение исследований и разработок. В соответствии со статьей 262 НК РФ расходами на научные исследования и опытно-конструкторские разработки признаются «расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления» [1]. К расходам на НИОКР относятся:
- «суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым для выполнения НИОКР, начисленные за период, в течение которого указанное имущество использовалось исключительно для выполнения НИОКР;
- суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР;
- материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР;
- стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика;»
- отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;
- другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, осуществляющих данный вид работ.
Согласно Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 года № 988 «Об утверждении Перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» утверждены определенные виды НИОКР в области индустрии наносистем, информационно-телекоммуникационных систем, наук о жизни, рационального природопользования, транспортных и космических систем, энергоэффективности, энергосбережения и ядерной энергетики, затраты по которым разрешено не только включать в расчет налога на прибыль, но и увеличивать в 1,5 раза.
Для учета затрат на НИОКР при расчете налога на прибыль не имеет значения результат исследований и разработок. Подобные затраты признаются сразу после завершения НИОКР или отдельных их этапов и подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Следующим инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности является использование особой амортизационной политики по отношению к активам, используемым в инновационной деятельности. Данная мера позволяет переносить стоимость основного средства в расходы в три раза быстрее. Касаемо амортизации нематериальных активов, предприятиям дано право самостоятельно определять срок их полезного использования, не зависимо от срока действия договора (рис.1).
Как известно, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, определяемая как разница между доходами и расходами. Налоговым законодательством определен перечень доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы. Согласно статье 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. Законодательством РФ установлен перечень организаций, в том числе реализующих инновационные проекты, получающих гранты (безвозмездную помощь), которые не подлежат налогообложению.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность, могут формировать резерв расходов на НИОКР. Срок формирования резервов устанавливается на период не более двух лет для каждого проекта (ст. 267.2 НК РФ). Размер резерва не может превышать смету инновационного проекта. Разработана формула для определения предельного размера отчислений в резерв, согласно которой «максимальный размер резерва не должен превышать 3% доходов от реализации отчетного (налогового) периода за минусом затрат на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» [1].
Одной из мер поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации является создание центра «Сколково», представляющего собой особую форму партнерства государства, науки и бизнеса. К участникам данного проекта относятся организации, осуществляющие деятельность по следующим направлениям [3]:
- «энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
- ядерные технологии;
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.»
Начисление амортизации по активам,
используемым в инновационной деятельности
Основные средства:
основное средство используется исключительно в научно-технической деятельности
Нематериальные активы:
промышленные образцы, ноу-хау, исключительные права на изобретения, на использование программ для ЭВМ
Льгота:
применяется повышающий коэффициент не выше 3
Льгота:
Срок полезного использования устанавливается самостоятельно (но не менее двух лет)
Рис. 1. Амортизационные льготы, применяемые в налогообложении
инновационной деятельности
Для участников этого проекта предусмотрены льготы в части уплаты налогов:
1. Участники проекта «имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения указанного статуса (п. 1 ст. 246.1 НК РФ). При этом, если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысил 1 млрд. руб., то компания теряет право на использование данного освобождения» [1];
2. Участники проекта «имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость, предоставляемое резидентам инновационного центра «Сколково» [1];
Условия получения указанных льгот представлены в табл. 1.
Таблица 1
Условия получения льгот по НДС и налогу на прибыль [3,5]
3. Участники проекта освобождены от уплаты налога на имущество (п. 20 ст. 381 НК РФ). Компания утрачивает право на льготу либо после утраты статуса участника инновационного центра «Сколково», либо с начала года, в котором совокупный размер прибыли за весь период существования составит 300 млн. руб.;
4. Организации – участники проекта «Сколково» имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта. Так, на настоящий момент, тариф взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 14,0 %, в Фонд социального и Фонд обязательного медицинского страхования – 0 % [3].
Особые привилегии предоставлены организациям инновационной сферы, которые являются субъектами малого бизнеса и применяют упрощенную систему налогообложения. Для таких предприятий предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Основное условие ее применения - зарабатывать по инновационному виду деятельности не менее 70% всех доходов.
Важной мерой поддержки инновационно ориентированной экономики является предоставление льгот по налогу на добавленную стоимость. Так, отечественным производителям, осуществляющим исследования и разработки, предоставляется освобождение от НДС (при условии выполнения в составе НИОКР разработки конструкции инженерного объекта или технической системы, либо разработки новых технологий и создании опытных образцов машин и оборудования). Освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ. Не подлежат обложению НДС операции по выполнению:
1. «НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств фонда фундаментальных исследований, фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (см. пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ)» [1].
2. «НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности (см. пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации» [1].
Также не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
К льготированию инновационной деятельности в Российской Федерации можно также отнести предоставление льготы по уплате имущественного налога для объектов основных средств, обладающих высокой энергоэффективностью, предоставляемой на три года с момента принятия данного основного средства к учету. Правительством РФ утвержден Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности [4].
Как уже упоминалось, эффективным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности является инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой сумму денежных средств, оставляемых у организации в связи с предоставлением ей отсрочки платежа по налогу при условии, что средства в размере «отсроченного» налога направляются на проведение НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным налогам и местному налогу (земельному налогу).
При условии применения инвестиционного налогового кредита организация получает право на уменьшение своих платежей по налогу (не более 50% суммы налога к уплате) в течение определенного срока, при условии последующей поэтапной уплаты суммы кредита и начисленных процентов. Принципы платности, срочности и возвратности в предоставлении инвестиционного налогового кредита в России составляют его главное отличие от конструкций налогового кредита в зарубежных странах. При таком порядке предоставления востребованность инвестиционного налогового кредита со стороны налогоплательщиков крайне мала. На сегодняшний момент инвестиционный налоговый кредит не получил широкого практического распространения на территории России. Причиной этому – сдерживающее воздействие различных факторов как административного, так и экономического характера.
Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время в России разработано достаточное количество инструментов поддержки и стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, позволяющих уменьшать им свои налоговые обязательства с целью направления высвобождаемых средств на реинвестирование инновационной деятельности. Но, вместе с тем, стоит отметить определенные сложности фактического применения перечисленных льгот в связи со сложностями налогового администрирования. Кроме того, использование таких льгот несет определенные риски и для государства, которые выражаются в возможных финансовых потерях от недополучения налоговых платежей. Таким образом, требуется дополнительная глубокая проработка данной проблемы с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос.Думой 16 июля 1998г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
2. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
3. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
5. Безденежных Я. Особенности учета и налогообложения в инновационных компаниях // Новая бухгалтерия. 2012. № 2. С. 76-95.
6. Брянцева Т.А., Шевченко М.В. Организация системы внутреннего контроля инновационной деятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. №7. С. 175-180.
7. Брянцева Т.А., Шевченко М.В. К во-просу о внутреннем контроле инновационной деятельности // Белгородский экономический вестник. 2016. № 1 (81). С. 57-62.
8. Бухонова С.М., Шаповалова Т.А. О роли инноваций в современном обществе // Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. С 38-41.
9. Королева Л.П., Кандрашкина М.Л. Налоговый кредит как инструмент стимулирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок: зарубежный и отечественный опыт // Финансы и кредит. 2015. №30 (654). С 29-39.
10. Современные методы учета, анализа и аудита: монография / под общ. ред. проф. И.А. Слабинской. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. С. 80-89.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос.Думой 16 июля 1998г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
12. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
13. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
14. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant.ru.
15. Безденежных Я. Особенности учета и налогообложения в инновационных компаниях // Новая бухгалтерия. 2012. № 2. С. 76-95.
16. Брянцева Т.А., Шевченко М.В. Организация системы внутреннего контроля инновационной деятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. №7. С. 175-180.
17. Брянцева Т.А., Шевченко М.В. К вопросу о внутреннем контроле инновационной деятельности // Белгородский экономический вестник. 2016. № 1 (81). С. 57-62.
18. Бухонова С.М., Шаповалова Т.А. О роли инноваций в современном обществе // Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. С 38-41.