ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФИЛИАЛАХ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Строительные ВУЗы, организующие и реализующие на практике образовательный процесс, как правило, имеют в своей структуре филиалы, которые осуществляют набор и организуют обучение непосредственно в регионе, где находится филиал, т.е. на местах. В связи с этим, по нашему мнению, процесс обучения в филиалах должен так же проходить процедуру внутреннего контроля образовательного процесса, т.к. является ключевым звеном в организации обучения и посредником между обучающимися и куратором курса. В статье авторы обосновали необходимость проведения внутреннего контроля образовательного процесса в филиалах высшего учебного заведения. Выделили основные этапы и формы контроля, учитывая специфику указанного образовательного процесса и удаленность филиалов от высшего учебного заведения.

Ключевые слова:
образовательный процесс, филиал высшего учебного заведения, внутренний контроль, строительство.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Вспомогательную функцию куратора курса структурного подразделения удаленного образования в филиалах выполняет сотрудник филиала, т.е. представитель. В функционал представителя филиала входят следующие основные задачи: • организация приемной комиссии (агитация абитуриентов, организация и проведение вступительных испытаний, заключение договоров, формирование личных дел); • организация образовательного процесса (помощь обучающимся, выполнение функций по организации и проведению вебинаров); • документация (прием заявлений от обучающихся, формирования отчетов по оплате за обучение и иных затребованных документов); • иные функции, возлагаемые на представителя по распоряжению руководителя образовательного учреждения [1, 2]. Анализ существующей практики организации образовательного процесса показал, что кроме представителя, который организует работу с обучающимися и куратором структурного подразделения, в филиале должны находиться сотрудники, отвечающие за техническую оснащенность удаленности образовательного процесса. Представитель должен взаимодействовать с куратором, который находится в структурном подразделении головного ВУЗа, и совместно выполнять функции по организации обучения, используя для этого современные информационные и коммуникационных технологии (электронная почта, skype). В связи с тем, что организация образова-тельного процесса для обучающихся филиалов напрямую зависит от деятельности сотрудников филиала, проведение внутреннего контроля в филиале является обязательным для системы обучения в целом. При организации проведения внутреннего контроля образовательного процесса необходимо четко обозначить механизм взаимодействия отдела внутреннего контроля с руководством ВУЗа и структурными подразделениями, ответственных за работу филиалов [3]. Анализ показал, что проведение внутреннего контроля образовательного процесса в филиалах, особенно строительного направления, можно разделить на основные этапы: а) Квалификационные требования к: 1. Сотрудникам филиалов, курирующих обучающихся; 2. Сотрудникам, осуществляющих кон-троль за техническим оснащением образова-тельного процесса. б) Техническая оснащенность и функцио-нирование информационных технологий (компьютеры, специализированные программы) [4, 5]; в) документация, представляемая в струк-турное подразделение ВУЗа; г) организация удаленного образовательного процесса. Внутренний контроль образовательного процесса в филиалах строительного ВУЗа можно разделить на два вида: 1. Выездная проверка – сотрудник отдела внутреннего контроля, согласно плану внутренней проверки, выезжает в филиал, проводит проверку согласно утвержденному плану на предмет ведения документов, работы со студентами филиала, оснащенность техникой и программным обеспечением образовательного процесса, ведения документации представителями филиала и соблюдения должностных инструк-ций [6, 10]. 2. Проверка информации, представляемой из филиала (проводится в головном ВУЗе) – сотрудник отдела внутреннего контроля осуществляет проверку документов, работы сотрудников и иной информации, полученной из филиала в структурное подразделение ВУЗа, осуществляющем обучение. Основные этапы и формы проведения внутреннего контроля [7, 8, 9], представленные в таблице 1, помогут контролерам спланировать работу на год, в т.ч. время командировок, закупку билетов, планирование расходов на поездки, подготовку специализированных документов для поездок, предварительную проверку в виде опроса представителей и сотрудников головного ВУЗа, относящиеся к удаленному образовательному процессу. Таблица 1 Формы внутреннего контроля основных этапов обучения в филиалах Основные этапы внутренне-го контроля в филиале Форма проверки Плановое время проверки Примечание Квалификационные требования к сотрудникам Выездная Раз в год, перед началом учебного процесса Курсы повышения квалификации можно проводить в головном ВУЗе Техническая оснащенность образовательного процесса Выездная Перед началом семестра (2 раза в год) Возможна проверка методом тестирования из головного ВУЗа Документация по образова-тельному процессу пред-ставляемая филиалами На месте В течение года, согласно пла-ну проверки структурного подразделения - Организация образователь-ного процесса Выездная На месте В течение образовательного процесса Форма проверки зависит от этапа образовательного процесса При этом план проведения внутреннего контроля филиала составляется перед началом учебного года и согласовывается с Ректором ВУЗа, руководителем управления по региональному развитию, руководителем филиала, руководителем структурного подразделения осуществляющего обучение по филиалам (декан, директор). Перед проведением проверки, контролер собирает информацию с управления регионального развития и структурного подразделения по филиалам [11, 12]. Указанные подразделения представляют по требованию контролера запрашиваемую информацию в установленный срок. Контролер анализирует полученную ин-формацию, после чего составляет план внутренней проверки, представленный в таблице 2, и утверждает форму его выполнения – выездная или на месте, о чем информирует Ректора ВУЗа и директора филиала. По результатам проверки внутренний контролер пишет заключение и рекомендации по деятельности филиала, которое представляет руководству ВУЗа [13]. На основании полученных результатов принимаются корректирующие мероприятия, которые должны провести ответственные структурные подразделения и филиал. Можно сделать вывод, что основная часть работы по организации образовательного процесса в филиале лежит на представителе филиала, это означает, что уровень его квалификации напрямую влияет на качество образовательного процесса. Из этого следует, что контрольные процедуры по квалификационным требованиям сотрудников филиала должны выполняться в первую очередь [15]. Рекомендуется проводить повышение квалификации сотрудников не реже раза в год перед началом учебного года. Повышение квалификации можно выполнять путем сбора представителей в головном ВУЗе и/или по средствам дистанционных курсов. В программе повышения квалификации должны участвовать сотрудники ответственных структурных подразделений, специалисты в области образовательных технологий, технический персонал ВУЗа, и по необходимости приглашенные специалисты в области методического сопровождения обучения [14]. При этом сотрудники филиалов должны иметь такую же высокую квалификацию и зна-ния в области образовательных технологий, как и работник в головном ВУЗе, в первую очередь, это связано с тем, что работа в филиалах напрямую влияет на качество представляемого образования в целом. Таблица 2 План проведения внутренней проверки этапов образовательного процесса в филиалах Объект проверки Предмет проверки Форма проверки Контрольные процедуры Ответственный сотрудник 1 этап – Приемная комиссия Организация вступительных испытаний - Документация (экза-менационные листы, протоколы); - Техническая работа компьютеров для про-хождения вступительных испытаний Выездная Опрос, сопоставле-ние документов с образцами, наблю-дение Ответственный сек-ретарь приемной ко-миссии в филиале Заключение договоров Формы договоров Выездная Сопоставление заключаемых договоров с образцами Ответственный сек-ретарь приемной ко-миссии в филиале Формирование личных дел - Прием документов по перечню; - Проверка подлинно-сти документов; - Проверка правильно-сти заполнения доку-ментов - Выездная; - На месте, по факту представления лич-ных дел в структур-ное подразделение по филиалам Сопоставление до-кументов с образ-цами Представитель филиала 2 этап – образовательный процесс Документация - Заявления и иные до-кументы студентов; - Копии приказов по работе ВУЗа; - Копии приказов о движении контингента обучающихся; - Иные документы из структурного подраз-деления по контингенту обучающихся Выездная - Проверка наличия документов; - Сопоставления по наличию докумен-тов Представитель филиала Работа со сту-дентами - Своевременная по-мощь обучающимся; -Информационная пол-нота сайта филиала - Форма общения с обучающимися (элек-тронная почта и иное); - Открытость информа-ции для обучающихся На месте (по сред-ствам Интернет) - Ознакомление с сайтом; - Обращение к представителю фи-лиала Представитель филиал Работа с кура-тором струк-турного под-разделения по работе с фили-алам - Запрашиваемые до-кументы для организа-ции учебного процесса (отчет об оплате, отчет о посещаемости веби-наров); - Своевременное пред-ставление информации кураторам На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу от куратора Представитель филиала; Куратор курса; Директор филиала Работа с руко-водителем структурного подразделе-ния/управления регионально-го развития - Отчетность за работу; - Представление отче-тов по работе с обуча-ющимися На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу от руково-дителя Представитель филиала 3 этап – Государственная итоговая аттестация (ГИА) Работа с вы-пускниками - Контроль за предо-ставлением справок с места практики обуча-ющимися; - Контроль за предо-ставлением заявлений с выбором тем в срок; - Контроль за соблюде-нием выполнения плана выпускной работы На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу Представитель филиала Организация студентов на ГИА - Работа с обучающи-мися по организации сдачи ГИА; - Запрос документов с головного ВУЗа; - Приезд в головной ВУЗ с целью вспомога-тельной функции (по необходимости) Выездная На месте Ознакомление с документами по запросу; Наблюдение Представитель филиала 4 этап - архив Сдача личных дел в архив Представления доку-ментов в головной ВУЗ по запросу специали-стов На месте Проверка документов по факту Представитель филиала
Список литературы

1. Вяткина Е.О. Система внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения /Е.О. Вяткина// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7. № 1 (2015) Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN115.pdf

2. Вяткина Е.О. Регламентация проведения внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения // «Евразийский союз ученых» Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1(18)/2015. Ч. 3. С. 123-125.

3. Ткаченко Ю.А. Документирование внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 192-202.

4. Хахонова Н.Н., Плахотя Т.В. Принципы построения системы внутреннего контроля в образовательных учреждениях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 2. С. 130-138.

5. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. 320 с.

6. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методики, практика). М.: Альянс Пресс, 2006. 132 c.

7. Слабинская И.А., Ткаченко Ю.А. Формирование системы внутреннего контроля российских компаний в условиях мирового экономического кризиса // Белгородский экономический вестник. 2009. № 2 (54). С. 58-67.

8. Слабинский Д.В. Способы выявления мошенничества и их диагностика // Белгородский экономический вестник. 2010. №2 (58). С. 71-74.

9. Ткаченко Ю.А., Сухорученко Е.А. Специализированные подразделения системы внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 1 (73). С. 108-111.

10. Ткаченко Ю.А. Документирование внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 192-202.

11. Чижова Л.П., Слабинская И.А., Ткаченко Ю.А. Учет расходов на содержание службы внутреннего контроля // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 3. С. 64-67.

12. Ткаченко Ю.А., Курило Е.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Белгородский экономический вестник. 2016. № 3 (83). С. 62-66.

13. Ткаченко Ю.А., Шевченко М.В. Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 2. С. 196-199.

14. Slabinskaya I.A., Tkachenko Y.А., Benderskaya O.B., Slabinskiy D.V., 2014. Internal controls organization: a methodology approach. World Applied Sciences Journal.Т. 30, 10:1205-1207.

15. Irina A. Slabinskaya, Iuliia A. Tkachenko, Denis V. Slabinskiy and Aleksandr A. Mitrokhin, 2015. Approaches to the Performance of Economic Agent Internal Control. International Business Management, 9: 1136-1140.


Войти или Создать
* Забыли пароль?