Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение. Вспомогательную функцию куратора курса структурного подразделения удаленного образования в филиалах выполняет сотрудник филиала, т.е. представитель. В функционал представителя филиала входят следующие основные задачи:
• организация приемной комиссии (агитация абитуриентов, организация и проведение вступительных испытаний, заключение договоров, формирование личных дел);
• организация образовательного процесса (помощь обучающимся, выполнение функций по организации и проведению вебинаров);
• документация (прием заявлений от обучающихся, формирования отчетов по оплате за обучение и иных затребованных документов);
• иные функции, возлагаемые на представителя по распоряжению руководителя образовательного учреждения [1, 2].
Анализ существующей практики организации образовательного процесса показал, что кроме представителя, который организует работу с обучающимися и куратором структурного подразделения, в филиале должны находиться сотрудники, отвечающие за техническую оснащенность удаленности образовательного процесса.
Представитель должен взаимодействовать с куратором, который находится в структурном подразделении головного ВУЗа, и совместно выполнять функции по организации обучения, используя для этого современные информационные и коммуникационных технологии (электронная почта, skype).
В связи с тем, что организация образова-тельного процесса для обучающихся филиалов напрямую зависит от деятельности сотрудников филиала, проведение внутреннего контроля в филиале является обязательным для системы обучения в целом.
При организации проведения внутреннего контроля образовательного процесса необходимо четко обозначить механизм взаимодействия отдела внутреннего контроля с руководством ВУЗа и структурными подразделениями, ответственных за работу филиалов [3].
Анализ показал, что проведение внутреннего контроля образовательного процесса в филиалах, особенно строительного направления, можно разделить на основные этапы:
а) Квалификационные требования к:
1. Сотрудникам филиалов, курирующих обучающихся;
2. Сотрудникам, осуществляющих кон-троль за техническим оснащением образова-тельного процесса.
б) Техническая оснащенность и функцио-нирование информационных технологий (компьютеры, специализированные программы) [4, 5];
в) документация, представляемая в струк-турное подразделение ВУЗа;
г) организация удаленного образовательного процесса.
Внутренний контроль образовательного процесса в филиалах строительного ВУЗа можно разделить на два вида:
1. Выездная проверка – сотрудник отдела внутреннего контроля, согласно плану внутренней проверки, выезжает в филиал, проводит проверку согласно утвержденному плану на предмет ведения документов, работы со студентами филиала, оснащенность техникой и программным обеспечением образовательного процесса, ведения документации представителями филиала и соблюдения должностных инструк-ций [6, 10].
2. Проверка информации, представляемой из филиала (проводится в головном ВУЗе) – сотрудник отдела внутреннего контроля осуществляет проверку документов, работы сотрудников и иной информации, полученной из филиала в структурное подразделение ВУЗа, осуществляющем обучение.
Основные этапы и формы проведения внутреннего контроля [7, 8, 9], представленные в таблице 1, помогут контролерам спланировать работу на год, в т.ч. время командировок, закупку билетов, планирование расходов на поездки, подготовку специализированных документов для поездок, предварительную проверку в виде опроса представителей и сотрудников головного ВУЗа, относящиеся к удаленному образовательному процессу.
Таблица 1
Формы внутреннего контроля основных этапов обучения в филиалах
Основные этапы внутренне-го контроля в филиале Форма
проверки Плановое время проверки Примечание
Квалификационные
требования к сотрудникам Выездная Раз в год, перед началом учебного процесса Курсы повышения квалификации можно проводить в головном ВУЗе
Техническая оснащенность образовательного процесса Выездная Перед началом семестра (2 раза в год) Возможна проверка методом
тестирования из головного ВУЗа
Документация по образова-тельному процессу пред-ставляемая филиалами На месте В течение года, согласно пла-ну проверки структурного подразделения -
Организация образователь-ного процесса Выездная
На месте В течение образовательного процесса Форма проверки зависит от этапа образовательного процесса
При этом план проведения внутреннего контроля филиала составляется перед началом учебного года и согласовывается с Ректором ВУЗа, руководителем управления по региональному развитию, руководителем филиала, руководителем структурного подразделения осуществляющего обучение по филиалам (декан, директор).
Перед проведением проверки, контролер собирает информацию с управления регионального развития и структурного подразделения по филиалам [11, 12].
Указанные подразделения представляют по требованию контролера запрашиваемую информацию в установленный срок.
Контролер анализирует полученную ин-формацию, после чего составляет план внутренней проверки, представленный в таблице 2, и утверждает форму его выполнения – выездная или на месте, о чем информирует Ректора ВУЗа и директора филиала.
По результатам проверки внутренний контролер пишет заключение и рекомендации по деятельности филиала, которое представляет руководству ВУЗа [13].
На основании полученных результатов принимаются корректирующие мероприятия, которые должны провести ответственные структурные подразделения и филиал.
Можно сделать вывод, что основная часть работы по организации образовательного процесса в филиале лежит на представителе филиала, это означает, что уровень его квалификации напрямую влияет на качество образовательного процесса.
Из этого следует, что контрольные процедуры по квалификационным требованиям сотрудников филиала должны выполняться в первую очередь [15].
Рекомендуется проводить повышение квалификации сотрудников не реже раза в год перед началом учебного года. Повышение квалификации можно выполнять путем сбора представителей в головном ВУЗе и/или по средствам дистанционных курсов.
В программе повышения квалификации должны участвовать сотрудники ответственных структурных подразделений, специалисты в области образовательных технологий, технический персонал ВУЗа, и по необходимости приглашенные специалисты в области методического сопровождения обучения [14].
При этом сотрудники филиалов должны иметь такую же высокую квалификацию и зна-ния в области образовательных технологий, как и работник в головном ВУЗе, в первую очередь, это связано с тем, что работа в филиалах напрямую влияет на качество представляемого образования в целом.
Таблица 2
План проведения внутренней проверки этапов образовательного процесса в филиалах
Объект
проверки Предмет проверки Форма проверки Контрольные
процедуры Ответственный
сотрудник
1 этап – Приемная комиссия
Организация вступительных испытаний - Документация (экза-менационные листы, протоколы);
- Техническая работа компьютеров для про-хождения вступительных испытаний Выездная Опрос, сопоставле-ние документов с образцами, наблю-дение Ответственный сек-ретарь приемной ко-миссии в филиале
Заключение договоров Формы договоров Выездная Сопоставление заключаемых договоров с образцами Ответственный сек-ретарь приемной ко-миссии в филиале
Формирование личных дел - Прием документов по перечню;
- Проверка подлинно-сти документов;
- Проверка правильно-сти заполнения доку-ментов - Выездная;
- На месте, по факту представления лич-ных дел в структур-ное подразделение по филиалам Сопоставление до-кументов с образ-цами Представитель
филиала
2 этап – образовательный процесс
Документация - Заявления и иные до-кументы студентов;
- Копии приказов по работе ВУЗа;
- Копии приказов о движении контингента обучающихся;
- Иные документы из структурного подраз-деления по контингенту обучающихся Выездная - Проверка наличия документов;
- Сопоставления по наличию докумен-тов Представитель
филиала
Работа со сту-дентами - Своевременная по-мощь обучающимся;
-Информационная пол-нота сайта филиала
- Форма общения с обучающимися (элек-тронная почта и иное);
- Открытость информа-ции для обучающихся На месте (по сред-ствам Интернет) - Ознакомление с сайтом;
- Обращение к представителю фи-лиала Представитель
филиал
Работа с кура-тором струк-турного под-разделения по работе с фили-алам - Запрашиваемые до-кументы для организа-ции учебного процесса (отчет об оплате, отчет о посещаемости веби-наров);
- Своевременное пред-ставление информации кураторам На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу от куратора Представитель
филиала;
Куратор курса;
Директор филиала
Работа с руко-водителем структурного подразделе-ния/управления регионально-го развития - Отчетность за работу;
- Представление отче-тов по работе с обуча-ющимися На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу от руково-дителя Представитель
филиала
3 этап – Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Работа с вы-пускниками - Контроль за предо-ставлением справок с места практики обуча-ющимися;
- Контроль за предо-ставлением заявлений с выбором тем в срок;
- Контроль за соблюде-нием выполнения плана выпускной работы На месте (по факту проверки структур-ного подразделения) Ознакомление с документами по запросу Представитель
филиала
Организация студентов на ГИА - Работа с обучающи-мися по организации сдачи ГИА;
- Запрос документов с головного ВУЗа;
- Приезд в головной ВУЗ с целью вспомога-тельной функции (по необходимости) Выездная
На месте Ознакомление с документами по запросу;
Наблюдение Представитель
филиала
4 этап - архив
Сдача личных дел в архив Представления доку-ментов в головной ВУЗ по запросу специали-стов На месте Проверка
документов по факту Представитель
филиала