Способность и готовность работника сознательно управлять качеством своего потенциала и инициировать позитивные изменения в организации, содействуя ее успеху, выступает реальной движущей силой развития и устойчивой конкурентоспособности современной компании. В связи с этим актуальным направлением научных исследований является изучение организационных механизмов, обеспечивающих максимальное раскрытие потенциала проактивности работника (ППР) в интересах организации. Методология исследования основана на положениях концепций самолидерства и личной инициативы, концепции самоорганизующихся саморазвивающихся систем (2С-системы). Методика исследования: опрос работников магазинов международной сети, реализующей парфюмерно-косметические товары мировых брендов в г. Перми. Анализ данных проводился при помощи PLS-анализа с использованием программы SmartPLS. Результаты. Установлено, что самое значимое положительное влияние на ППР оказывают организационное лидерство как движущая сила профессиональной активности работников; система развития и обучения персонала как возможность для формирования уникальных компетенций работников; организационная культура компании, как «транслятор» идеи творчества, креативности и инициативы работников. Наименьшее влияние на инициативное поведение персонала оказывают структура управления организации и система мотивации. Результаты данного исследования могут использоваться для мониторинга внутренней среды и выявления организационных барьеров для инициативного поведения работников как в целом по персоналу, так и отдельных целевых групп сотрудников.
потенциал проактивности работника, самолидерство, саморазвитие, вовлеченность, организационное лидерство, организационная культура, система обучения и развития персонала.
Устойчивая конкурентоспособность организации в сложных и динамичных условиях современной бизнес-среды определяется тем, насколько эффективно она сможет задействовать свой человеческий потенциал для создания или
перехвата коммерческих возможностей, выдвигая на первый план проблему проактивности персонала [18], воспринимаемой сегодня как наиболее критическая детерминанта успеха организации [13].
1. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в централизованной компании) [Текст] / Х. Виссема: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.
2. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал [Текст] / А. Горц: пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской. - М.: Изд. дом Гос. ун-та. ВШЭ, 2010. - 208 с.
3. Клочко В.Е. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст [Текст] / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 8. - С. 146-151.
4. Комаров С.В. На рубеже изменения парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы [Текст] / С.В. Комаров, А.В. Молодчик, К.С. Пустовойт // Журнал экономической теории. - 2012. - № 3. - С. 132-142.
5. Крутова А.В. Методические вопросы оценки процессов саморазвития организации [Текст] / А.В. Крутова, А.В. Молодчик, К.С. Пустовойт // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 4. - С. 160-169.
6. Молодчик А.В. Эмпирический анализ влияния организационно-мотивационных механизмов на инициативу создания нового знания на промышленных предприятиях Пермского края [Текст] / А.В. Молодчик, А.В. Крутова, М.А. Молодчик // Журнал экономической теории. - 2015. - № 1. - С. 113-122.
7. От самоорганизации к саморазвитию: смена парадигмы менеджмента [Текст] / Н.Б. Акатов [и др.]; под ред. С.В. Комарова. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2013. - 257 c.
8. Сенге П. «Как научиться изменяться». Интервью с Аланом Вебером [Текст] / П. Сенге // Искусство управления. - Март. - 2000. - С. 6-20.
9. Эсаулова И.А. Мотивационный механизм саморазвития сотрудников как фактор инновационного развития организации [Текст] / И.А. Эсаулова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2014. - № 1 (19). - С. 68-71.
10. Эсаулова И.А. Проблемы и факторы саморазвития персонала высокотехнологичного предприятия [Текст] / И.А. Эсаулова, И.В. Семенова // Вестник университета (ГУУ). - 2014. - № 15. - C. 210-214.
11. Bloom M., Colbert A.E. An Integration and Extension of Intrinsic Motivation Theories: The Role of Core Affect, in Aparna Joshi, Hui Liao, Joseph J. Martocchio (ed.). Research in Personnel and Human Resources Management. Vol. 30. Emerald Group Publishing Limited. 20Pp. 73-114.
12. Bryant А., & Kazan А. Self-Leadership: How to Become a More Successful, Efficient and Effective Leader from the Inside Out. McGraw-Hill, 20224 p.
13. Crant J.M. Proactive Behavior in Organizations. Journal of Management, 2000. Vol. 26. No 3. Pp 435-462.
14. Crant J.M., Li N., Liang J. The Role of Proactive Personality in Job Satisfaction and Organizational Citizenship Behavior: A Relational Perspective. Journal of Applied Psychology. American Psychological Association 2010. Vol. 95. No. 2. Pp. 395-404.
15. Esaulova I.A., Semenova I.V. Self-leadership, self-development, engagement as the mechanisms of the modern employee proactivity // The Strategies of Modern Science Development: Proceedings of the XI International scientific - practical conference. North Charleston. USA, 12-13 October 2016. Рp. 65-69.
16. Frese M., & Fay D. Personal initiative (PI): An active performance concept for work in the 21st century. Research in Organizational Behavior, 2001. Vol. 23. Pp. 133-187.
17. Jeroen P.J. de Jong, Den Hartog D.N. How leaders influence employees’ innovative behavior // The Netherlands European Journal of Innovation Management. 2007. Vol. 10. № 1. P. 41-64. DOIhttps://doi.org/10.1108/14601060710720546.
18. Kelley R.E. How to Be a Star at Work: 9 Breakthrough Strategies You Need to Succeed / Crown Publishing Group. New York: Times Books. 1999. 336 р.
19. Lombardi M. The Engagement / Performance Equation. Aberdeen Group, 2011.
20. Manz C.C. Self-leadership: Toward an expanded theory of selfinfluence processes in organizations. Academy of Management Review, 1986. No. 11. Рр. 585-600.
21. Robinson D., Perryman S., & Hayday S. The Drivers of Employee Engagement. Institute for Employment Studies. Brighton, 2004.
22. Sanders K., Moorkamp M., Torka N., Groeneveld S., Groeneveld C. How to Support Innovative Behaviour? The Role of LMX and Satisfaction with HR Practices // Technology and Investment. 2010. №1. P. 59-68. DOIhttps://doi.org/10.4236/ti.2010.11007.
23. Stewart G.L., Courtright S.H., Manz C.C. Self-Leadership: A Multilevel Review. Journal of Management, 2011. Vol. 37 (1). Pp. 185-222.