В статье представлен обзор актуализированного второго издания учебника В.В. Абраменковой «Социальная психология детства». Новые технологии исследования и методический инструментарий, адекватный задачам социальной психологии детства, позволили автору преодолеть недостатки традиционного изучения отношений ребенка с миром и приблизиться к объемному и целостному видению феномена современного детства как результата социогенеза детско-взрослых отношений. Создание механизмов духовно-нравственной безопасности детства тесно связано в аспекте саморазвития ребенка и воли к преодолению духовно-тлетворных ситуаций и влияний, сопротивляемости им. Подобное свойство определяет способность приобретать и использовать знания и веру, чтобы встретить лицом к лицу ситуацию стресса эффективной стратегией. Именно поэтому духовно-нравственная безопасность для государства – это создание условий, позволяющих обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего, культурного, этического и интеллектуального характера) в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. Этот процесс тесно связан с безопасностью детства.
социальная психология, феноменология отношений, социокультурное развитие детей, духовно-нравственная безопасность.
Учебник В.В. Абраменковой, автора много лет занимающегося проблемами детства [2–5], «Социальная психология детства» (2-е издание) написан на чрезвычайно актуальную, теоретически и практически значимую для современного мира тему – «ребенок на пересечении возраста, истории, культуры» [1]. В контексте данного оригинального и перспективного междисциплинарного направления, обозначенного как социальная психология детства, автором прослеживается эволюция важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, – семьи и детского сообщества; анализируются условия и механизмы проявления в группах мальчиков и девочек способности к действенному состраданию и сорадованию; раскрывается уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира – целостной системы отношений. Показаны особый драматизм развития современного детства, риски и уязвимость, сила и жизнестойкость ребенка в обретении безопасности развития.
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения и рассчитан на студентов, обучающихся по направлениям подготовки: психология, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование (бакалавриат). В то же время междисциплинарные научные идеи, разнообразные исследовательские материалы, острые проблемы современности, живой стиль изложения – все это открывает возможности для использования учебника в смежных дисциплинах и для обучения в магистратуре. Книга может быть интересна школьным педагогам и психологам, преподавателям вузов, научным работникам, а также всем тем, кто интересуется проблемами детства, феноменами детской субкультуры в истории и современности.
Текст учебника существенно расширен по сравнению с 1 изданием, он состоит из предисловия, пяти частей / разделов (суммарно 19 глав), заключения, рекомендованной литературы, а также приложений, состоящих из тезауруса основных понятий, списка использованных источников и детских рисунков, которые анализируются в тексте. Каждая глава и все разделы сопровождены методическим аппаратом: резюме и вопросами для творческого осмысления и самопроверки, что облегчает обучающимся бакалаврам и магистрам усвоение обширного материала.
Структура учебника задана логикой и контекстом четырех уровней системно-научной методологии. В первой части / разделе обозначены основные системообразующие направления социальной психологии детства, определены ее центральные категории и понятия, сформулирован предмет и методологические принципы, поэтапно раскрываемые в последующих главах. Применение предлагаемой системно-научной методологии в социальной психологии детства обуславливает применение известных в науке принципов (исторической реконструкции, экологической валидности) и применения основного механизма функционирования отношений ребенка в системе «идентификация – отчуждение».
Во втором разделе реализуется социогенетический подход к анализу отношений ребенка в семье и детском сообществе в социокультурном диахроническом аспекте. Раскрыто содержание детско-молодежной субкультуры, их основные функции и значение для всеобщей культуры. Показано, в частности, как детская субкультура выступает в качестве зоны вариативного развития ребенка. Отмечу также рассмотрение автором сказки как социогенетического инварианта семейных отношений. Относительно молодежной субкультуры интересен показ вербального переосмысления подростком своего Я и социальной референтной группы в процессе имя наречения прозвищами и никнеймами, визуального преобразования собственного тела (в тату, пирсинге). Также раскрыто психологическое содержание тяги к «экстриму» (паркур и экстремальные виды развлечений) и потребность во внешнем преобразовании мира (граффити и флешмоб) в детско-молодежной среде, а также и современные социально-психологические механизмы криминализации неформального движения.
Высокую актуальность имеет глава 7, посвященная психологическим механизмам и формам воздействия игрушки на ребенка, поскольку именно игрушка как объект информационного воздействия находится в максимальном интерактивном взаимодействии с ребенком. Убедительно высвечено, что современная игрушка способна транслировать негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание, трансформируя детское сознание, переворачивая ценности, навязывая негативные установки детского поведения. Это позволяет ввести эвристическое понятие «антиигрушки», ее символический смысл разрушения детского сознания.
Раздел третий учебника раскрывает закономерности и динамику отношений в детских группах, в эмпирическом плане значимые понятия и категории теоретического осмысления темы: а) механизмы проявления гуманных отношений, в частности, через коллективистскую идентификацию в детских группах; б) закономерности генезиса отношений как «параллелограмм развития»; в) проявление сострадания и сорадования у дошкольников и младших школьников. Анализ условий и механизмов гендерных проявлений способности к состраданию и сорадованию дает дополнительные ракурсы оценки современных, достаточно противоречивых научных представлений о тематике «пол – гендер – унисекс».
Четвертая часть учебника представляет собой реализацию новых методических решений в контексте изучения составляющих детской картины мира как «пространства отношений в детской субкультуре». В данном разделе обращает на себя внимание изучение представлений детей о техногенных опасностях (глава 12), субъективного образа будущего мира у детей в сравнении соответствующих «картинок будущего» у подростков российской и американской культур (глава 14), воздействия информационной среды, в частности, экранных технологий (ТВ, компьютера, телефона), на становление детской картины мира (глава 16).
Завершающая пятая (новая) часть учебника «Риски безопасного развития детства и их преодоление» определяет ведущие факторы, основные тенденции и риски современного детства. Актуальность данного раздела выделена особо, ибо здесь не только формулируется проблема информационно-психологической безопасности ребенка, но и намечены перспективы ее обеспечения. Информационно-психологическая безопасность ребенка понимается как состояние защищенности его психики от действия многообразных информационных факторов, несущих в себе деформацию позитивной детской картины мира и системы отношений с окружающей средой, социальных связей со взрослыми и сверстниками и с самим собой. В данном разделе ясно постулируется: современная детская информационная среда является для детей и подростков территорией опасности и личностной деструкции.
Автор выделяет следующие угрозы и риски духовно-информационной безопасности и их последствия: девальвация духовных ценностей, снижение духовно-нравственного потенциала общества; ослабление семьи как фундаментальной ячейки общества; пропаганда анти-ценностей; снижение эффективности системы образования; информационная война как манипулирование информацией и дезинформация в обществе и детской среде особенно.
Большую негативную роль в детском информационном пространстве, как показала автор, играет телевидение, интернет, видеоигры с агрессивным и «кровавым содержанием» усиливают риски. Тема безопасности детства раскрывается В.В. Абраменковой многопланово. В главе 18 рассматривается эта тема безопасности в образовательной среде – в дошкольном образовательном пространстве, в школе (а это такие деструктивные для личности детей явления как буллинг, кибербуллинг и другие формы школьного насилия). Интересно также рассмотрение проблемы безопасности детства в образовательных учреждениях за рубежом.
Значительной новизной обладает глава 19, в которой рассматриваются конкретные механизмы и возможности развития детей в опасных, экстремальных условиях жизни. В частности, большой интерес представляет феномен совладающего поведения в стрессовых ситуациях. Сопротивляемость, жизнестойкость ребенка в этих ситуациях понимаются как ресурс его безопасного развития. Примечательно, что анализ поведения детей в экстремальных ситуациях (военные действия, землетрясения, пожары, наводнения, теракты и пр.) дают примеры исключительного мужества и стойкости ребенка перед лицом страшных испытаний.
В.В. Абраменкова раскрывает объективные и субъективные ресурсы обеспечения психологической безопасности детства, важнейшей характеристикой которой является ориентация на духовно-нравственные ценности. Но, пожалуй, главная инновационная идея книги, и она же – выражение системообразующего фактора, – введение понятия «святое детство» не только как «идеальная норма развития», но и как главный ресурс общества в его кризисном состоянии. Психология детской святости, как потенциальная духовная одаренность ребенка, дает возможность выхода к пониманию сущности человека, обретения им смысла бытия и своего предназначения.
Итак, новые подходы и технологии, а также авторский методический инструментарий, адекватный задачам социальной психологии детства, позволяет преодолеть традиционную «робинзонаду» изучения отношений ребенка с миром и приблизиться к объемному и целостному видению феномена современного детства. Можно констатировать, что учебник д-ра психол. наук В.В. Абраменковой «Социальная психология детства», 2-е изд., является не только оригинальным учебно-методическим, но и фундаментальным научным трудом, представляющим практико-ориентированную и научную значимость для различных направлений психологической науки и образования. Он написан на высоко актуальную для высшего образования тему – «Социокультурное развитие детства в мире и обретение им духовно-нравственной безопасности».
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=612339
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире [Текст] / В.В.Абраменкова // Мир психологии. - 2011. - № 4. - С. 160-173.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры [Текст] / В.В.Абраменкова // Новые ценности образования. - 2007. - № 3. - С. 48.
4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-и социогенезе [Текст] / В.В.Абраменкова // Мир психологии. - 1996. - № 3. - С. 129.
5. Абраменкова В.В. Действенная групповая эмоциональная идентификация как проявление альтруистического поведения и способы ее исследования у дошкольников [Текст] / В.В.Абраменкова //Новые исследования в психологии. - 1978. - № 2. - С. 89.