The article presents a review of the updated second edition of the textbook of V.V. Abramenkova "Social Psychology of Childhood". New research technologies and methodological tools adequate to the tasks of the social psychology of childhood allowed the author to overcome the shortcomings of the traditional study of the child´s relations with the world and to approach the three-dimensional and holistic vision of the phenomenon of modern childhood as a result of the sociogenesis of children´s adult relationships. The creation of mechanisms for the spiritual and moral security of childhood is closely linked in the aspect of the child´s self-development and the will to overcome spiritual and harmful situations and influences, resistance to them. This property determines the ability to acquire and use knowledge and faith to face the stress situation with an effective strategy. That is why spiritual and moral security for the state is the creation of conditions that allow society to preserve its vital parameters (first of all, cultural, ethical and intellectual character) within the historically established norm. Their going beyond the norm leads to the disintegration of society as an integral system in connection with the destruction of the spiritual and moral foundations that structure it. This process is closely related to the safety of childhood.
Social psychology, the phenomenology of relations, the socio-cultural development of children, and spiritual and moral security.
Учебник В.В. Абраменковой, автора много лет занимающегося проблемами детства [2–5], «Социальная психология детства» (2-е издание) написан на чрезвычайно актуальную, теоретически и практически значимую для современного мира тему – «ребенок на пересечении возраста, истории, культуры» [1]. В контексте данного оригинального и перспективного междисциплинарного направления, обозначенного как социальная психология детства, автором прослеживается эволюция важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, – семьи и детского сообщества; анализируются условия и механизмы проявления в группах мальчиков и девочек способности к действенному состраданию и сорадованию; раскрывается уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира – целостной системы отношений. Показаны особый драматизм развития современного детства, риски и уязвимость, сила и жизнестойкость ребенка в обретении безопасности развития.
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения и рассчитан на студентов, обучающихся по направлениям подготовки: психология, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование (бакалавриат). В то же время междисциплинарные научные идеи, разнообразные исследовательские материалы, острые проблемы современности, живой стиль изложения – все это открывает возможности для использования учебника в смежных дисциплинах и для обучения в магистратуре. Книга может быть интересна школьным педагогам и психологам, преподавателям вузов, научным работникам, а также всем тем, кто интересуется проблемами детства, феноменами детской субкультуры в истории и современности.
Текст учебника существенно расширен по сравнению с 1 изданием, он состоит из предисловия, пяти частей / разделов (суммарно 19 глав), заключения, рекомендованной литературы, а также приложений, состоящих из тезауруса основных понятий, списка использованных источников и детских рисунков, которые анализируются в тексте. Каждая глава и все разделы сопровождены методическим аппаратом: резюме и вопросами для творческого осмысления и самопроверки, что облегчает обучающимся бакалаврам и магистрам усвоение обширного материала.
Структура учебника задана логикой и контекстом четырех уровней системно-научной методологии. В первой части / разделе обозначены основные системообразующие направления социальной психологии детства, определены ее центральные категории и понятия, сформулирован предмет и методологические принципы, поэтапно раскрываемые в последующих главах. Применение предлагаемой системно-научной методологии в социальной психологии детства обуславливает применение известных в науке принципов (исторической реконструкции, экологической валидности) и применения основного механизма функционирования отношений ребенка в системе «идентификация – отчуждение».
Во втором разделе реализуется социогенетический подход к анализу отношений ребенка в семье и детском сообществе в социокультурном диахроническом аспекте. Раскрыто содержание детско-молодежной субкультуры, их основные функции и значение для всеобщей культуры. Показано, в частности, как детская субкультура выступает в качестве зоны вариативного развития ребенка. Отмечу также рассмотрение автором сказки как социогенетического инварианта семейных отношений. Относительно молодежной субкультуры интересен показ вербального переосмысления подростком своего Я и социальной референтной группы в процессе имя наречения прозвищами и никнеймами, визуального преобразования собственного тела (в тату, пирсинге). Также раскрыто психологическое содержание тяги к «экстриму» (паркур и экстремальные виды развлечений) и потребность во внешнем преобразовании мира (граффити и флешмоб) в детско-молодежной среде, а также и современные социально-психологические механизмы криминализации неформального движения.
Высокую актуальность имеет глава 7, посвященная психологическим механизмам и формам воздействия игрушки на ребенка, поскольку именно игрушка как объект информационного воздействия находится в максимальном интерактивном взаимодействии с ребенком. Убедительно высвечено, что современная игрушка способна транслировать негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание, трансформируя детское сознание, переворачивая ценности, навязывая негативные установки детского поведения. Это позволяет ввести эвристическое понятие «антиигрушки», ее символический смысл разрушения детского сознания.
Раздел третий учебника раскрывает закономерности и динамику отношений в детских группах, в эмпирическом плане значимые понятия и категории теоретического осмысления темы: а) механизмы проявления гуманных отношений, в частности, через коллективистскую идентификацию в детских группах; б) закономерности генезиса отношений как «параллелограмм развития»; в) проявление сострадания и сорадования у дошкольников и младших школьников. Анализ условий и механизмов гендерных проявлений способности к состраданию и сорадованию дает дополнительные ракурсы оценки современных, достаточно противоречивых научных представлений о тематике «пол – гендер – унисекс».
Четвертая часть учебника представляет собой реализацию новых методических решений в контексте изучения составляющих детской картины мира как «пространства отношений в детской субкультуре». В данном разделе обращает на себя внимание изучение представлений детей о техногенных опасностях (глава 12), субъективного образа будущего мира у детей в сравнении соответствующих «картинок будущего» у подростков российской и американской культур (глава 14), воздействия информационной среды, в частности, экранных технологий (ТВ, компьютера, телефона), на становление детской картины мира (глава 16).
Завершающая пятая (новая) часть учебника «Риски безопасного развития детства и их преодоление» определяет ведущие факторы, основные тенденции и риски современного детства. Актуальность данного раздела выделена особо, ибо здесь не только формулируется проблема информационно-психологической безопасности ребенка, но и намечены перспективы ее обеспечения. Информационно-психологическая безопасность ребенка понимается как состояние защищенности его психики от действия многообразных информационных факторов, несущих в себе деформацию позитивной детской картины мира и системы отношений с окружающей средой, социальных связей со взрослыми и сверстниками и с самим собой. В данном разделе ясно постулируется: современная детская информационная среда является для детей и подростков территорией опасности и личностной деструкции.
Автор выделяет следующие угрозы и риски духовно-информационной безопасности и их последствия: девальвация духовных ценностей, снижение духовно-нравственного потенциала общества; ослабление семьи как фундаментальной ячейки общества; пропаганда анти-ценностей; снижение эффективности системы образования; информационная война как манипулирование информацией и дезинформация в обществе и детской среде особенно.
Большую негативную роль в детском информационном пространстве, как показала автор, играет телевидение, интернет, видеоигры с агрессивным и «кровавым содержанием» усиливают риски. Тема безопасности детства раскрывается В.В. Абраменковой многопланово. В главе 18 рассматривается эта тема безопасности в образовательной среде – в дошкольном образовательном пространстве, в школе (а это такие деструктивные для личности детей явления как буллинг, кибербуллинг и другие формы школьного насилия). Интересно также рассмотрение проблемы безопасности детства в образовательных учреждениях за рубежом.
Значительной новизной обладает глава 19, в которой рассматриваются конкретные механизмы и возможности развития детей в опасных, экстремальных условиях жизни. В частности, большой интерес представляет феномен совладающего поведения в стрессовых ситуациях. Сопротивляемость, жизнестойкость ребенка в этих ситуациях понимаются как ресурс его безопасного развития. Примечательно, что анализ поведения детей в экстремальных ситуациях (военные действия, землетрясения, пожары, наводнения, теракты и пр.) дают примеры исключительного мужества и стойкости ребенка перед лицом страшных испытаний.
В.В. Абраменкова раскрывает объективные и субъективные ресурсы обеспечения психологической безопасности детства, важнейшей характеристикой которой является ориентация на духовно-нравственные ценности. Но, пожалуй, главная инновационная идея книги, и она же – выражение системообразующего фактора, – введение понятия «святое детство» не только как «идеальная норма развития», но и как главный ресурс общества в его кризисном состоянии. Психология детской святости, как потенциальная духовная одаренность ребенка, дает возможность выхода к пониманию сущности человека, обретения им смысла бытия и своего предназначения.
Итак, новые подходы и технологии, а также авторский методический инструментарий, адекватный задачам социальной психологии детства, позволяет преодолеть традиционную «робинзонаду» изучения отношений ребенка с миром и приблизиться к объемному и целостному видению феномена современного детства. Можно констатировать, что учебник д-ра психол. наук В.В. Абраменковой «Социальная психология детства», 2-е изд., является не только оригинальным учебно-методическим, но и фундаментальным научным трудом, представляющим практико-ориентированную и научную значимость для различных направлений психологической науки и образования. Он написан на высоко актуальную для высшего образования тему – «Социокультурное развитие детства в мире и обретение им духовно-нравственной безопасности».
1. Abramenkova V.V. Sotsial´naya psikhologiya detstva [Elektronnyy resurs]: uchebnik / V.V. Abramenkova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : INFRA-M, 2017. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=612339
2. Abramenkova V.V. Sotsial´naya psikhologiya detstva o sisteme otnosheniy rebenka v mire [Tekst] / V.V.Abramenkova. Mir psikhologii. - 2011. - № 4. - S. 160-173.
3. Abramenkova V.V. Sotsial´naya psikhologiya detstva v prostranstve detskoy subkul´tury [Tekst] / V.V.Abramenkova. Novye tsennosti obrazovaniya. - 2007. - № 3. - S. 48.
4. Abramenkova V.V. Sotsial´naya psikhologiya detstva: rebenok sredi vzroslykh i sverstnikov v onto-i sotsiogeneze [Tekst] / V.V.Abramenkova. Mir psikhologii. - 1996. - № 3. - S. 129.
5. Abramenkova V.V. Deystvennaya gruppovaya emotsional´naya identifikatsiya kak proyavlenie al´truisticheskogo povedeniya i sposoby ee issledovaniya u doshkol´nikov [Tekst] / V.V.Abramenkova //Novye issledovaniya v psikhologii. - 1978. - № 2. - S. 89.