Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены насущные проблемы, обозначенные в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации: во-первых, «деградация мотивации учащихся к чтению»; во-вторых, «неполное обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся». В статье излагается определяющая роль коммуникативной и читательской компетенций учителей в совершенствовании учебного процесса, и освещаются возможные пути развития коммуникативной компетенции посредством развития единой речевой среды учебного заведения.
концепция, чтение, мотивация, речевая культура, коммуникативная компетентность, профессиональное развитие, языковая среда, речевой регламент.
В утвержденной 9 апреля 2016 г. «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (далее — Концепция) подчеркивается значение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования: «Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства».
1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. - М., 2016. - http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
2. закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2013.
3. Введенская Л., Павлова Л. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
4. Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: Русская панорама, 2013.
5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М. (любое издание).
6. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. - М., 2008.
7. Емельянова Т.В., Савченко К.В. Речевой регламент школы как основа формирования, развития и совершенствования функциональной грамотности школьников // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: Сетевой научно-методический журнал. - 2016. - № 4. - С. 89-99.
8. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. - М.: Проспект, 2015.
9. Ипполитова Н.А., Савова М.Р., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. Практикум. - М.: Проспект, 2016.
10. Кошанский Н.Ф. Риторика. - М.: Русская панорама, 2013.
11. Лихачев Д.С. Письма к молодым читателям: hitp://ethics.ri/edu/likhachev
12. Куно К. Молодежь и чтение во Франции сегодня / К. Куно // Что мы читаем? Какие мы? - СПб., 1999. - Вып. 3. - C. 90-96.
13. Обернихина Г.А. Роль литературных музеев в формировании коммуникативной культуры личности // Всероссийский съезд краеведов-филологов: материалы съезда / сост. М.А. Соловьева. - Ярославль: Академия 76, 2015. С. 127-132.
14. Обернихина Г.А. Чтение в системе литературного образования. Чтение в системе литературного образования. Шолохов М.А. в современном мире: Сборник материалов научной конференции 14-15 октября 2015 г. / Под науч. ред. Н.Д. Котовчихиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. С. 66-74.
15. Сметанникова Н. Будем ли отстающими (Международный опыт повышения качества чтения) / Н. Сметанникова // Библиотечное дело. - 2004. - № 11. - С. 2-4.
16. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. - М.: Издательство «Эйдос»: Издательство Института образования человека, 2012.
17. Чудинова В. Грамотность и благополучие нации - понятия неразделимые: Организация политики в области чтения за рубежом / Чудинова В. // Библиотека. - 1999. - № 1. - С. 68-71.