ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются особенности системы высшего аграрного образования за рубежом, определяются пути совершенствования качества и повышения конкурентоспособности высшего аграрного образования в России, предлагаются конкретные шаги по повышению уровня подготовки специалистов на базе Казанского ГАУ. Задачами данного исследования являются: проанализировать особенности системы высшего аграрного образования за рубежом; определить пути улучшения качества и повышения конкурентоспособности высшего аграрного образования в России; предложить конкретные пути совершенствования уровня подготовки специалистов высшего аграрного образования на базе Казанского ГАУ.

Ключевые слова:
аграрное образование, улучшение качества, повышение конкурентоспособности.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Интеграция российских вузов в мировое образовательное пространство ярко проявляется в сфере аграрного образования. Глобализация, происходящая в мире, оказывает существенное влияние на сферы образования  и науки, что настоятельно требует укрепления и развития международного сотрудничества между учеными всех стран, масштабной модернизации системы высшего образования в аграрной сфере.
Аграрное образование в России долгое время воспринималось только как отраслевая проблема. Однако реалии последних лет, в частности, санкции, введенные Западом, включая продуктовое эмбарго, выявили стратегическое значение необходимости коренных изменений в аграрном образовании. 
Одним из главных сдерживающих факторов развития аграрного производства и бизнеса в России является недостаточный уровень подготовки квалифицированных кадров. В отечественном агропромышленном комплексе особенно остро стоит кадровый вопрос, так как сельскохозяйственным компаниям трудно найти выпускников, профессиональный уровень которых отвечал бы требованиям времени. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, ежегодное количество выпускников российских аграрных вузов составляет  87 тыс. человек. Однако аграрные предприятия принимают  к себе на работу лишь 36% молодых специалистов, так как уровень их подготовки по ряду параметров не соответствует современным требованиям науки и производства.   В журнале «Агроинвестор» президент группы компаний «Русские фермы» А. Даниленко отмечает: «…аграрные вузы не в состоянии подготовить специалистов, разбирающихся в новейших технологиях. В стране практически нет университетов или колледжей, которые бы имели технически оснащенные учебные базы. Студентов часто готовят на устаревшей технике и по учебникам, описывающим устаревшие технологии»[1]. Генеральный директор компании «KUHN-Украина» Виктор Сыч также поддерживает А. Даниленко относительно современной техники и совершенно справедливо задает наболевший риторический вопрос: «Студентов необходимо учить на современных образцах. Но где аграрному университету взять денег , чтобы купить технику John Deere, CLAAS, KUHN?»[

Список литературы

1. Гроздова А., Лушникова М. Кадровый голод // Агроинвестор. – 2012. – №10 [URL: http://www.agroinvestor.ru/analytics/article/ 14780 -kadrovyy-golod] [Электронный ресурс] [21/05/2016].

2. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. – 2003. - №2. – С.132-144.

3. Ефимов В. Методологические аспекты высокотехнологичного устойчивого развития АПК//Вестник Орёл ГУ. – 2007. – №6. – С. 32-34.

4. Бочкарев А. Государственная поддержка аграрных вузов в США и России // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. -2011. - №4. – С. 94-101.

5. Гроздова А., Лушникова М. Кадровый голод // Агроинвестор. – 2012. – №10 [URL: http://www.agroinvestor.ru/analytics/article/ 14780 -kadrovyy-golod] [Электронный ресурс] [21/05/2016].

6. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. – 2003. - №2. – С.132-144.

7. Ефимов В. Методологические аспекты высокотехнологичного устойчивого развития АПК//Вестник Орёл ГУ. – 2007. – №6. – С. 32-34.

8. Бочкарев А. Государственная поддержка аграрных вузов в США и России // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. -2011. - №4. – С. 94-101.

9. The 100 best Universities in the World. [URL: http://www. thebestschools.org/features/100-best-universities- in-world-today] [Электронный ресурс] [08/05/2016].

10. Top Agricultural Sciences Universities in the World. [URL: http://www.usnews.com/education/best-global-universities/ agricultural-sciences] [Электронный ресурс] [08/05/2016].

11. Система образования Франции. [URL http://www.studyabroad.ru/sysfr.php] [Электронный ресурс] [2/10/2016]

12. Бочкарев А. Аграрная наука в вузах России и США// Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2010. –№4. – С. 97-101

13. Резолюция Второго Народного собрания в поддержку РАН / Суть Времени. – 2016. – № 50. – С. 1.

14. Хоружий Л.И. Перспективы развития аграрного образования // Бухучёт в сельском хозяйстве. – 2008. – №6. – С. 7.

15. Семенов С.А. О финансировании науки в России и в Америке [URL: https://www.proza.ru/avtor/gessen1&book=6] [Электронный ресурс] [21/05/2016].

16. Слепцов И.И. Перспективы развития высшего аграрного образования Республики Саха (Якутия) / И.И. Слепцов  // Достижения науки и техники АПК. – 2016. – №11. – с. 5-6.

17. Рогов С. Доклад на заседании Президиума РАН [URL: http://www.poisknews.ru/articles/6890-alternativa-primitivu.html]

18. Berk R. Survey of 12 Strategies to Measure Teaching Effectiveness //International Journal of Teaching and Learning in Higher Education/ 2005. – Vol.17. – №1. – Р. 48-62.

19. Хоружий Л.И. [URL:http://www.mcx.ru/documents/document/ show/4239.136.htm] [Электронный ресурс] [21/05/2016].

Войти или Создать
* Забыли пароль?