В статье дается анализ публикаций по истории экономического развития Курской губернии в XIX – начале ХХ в. Изучение экономического потенциала регионов очень важно для исторической науки, поскольку через его призму можно проанализировать и социальные, и духовно-нравственные основы общества. Современные исследователи активно изучают поднятую проблему. Спектр интересов историков весьма широк: финансово-экономическая деятельность органов местного самоуправления, бюджетная политика городов (как губернского, так и уездных), вопросы налоговой политики государства (акцизы, прямые государственные и местные налоги, пошлины), проблемы ценообразования, организация и деятельность различных служб и т.д. Изученные работы основываются на широкий массив архивных материалов и опубликованные источники, что свидетельствует об их достоверности. Однако необходимо подчеркнуть, что некоторые сюжеты при всей востребованности и содержательности, являются фрагментарными и требуют дальнейшей научной разработки.
Курская губерния, экономика, бюджет, финансы, налоги, специализация.
Как показывает исторический опыт, от финансового развития государства, в целом, и отдельно взятых территорий, в частности, зависит стабильное политическое положение, уровень социального и культурного развития общества. Чтобы понять особенности в развитии регионов в настоящее время, необходимо обращаться к его историческому прошлому, выделяя специфику там.
Изучение хода экономических реформ показало, что в настоящее время традиционные методы управления территориями не обеспечивают выживания, сохранения и возрождения социально-экономической общества. С реформированием экономики все очевидней становится необходимость осуществления более эффективных мер по регулированию отдельных сфер и областей экономических отношений. Для эффективного развития территорий крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Обратимся к проблеме изучения финансово-экономического состояния дореволюционной Курской губернии в современной региональной периодической печати. Для анализа поставленных проблем были взяты работы, опубликованные в курском научном журнале «Известия Юго-Западного государственного университета».
Необходимо отметить, что среди различных направлений изучения экономической истории полно и разнопланово среди исследователей поднимается бюджетно-финансовая политика российского государства.
Налоговую систему Империи через призму Курского региона изучали Е.С. Кравцова, Т.А. Чальцева, С.Е. Вородюхин, Горюшкина, О.Е. Чуйков, Ф.А. Гавриков и др.
Прямое государственное и местное налогообложение рассматривается в серии работ д-ра историч. наук, профессора Е.С. Кравцовой, отметим, что они публиковались не только в региональной печати. Ряд публикаций посвящен анализу налоговой системы российского государства в целом [7, 13, 14, 17, 20, 24]. Основные выводы сводятся к тому, что в государстве с 1885 г. проводились важные фискальные реформы, направленные на уменьшение налогового гнета с крестьянского малообеспеченного сословия в сторону более состоятельного населения. Серия работ исследователя посвящена финансовым органам, прямо или косвенно занимающихся назначением и взиманием прямых сборов [8, 9 10, 11, 16, 21, 22]. Елена Сергеевна приходит к выводу, что в конце XIX столетия в России сложилась стройная и достаточно эффективная система финансово-налоговых органов. Имеются интересные работы, касающиеся отдельных видов налогов [12, 18, 19, 23], главным образом, новых – имущественных. Отмечалось, что реформы были незавершенные и запоздалые, а правительство не решилось на введение важнейшего и принципиального изменения – подоходного налога. Отдельно выделим работу Е.С. Кравцовой о междисциплинарности при исследовании налоговой политики [15], что придает направлению еще большую фундированность.
Симбиоз акциза и пошлины – гербовые сборы – раскрывался С.Е. Вородюхиным. Он отмечал, что гербовый сбор во второй половине XIX – начале XX столетия являлся одним из самых распространенных и доходных способов взимания пошлин в Российском государстве и занимал достойное место в формировании государственного бюджета. Следует заметить, что гербовый сбор затрагивал различные аспекты социальной и экономической деятельности человека в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Доходы, связанные с взиманием гербового сбора в России, начиная со второй половины XIX в. и заканчивая началом XX в., постепенно росли. И это было связано с реформами, проводившимися в гербовом законодательстве.
Самой важной мерой в 1874 г. по финансовому законодательству было издание устава о гербовом сборе. Проект этого Устава составлен был высочайше утвержденной комиссией для пересмотра системы податей и сборов при участии Департамента неокладных сборов. Значительное увеличение дохода по гербовому сбору было отмечено в 1879 г. как результат увеличения цены простой гербовой бумаги, гербовых марок, актовой и вексельной гербовой бумаги и введения в губерниях Царства Польского вексельной бумаги. Следующей важной вехой в истории развития законодательства о гербовом сборе явилось издание нового Устава о гербовом сборе 1886 г. Доход от штрафов за употребление на векселя и другие акты простой или неустановленного достоинства гербовой бумаги увеличивался. Вследствие увеличения численности населения возрастали суммы доходов государства. Рост поступлений был характерен и для Курской губернии [2].
Непосредственно курский материал содержится в еще одной работе С.Е. Вородюхина, в которой рассматривается период (1908–1910 гг.), поскольку законодательной основой взимания гербового сбора стал новый Устав о гербовом сборе, принятый 10 июня 1900 г., введенный в действие с 1 марта 1901 г. В рассматриваемый период рост доходов от гербовых пошлин Курской губернии резко увеличился и-за увеличения продаж гербовых марок, что связано с экономическим подъемом в государстве в целом и в курской губернии в частности [3].
Изучению сахарного акциза, его места и роли в формировании государственного бюджета, опираясь на данные Курской губернии, посваящены работы Т.А. Чальцевой. Она отмечает, что с 1848 г. произошло введение сахарного акциза в России. До 1896 г. центральное управление сахарным акцизом оставалось в ведении Департамента неокладных сборов. Местное же заведование сахарным акцизом с 1848 г. «принадлежало Казенным палатам», которые производили надзор за обложением и взиманием сахарного акциза посредством штатных ревизоров, чиновников особых поручений и уездными казначействами, напрямую подчиняясь по данному вопросу центральным финансовым органам управления. С развитием свеклосахарной промышленности в 1860 г. в местах с большим скоплением свеклосахарных заводов учреждалась должность главного инспектора свеклосахарных заводов по акцизной части с определенным штатом: инспекторов, инженеров-технологов, чиновников для поручения и познания дел по сахаро-акцизному надзору.
В 1881 г. в губернских акцизных управлениях произошло учреждение сахарно-акцизных округов. Теперь центральное управление делами,по отношению к сахарному акцизу, принадлежало Департаменту неокладных сборов.
Министерство финансов производило изменения делопроизводства в области сахарного акциза по причине изменения принципа его взимания от обложения производственных мощностей к обложению путем взвешивания готового продукта, а также с учетом предыдущего опыта с целью получения более ясного и своевременного статистического материала о положении сахарной промышленности. Также расширялись обязанности управляющих акцизными сборами по сахарному акцизу. В целом, процесс изменений не стоял на месте, и к концу XIX в. сложилась чёткая система управления сахарным акцизом на местном и центральном уровнях [6].
Вызывает интерес работа исследователя об особенностях поступления сахарного акциза непосредственно с Курской губернией. В России с 1891–1899 гг., т.е. за 8 лет, производство сахара возросло более чем в 2 раза и количество свеклосахарных заводов по Курскому акцизному управлению росло. Это связано с техническим совершенствованием свеклосахарных предприятий, как по всей стране, так и в Курской губернии. Курские сахарозаводчики в 1894–1895 гг. стремились увеличить количество перерабатываемой свекловицы с целью понижения стоимости пуда вырабатываемого продукта. При этом к 1905 г. произошло уменьшение сахарного акциза на 1,4 млн руб., однако это уменьшение было связано с несколькими причинами: меньшие площади посадки, льготы сахарозаводчикам и т.д. Однако по Курской губернии поступление сахарного акциза шло в сторону увеличения, что было вызвано ростом числа свеклосахарных заводов, модернизацией производства и увеличением сахарного акциза в Российской империи [29]. Развивает поставленную проблему Т.А. Чальцева и в других своих работах [27, 29, 30, 31].
Изучению налогового обложения алкоголя посвящены работы Н.Е. Горюшкиной, которая разнопланово подходит к этой проблеме: законодательство, фискальные органы, динамика поступления, как на всероссийском, так и на региональном уровне [4,5].
Таким образом, можно констатировать то, что в регионе активно и разнопланово изучается налоговая политика Российской империи.
Другие направления экономической политики являются более фрагментарными.
Изучению финансовой деятельности местных органов власти Курской губернии в первой четверти XIX в. посвящена работа Н.В Чуба и К.Б. Кудланова. Они отмечают, что сводки архивных финансовых документов Курской губернии за более чем пятнадцатилетний период XIX в. позволяют выявить как материальное положение губернии, так и работу местных финансовых учреждений империи. В 1779 г. в Курске была создана губернская казённая палата, а в губернии учреждались 15 уездных казначейств. Вся работа в казённой палате распределялась между ее структурными частями – экспедициями. Казенные палаты осуществляли финансовые и административно-хозяйственные функции, в частности следили за казёнными доходами, а также назначали и собирали налоги с населения, занимались рекрутским делом, причисляли в мещанство и купечество. Для управления губернскими экспедициями были учреждены должности главного (губернского) казначея и вице- губернатора. После требований В.П. Кочубея от начальников губерний сведений о доходах и расходах каждого города, 24 июня 1810 г. в Курскую казённую палату был выслан «рапорт о высылке очередных сведений» в течение одного месяца. Ведомости разделялись на четыре разряда: экономические годовые доходы, сбор с налогоплательщиков, расходы, остатки от расходов. За основание сведений принимались данные от прошлого года. В связи с этим губернские палаты в установленное время были обязаны высылать годовые отчёты министру внутренних дел и министру финансов, т.е. проведенное реформирование было весьма эффективно [32].
Финансовое положение городов Курской губернии во время Первой мировой войны рассмотрено в статье О.Е. Чуйкова и Ф.А. Гаврикова. Город Курск явился в годы войны распределительным эвакуационным пунктом для раненых и связанная с этим работа по оборудованию лазаретов и по размещению их совершенно не давали возможности заниматься намеченными ранее работами по улучшению хозяйственного и финансового положения городов. Война больно ударила по строительству и благоустройству города, так как на средства городских общественных управлений в 1914 г. производились строительные работы. В связи с нехваткой денег в Курске вводили с 1917 г. всевозможные сборы, что привело к экономическому кризису. Авторы подчеркивали, что данная ситуация к осени 1917 г. поставила финансовое состояние городских центров на грань банкротства. Война неблагоприятно повлияла и на работу банков. Война вызвала неопределенную ситуацию: у банков образовался излишний запас денег. Таким образом, к октябрю 1917 г. финансово-экономическая ситуация в городах была уже не напряженной, а близкой к катастрофе [33].
Этап истории межевания курщины конца XIX – первой половины ХХ в. проанализирован в работе Ю.А. Бугрова и А.Н. Пахомовой. Исследователи указали, что в 1910 г. оценочно-статистическим отделом Курского губернского земства было проведено обследование земельных имуществ Старооскольского уезда. Основной задачей обследования, была задача определения норм доходности 1 десятины различных угодий. Во второй половине XIX в. резко изменилась ситуация с земельными наделами у основной массы крестьян, не хватало даже на прокорм семьи. Но, тем не менее, крестьяне не могли арендовать помещичью землю в силу дороговизны. Поэтому в эти годы наблюдалось стремление к переселению на вольные земли. К сожалению, работы Курского губернского земства не были закончены из-за начавшейся Первой мировой войны, и не известно, какие выводы были сделаны комиссией о нормах доходности одной десятины [1].
Терещенко Д.А. изучает борьбу с ростом цен в городах Курской губернии во время Первой мировой войны, во время которой продовольственный кризис коснулся Курской губернии. Отмечается, что уже 25 июля 1914 г. губернатор начал действовать и потребовал от городских глав выработать фиксированные цены. Но это не решило проблему обеспечения продовольствием жителей городов, которая стала еще больше осложняться начавшимся развалом транспорта. Нехватка товаров и продовольствия способствовали росту спекуляции. Несмотря на принимаемые меры, цены продолжали расти. В октябре 1916 г. Курский губернатор обратился к городам с предложением ввести карточную систему. К концу 1916 г. она была введена городскими управами по соглашению с уездными земствами в следующих городах: Старом и Новом Осколе, Льгове, Фатеже, Грайвороне, Короче и Дмитриеве. Кроме введения карточной системы, городские администрации принимали и другие меры, чтобы хоть как-то смягчить продовольственный кризис. Подводя итог экономическому состоянию городов во время Первой мировой войны, необходимо отметить, что доведенному до полуголодного состояния большинству городского населения стало все равно, кто ими будет управлять: царь, Временное правительство или Советы [25].
Экономические риски и результаты развития энергетической системы рассмотрены в работе Е.П. Жигулина, который подчеркивал, что электрификация послужила катализатором для экономического развития региона [6].
Таким образом, анализ опубликованных работ показывает, что изучение экономической истории в Курской области в настоящее время идет довольно активно, но они не системны и довольно фрагментарны, явно не хватает комплексных работ.
1. Бугров Ю. А., Пахомова А.Н. Из истории межевания курского края: конец XIX - первая половина XX века [Текст] /Ю. А.Бугров, А.Н. Пахомова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2013. - №1. - С. 132-137.
2. Вородюхин С. Е. Роль гербового сбора в бюджете Российской империи во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / С. Е. Вородюхин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2014. - №3. - С. 159-163.
3. Вородюхин С. Е. Анализ поступления доходов от гербовых сборов в казну Российской империи в период 1908-1910 гг. (на примере Курской губернии) [Текст] / С. Е.Вородюхин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2015. - №1. - С. 112-116.
4. Горюшкина Н.Е.«Дешевка»: социальные последствия винной реформы 1863 г. в мемуаристике [Текст] / Н.Е. Горюшкина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2014. - №3. - С. 120-124.
5. Горюшкина Н.Е.«Учредить надзор из лиц непобедимой чести»: о политической судьбе Б.К. Кукеля [Текст] / Н.Е. Горюшкина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2014. - №2. - С. 141-149.
6. Жигулин Е.П. Особенности начального периода электрификации Курской губернии (1898-1928 годы) [Текст] / Е.П. Жигулин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2016. - №3. - С. 188-194.
7. Кравцова Е.С, Петрищева Н.С, Марковчин В.В, Шишкарева Т.Н, Кузнецова Т.Л. История России [Текст] / Е.С. Кравцова, Н.С. Петрищева, В.В. Марковчин, Т.Н. Шишкарева, Т.Л. Кузнецова // Учебное пособие для студентов юридического факультета специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». - Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2016.
8. Кравцова Е.С. Проблема функционирования местных финансовых органов-казенных палат (конец XIX в.-1918 г.) [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №6(116). -С. 150-154.
9. Кравцова Е.С. Вопросы реформирования института податной инспекции в России в феврале-октябре 1917 г. [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №3. - Т.4.- С. 210-219.
10. Кравцова Е.С. Городская дума дореволюционной России и её фискальные функции [Текст] / Е.С. Кравцова // Муниципальная служба: правовые вопросы. -2014. - №2. - С. 12-15.
11. Кравцова Е.С. Роль сельского самоуправления в фискальной сфере в России на рубеже XIX-XX столетий [Текст] / Е.С. Кравцова // Экономическая история. - 2012. - №1. - С. 64-70.
12. Кравцова Е.С. Дискуссия о принятии квартирного налога в России в конце XIX века [Текст] / Е.С. Кравцова // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - №4-1 (43). - С. 139-141.
13. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России [Текст] / Е.С. Кравцова // Автореферат диссертации на соискании ученой степени доктора исторических наук. - Курск, 2011.
14. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885-1917 гг. [Текст] / Е.С. Кравцова // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Курск, 2011.
15. Кравцова Е.С.Междисциплинарноеналоговедение как особая сфера науки России [Текст] / Е.С. Кравцова // Известия Юго-Западного университета. - 2011.- № 6-1 (39). - С. 236-240.
16. Кравцова Е.С. Опыт организации налогового дела в России в конце XIX- начале XXстолетия [Текст] / Е.С. Кравцова // Курск: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед.ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - 2010.
17. Кравцова Е.С. Налоговая система России в конце XIX - начале XX в [Текст] / Е.С. Кравцова // Преподавание истории в школе. - 2009. - №5. - С. 44-47.
18. Кравцова Е.С. Подоходный налог в Российской Империи на рубеже XIX - XX столетий: от идеи до воплощения в жизнь [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 5. - С. 89 94.
19. Кравцова Е.С. Освобожденные от призыва облагались прямым налогом [Текст] / Е.С. Кравцова // Военно исторический журнал. - 2008. - № 2. - С. 64-66.
20. Кравцова Е.С. Особенности налоговой системы России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Е.С. Кравцова // Преподавание истории в школе.
21. Кравцова Е.С. История сбора налогов в Российской провинции на рубеже XIX-XX столетий [Текст] / Е.С. Кравцова // Курск: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед.ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - 2007.
22. Кравцова Е.С. «Податные инспекторы близко стоят к народному карману, но руки их чисты»: взаимоотношения налогоплательщиков с податной инспекцией в России на рубеже XIX-XX столетий [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2007. - № 4(10). - С.12-22.
23. Кравцова Е.С. Фискальная политика государства в отношении Российского предпринимательства на рубеже XIX- XX столетий (на примере губерний центральной России) [Текст] / Е.С. Кравцова // Финансы и бизнес. - 2007. - № 4. - С. 155 166.
24. Кравцова Е.С. Налоги в России в конце XIX- начале XX веков (на примере Курской губернии) [Текст] / Е.С. Кравцова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Курск, 2003.
25. Терещенко Д.А. Борьба с ростом цен в городах Курской губернии во время первой мировой войны [Текст] / Д.А. Терещенко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2015. - №1. - С. 85-91.
26. Чальцева Т. А. Изменения в организации управления сахарного акциза в России во второй половине XIX века [Текст] / Т. А. Чальцева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2016. - №3. - С. 194 199.
27. Чальцева Т. А. Особенности организации взимания косвенных налогов в России в середине 50-х годов XIX в. (по материалам «Устава об акцизе с свеклосахарного производства» 1848 г.) [Текст] / Т. А. Чальцева // Вестник Ленинградского государственного университета А.С.Пушкина. - 2014. - №3. - С. 101-119.
28. Чальцева Т. А. Деятельность министра финансов России Е.Ф. Канкрина как создателя акцизной системы в оценках современников [Текст] / Т. А. Чальцева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2014. - №4. - С. 173-179.
29. Чальцева Т. А. Своеобразие поступления сахарного акциза в Курской губернии в конце XIX - начала XX века (по материалам «Обзоров Курской губернии») [Текст] / Т. А. Чальцева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2015. - №2. - С. 109-114.
30. Чальцева Т. А. Сильные и слабые стороны косвенного налогообложения в Российской Империи конца XIX - начала XX [Текст] / Т. А. Чальцева // Экономическая история. - 2015. - №2. - С. 30-36.
31. Чальцева Т. А. Роль сахарного акциза в формировании дореволюционного российского бюджета [Текст] / Т. А. Чальцева // История. Историки. Источники. - 2015. - №2. - С. 45-54.
32. Чуб Н.В., Кудланов К.Б. Финансовая деятельность местных органов власти Курской губернии в первой четверти XIX века ) [Текст] / Н.В.Чуб, К.Б. Кудланов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2015. - №3. - С. 65-70.
33. Чуйков О.Е., Гавриков Ф.А. Финансовое положение городов Курской губернии во время первой мировой войны [Текст] / О.Е.Чуйков, Ф.А.Гавриков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2013. - №3. - С. 112-117.