The article gives the analysis of works on the history of the economic development of Kursk province in the XIX – early XX centuries. The study of the economic potential of regions is very important for Historical science as through its prism it is possible to analyze both social and moral pillars of any society. The problem under discussion is actively studied by modern researchers. The spectrum of interests of historians is rather wide. They analyze financial and economic activities of the local self-government bodies, the budgetary policy of cities (both the provincial and district ones), the tax policy of the state (excise taxes, direct state and local taxes, fees), the issues of price formation, organization and activities of various services, and etc. The studied works are based on solid data of archival materials and published sources and this fact testifies to their reliability. However,it should be mentioned that some issues are fragmentary and require further scientific researches.
Kursk province, economy, budget, finance, taxes, specialization.
Как показывает исторический опыт, от финансового развития государства, в целом, и отдельно взятых территорий, в частности, зависит стабильное политическое положение, уровень социального и культурного развития общества. Чтобы понять особенности в развитии регионов в настоящее время, необходимо обращаться к его историческому прошлому, выделяя специфику там.
Изучение хода экономических реформ показало, что в настоящее время традиционные методы управления территориями не обеспечивают выживания, сохранения и возрождения социально-экономической общества. С реформированием экономики все очевидней становится необходимость осуществления более эффективных мер по регулированию отдельных сфер и областей экономических отношений. Для эффективного развития территорий крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Обратимся к проблеме изучения финансово-экономического состояния дореволюционной Курской губернии в современной региональной периодической печати. Для анализа поставленных проблем были взяты работы, опубликованные в курском научном журнале «Известия Юго-Западного государственного университета».
Необходимо отметить, что среди различных направлений изучения экономической истории полно и разнопланово среди исследователей поднимается бюджетно-финансовая политика российского государства.
Налоговую систему Империи через призму Курского региона изучали Е.С. Кравцова, Т.А. Чальцева, С.Е. Вородюхин, Горюшкина, О.Е. Чуйков, Ф.А. Гавриков и др.
Прямое государственное и местное налогообложение рассматривается в серии работ д-ра историч. наук, профессора Е.С. Кравцовой, отметим, что они публиковались не только в региональной печати. Ряд публикаций посвящен анализу налоговой системы российского государства в целом [7, 13, 14, 17, 20, 24]. Основные выводы сводятся к тому, что в государстве с 1885 г. проводились важные фискальные реформы, направленные на уменьшение налогового гнета с крестьянского малообеспеченного сословия в сторону более состоятельного населения. Серия работ исследователя посвящена финансовым органам, прямо или косвенно занимающихся назначением и взиманием прямых сборов [8, 9 10, 11, 16, 21, 22]. Елена Сергеевна приходит к выводу, что в конце XIX столетия в России сложилась стройная и достаточно эффективная система финансово-налоговых органов. Имеются интересные работы, касающиеся отдельных видов налогов [12, 18, 19, 23], главным образом, новых – имущественных. Отмечалось, что реформы были незавершенные и запоздалые, а правительство не решилось на введение важнейшего и принципиального изменения – подоходного налога. Отдельно выделим работу Е.С. Кравцовой о междисциплинарности при исследовании налоговой политики [15], что придает направлению еще большую фундированность.
Симбиоз акциза и пошлины – гербовые сборы – раскрывался С.Е. Вородюхиным. Он отмечал, что гербовый сбор во второй половине XIX – начале XX столетия являлся одним из самых распространенных и доходных способов взимания пошлин в Российском государстве и занимал достойное место в формировании государственного бюджета. Следует заметить, что гербовый сбор затрагивал различные аспекты социальной и экономической деятельности человека в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Доходы, связанные с взиманием гербового сбора в России, начиная со второй половины XIX в. и заканчивая началом XX в., постепенно росли. И это было связано с реформами, проводившимися в гербовом законодательстве.
Самой важной мерой в 1874 г. по финансовому законодательству было издание устава о гербовом сборе. Проект этого Устава составлен был высочайше утвержденной комиссией для пересмотра системы податей и сборов при участии Департамента неокладных сборов. Значительное увеличение дохода по гербовому сбору было отмечено в 1879 г. как результат увеличения цены простой гербовой бумаги, гербовых марок, актовой и вексельной гербовой бумаги и введения в губерниях Царства Польского вексельной бумаги. Следующей важной вехой в истории развития законодательства о гербовом сборе явилось издание нового Устава о гербовом сборе 1886 г. Доход от штрафов за употребление на векселя и другие акты простой или неустановленного достоинства гербовой бумаги увеличивался. Вследствие увеличения численности населения возрастали суммы доходов государства. Рост поступлений был характерен и для Курской губернии [2].
Непосредственно курский материал содержится в еще одной работе С.Е. Вородюхина, в которой рассматривается период (1908–1910 гг.), поскольку законодательной основой взимания гербового сбора стал новый Устав о гербовом сборе, принятый 10 июня 1900 г., введенный в действие с 1 марта 1901 г. В рассматриваемый период рост доходов от гербовых пошлин Курской губернии резко увеличился и-за увеличения продаж гербовых марок, что связано с экономическим подъемом в государстве в целом и в курской губернии в частности [3].
Изучению сахарного акциза, его места и роли в формировании государственного бюджета, опираясь на данные Курской губернии, посваящены работы Т.А. Чальцевой. Она отмечает, что с 1848 г. произошло введение сахарного акциза в России. До 1896 г. центральное управление сахарным акцизом оставалось в ведении Департамента неокладных сборов. Местное же заведование сахарным акцизом с 1848 г. «принадлежало Казенным палатам», которые производили надзор за обложением и взиманием сахарного акциза посредством штатных ревизоров, чиновников особых поручений и уездными казначействами, напрямую подчиняясь по данному вопросу центральным финансовым органам управления. С развитием свеклосахарной промышленности в 1860 г. в местах с большим скоплением свеклосахарных заводов учреждалась должность главного инспектора свеклосахарных заводов по акцизной части с определенным штатом: инспекторов, инженеров-технологов, чиновников для поручения и познания дел по сахаро-акцизному надзору.
В 1881 г. в губернских акцизных управлениях произошло учреждение сахарно-акцизных округов. Теперь центральное управление делами,по отношению к сахарному акцизу, принадлежало Департаменту неокладных сборов.
Министерство финансов производило изменения делопроизводства в области сахарного акциза по причине изменения принципа его взимания от обложения производственных мощностей к обложению путем взвешивания готового продукта, а также с учетом предыдущего опыта с целью получения более ясного и своевременного статистического материала о положении сахарной промышленности. Также расширялись обязанности управляющих акцизными сборами по сахарному акцизу. В целом, процесс изменений не стоял на месте, и к концу XIX в. сложилась чёткая система управления сахарным акцизом на местном и центральном уровнях [6].
Вызывает интерес работа исследователя об особенностях поступления сахарного акциза непосредственно с Курской губернией. В России с 1891–1899 гг., т.е. за 8 лет, производство сахара возросло более чем в 2 раза и количество свеклосахарных заводов по Курскому акцизному управлению росло. Это связано с техническим совершенствованием свеклосахарных предприятий, как по всей стране, так и в Курской губернии. Курские сахарозаводчики в 1894–1895 гг. стремились увеличить количество перерабатываемой свекловицы с целью понижения стоимости пуда вырабатываемого продукта. При этом к 1905 г. произошло уменьшение сахарного акциза на 1,4 млн руб., однако это уменьшение было связано с несколькими причинами: меньшие площади посадки, льготы сахарозаводчикам и т.д. Однако по Курской губернии поступление сахарного акциза шло в сторону увеличения, что было вызвано ростом числа свеклосахарных заводов, модернизацией производства и увеличением сахарного акциза в Российской империи [29]. Развивает поставленную проблему Т.А. Чальцева и в других своих работах [27, 29, 30, 31].
Изучению налогового обложения алкоголя посвящены работы Н.Е. Горюшкиной, которая разнопланово подходит к этой проблеме: законодательство, фискальные органы, динамика поступления, как на всероссийском, так и на региональном уровне [4,5].
Таким образом, можно констатировать то, что в регионе активно и разнопланово изучается налоговая политика Российской империи.
Другие направления экономической политики являются более фрагментарными.
Изучению финансовой деятельности местных органов власти Курской губернии в первой четверти XIX в. посвящена работа Н.В Чуба и К.Б. Кудланова. Они отмечают, что сводки архивных финансовых документов Курской губернии за более чем пятнадцатилетний период XIX в. позволяют выявить как материальное положение губернии, так и работу местных финансовых учреждений империи. В 1779 г. в Курске была создана губернская казённая палата, а в губернии учреждались 15 уездных казначейств. Вся работа в казённой палате распределялась между ее структурными частями – экспедициями. Казенные палаты осуществляли финансовые и административно-хозяйственные функции, в частности следили за казёнными доходами, а также назначали и собирали налоги с населения, занимались рекрутским делом, причисляли в мещанство и купечество. Для управления губернскими экспедициями были учреждены должности главного (губернского) казначея и вице- губернатора. После требований В.П. Кочубея от начальников губерний сведений о доходах и расходах каждого города, 24 июня 1810 г. в Курскую казённую палату был выслан «рапорт о высылке очередных сведений» в течение одного месяца. Ведомости разделялись на четыре разряда: экономические годовые доходы, сбор с налогоплательщиков, расходы, остатки от расходов. За основание сведений принимались данные от прошлого года. В связи с этим губернские палаты в установленное время были обязаны высылать годовые отчёты министру внутренних дел и министру финансов, т.е. проведенное реформирование было весьма эффективно [32].
Финансовое положение городов Курской губернии во время Первой мировой войны рассмотрено в статье О.Е. Чуйкова и Ф.А. Гаврикова. Город Курск явился в годы войны распределительным эвакуационным пунктом для раненых и связанная с этим работа по оборудованию лазаретов и по размещению их совершенно не давали возможности заниматься намеченными ранее работами по улучшению хозяйственного и финансового положения городов. Война больно ударила по строительству и благоустройству города, так как на средства городских общественных управлений в 1914 г. производились строительные работы. В связи с нехваткой денег в Курске вводили с 1917 г. всевозможные сборы, что привело к экономическому кризису. Авторы подчеркивали, что данная ситуация к осени 1917 г. поставила финансовое состояние городских центров на грань банкротства. Война неблагоприятно повлияла и на работу банков. Война вызвала неопределенную ситуацию: у банков образовался излишний запас денег. Таким образом, к октябрю 1917 г. финансово-экономическая ситуация в городах была уже не напряженной, а близкой к катастрофе [33].
Этап истории межевания курщины конца XIX – первой половины ХХ в. проанализирован в работе Ю.А. Бугрова и А.Н. Пахомовой. Исследователи указали, что в 1910 г. оценочно-статистическим отделом Курского губернского земства было проведено обследование земельных имуществ Старооскольского уезда. Основной задачей обследования, была задача определения норм доходности 1 десятины различных угодий. Во второй половине XIX в. резко изменилась ситуация с земельными наделами у основной массы крестьян, не хватало даже на прокорм семьи. Но, тем не менее, крестьяне не могли арендовать помещичью землю в силу дороговизны. Поэтому в эти годы наблюдалось стремление к переселению на вольные земли. К сожалению, работы Курского губернского земства не были закончены из-за начавшейся Первой мировой войны, и не известно, какие выводы были сделаны комиссией о нормах доходности одной десятины [1].
Терещенко Д.А. изучает борьбу с ростом цен в городах Курской губернии во время Первой мировой войны, во время которой продовольственный кризис коснулся Курской губернии. Отмечается, что уже 25 июля 1914 г. губернатор начал действовать и потребовал от городских глав выработать фиксированные цены. Но это не решило проблему обеспечения продовольствием жителей городов, которая стала еще больше осложняться начавшимся развалом транспорта. Нехватка товаров и продовольствия способствовали росту спекуляции. Несмотря на принимаемые меры, цены продолжали расти. В октябре 1916 г. Курский губернатор обратился к городам с предложением ввести карточную систему. К концу 1916 г. она была введена городскими управами по соглашению с уездными земствами в следующих городах: Старом и Новом Осколе, Льгове, Фатеже, Грайвороне, Короче и Дмитриеве. Кроме введения карточной системы, городские администрации принимали и другие меры, чтобы хоть как-то смягчить продовольственный кризис. Подводя итог экономическому состоянию городов во время Первой мировой войны, необходимо отметить, что доведенному до полуголодного состояния большинству городского населения стало все равно, кто ими будет управлять: царь, Временное правительство или Советы [25].
Экономические риски и результаты развития энергетической системы рассмотрены в работе Е.П. Жигулина, который подчеркивал, что электрификация послужила катализатором для экономического развития региона [6].
Таким образом, анализ опубликованных работ показывает, что изучение экономической истории в Курской области в настоящее время идет довольно активно, но они не системны и довольно фрагментарны, явно не хватает комплексных работ.
1. Bugrov Yu. A., Pakhomova A.N. Iz istorii mezhevaniya kurskogo kraya: konets XIX - pervaya polovina XX veka [Tekst] /Yu. A.Bugrov, A.N. Pakhomova. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2013. - №1. - S. 132-137.
2. Vorodyukhin S. E. Rol´ gerbovogo sbora v byudzhete Rossiyskoy imperii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Tekst] / S. E. Vorodyukhin. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2014. - №3. - S. 159-163.
3. Vorodyukhin S. E. Analiz postupleniya dokhodov ot gerbovykh sborov v kaznu Rossiyskoy imperii v period 1908-1910 gg. (na primere Kurskoy gubernii) [Tekst] / S. E.Vorodyukhin . Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2015. - №1. - S. 112-116.
4. Goryushkina N.E.«Deshevka»: sotsial´nye posledstviya vinnoy reformy 1863 g. v memuaristike [Tekst] / N.E. Goryushkina. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2014. - №3. - S. 120-124.
5. Goryushkina N.E.«Uchredit´ nadzor iz lits nepobedimoy chesti»: o politicheskoy sud´be B.K. Kukelya [Tekst] / N.E. Goryushkina . Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2014. - №2. - S. 141-149.
6. Zhigulin E.P. Osobennosti nachal´nogo perioda elektrifikatsii Kurskoy gubernii (1898-1928 gody) [Tekst] / E.P. Zhigulin. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2016. - №3. - S. 188-194.
7. Kravtsova E.S, Petrishcheva N.S, Markovchin V.V, Shishkareva T.N, Kuznetsova T.L. Istoriya Rossii [Tekst] / E.S. Kravtsova, N.S. Petrishcheva, V.V. Markovchin, T.N. Shishkareva, T.L. Kuznetsova. Uchebnoe posobie dlya studentov yuridicheskogo fakul´teta spetsial´nosti 40.05.01 «Pravovoe obespechenie natsional´noy bezopasnosti». - Kursk: Izd-vo YuZGU, 2016.
8. Kravtsova E.S. Problema funktsionirovaniya mestnykh finansovykh organov-kazennykh palat (konets XIX v.-1918 g.) [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2014. - №6(116). -S. 150-154.
9. Kravtsova E.S. Voprosy reformirovaniya instituta podatnoy inspektsii v Rossii v fevrale-oktyabre 1917 g. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2014. - №3. - T.4.- S. 210-219.
10. Kravtsova E.S. Gorodskaya duma dorevolyutsionnoy Rossii i ee fiskal´nye funktsii [Tekst] / E.S. Kravtsova. Munitsipal´naya sluzhba: pravovye voprosy. -2014. - №2. - S. 12-15.
11. Kravtsova E.S. Rol´ sel´skogo samoupravleniya v fiskal´noy sfere v Rossii na rubezhe XIX-XX stoletiy [Tekst] / E.S. Kravtsova. Ekonomicheskaya istoriya. - 2012. - №1. - S. 64-70.
12. Kravtsova E.S. Diskussiya o prinyatii kvartirnogo naloga v Rossii v kontse XIX veka [Tekst] / E.S. Kravtsova. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №4-1 (43). - S. 139-141.
13. Kravtsova E.S. Modernizatsiya nalogovoy sistemy Rossii [Tekst] / E.S. Kravtsova. Avtoreferat dissertatsii na soiskanii uchenoy stepeni doktora istoricheskikh nauk. - Kursk, 2011.
14. Kravtsova E.S. Modernizatsiya nalogovoy sistemy Rossii: 1885-1917 gg. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora istoricheskikh nauk. - Kursk, 2011.
15. Kravtsova E.S.Mezhdistsiplinarnoenalogovedenie kak osobaya sfera nauki Rossii [Tekst] / E.S. Kravtsova. Izvestiya Yugo-Zapadnogo universiteta. - 2011.- № 6-1 (39). - S. 236-240.
16. Kravtsova E.S. Opyt organizatsii nalogovogo dela v Rossii v kontse XIX- nachale XXstoletiya [Tekst] / E.S. Kravtsova. Kursk: Gos. obrazovatel´noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Kurskiy gos. med.un-t Federal´nogo agentstva po zdravookhraneniyu i sotsial´nomu razvitiyu». - 2010.
17. Kravtsova E.S. Nalogovaya sistema Rossii v kontse XIX - nachale XX v [Tekst] / E.S. Kravtsova. Prepodavanie istorii v shkole. - 2009. - №5. - S. 44-47.
18. Kravtsova E.S. Podokhodnyy nalog v Rossiyskoy Imperii na rubezhe XIX - XX stoletiy: ot idei do voploshcheniya v zhizn´ [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. - 2008. - № 5. - S. 89 94.
19. Kravtsova E.S. Osvobozhdennye ot prizyva oblagalis´ pryamym nalogom [Tekst] / E.S. Kravtsova. Voenno istoricheskiy zhurnal. - 2008. - № 2. - S. 64-66.
20. Kravtsova E.S. Osobennosti nalogovoy sistemy Rossii na rubezhe XIX-XX vv. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Prepodavanie istorii v shkole.
21. Kravtsova E.S. Istoriya sbora nalogov v Rossiyskoy provintsii na rubezhe XIX-XX stoletiy [Tekst] / E.S. Kravtsova. Kursk: Gos. obrazovatel´noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Kurskiy gos. med.un-t Federal´nogo agentstva po zdravookhraneniyu i sotsial´nomu razvitiyu». - 2007.
22. Kravtsova E.S. «Podatnye inspektory blizko stoyat k narodnomu karmanu, no ruki ikh chisty»: vzaimootnosheniya nalogoplatel´shchikov s podatnoy inspektsiey v Rossii na rubezhe XIX-XX stoletiy [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. - 2007. - № 4(10). - S.12-22.
23. Kravtsova E.S. Fiskal´naya politika gosudarstva v otnoshenii Rossiyskogo predprinimatel´stva na rubezhe XIX- XX stoletiy (na primere guberniy tsentral´noy Rossii) [Tekst] / E.S. Kravtsova. Finansy i biznes. - 2007. - № 4. - S. 155 166.
24. Kravtsova E.S. Nalogi v Rossii v kontse XIX- nachale XX vekov (na primere Kurskoy gubernii) [Tekst] / E.S. Kravtsova. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk. - Kursk, 2003.
25. Tereshchenko D.A. Bor´ba s rostom tsen v gorodakh Kurskoy gubernii vo vremya pervoy mirovoy voyny [Tekst] / D.A. Tereshchenko. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2015. - №1. - S. 85-91.
26. Chal´tseva T. A. Izmeneniya v organizatsii upravleniya sakharnogo aktsiza v Rossii vo vtoroy polovine XIX veka [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2016. - №3. - S. 194 199.
27. Chal´tseva T. A. Osobennosti organizatsii vzimaniya kosvennykh nalogov v Rossii v seredine 50-kh godov XIX v. (po materialam «Ustava ob aktsize s sveklosakharnogo proizvodstva» 1848 g.) [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta A.S.Pushkina. - 2014. - №3. - S. 101-119.
28. Chal´tseva T. A. Deyatel´nost´ ministra finansov Rossii E.F. Kankrina kak sozdatelya aktsiznoy sistemy v otsenkakh sovremennikov [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2014. - №4. - S. 173-179.
29. Chal´tseva T. A. Svoeobrazie postupleniya sakharnogo aktsiza v Kurskoy gubernii v kontse XIX - nachala XX veka (po materialam «Obzorov Kurskoy gubernii») [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2015. - №2. - S. 109-114.
30. Chal´tseva T. A. Sil´nye i slabye storony kosvennogo nalogooblozheniya v Rossiyskoy Imperii kontsa XIX - nachala XX [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Ekonomicheskaya istoriya. - 2015. - №2. - S. 30-36.
31. Chal´tseva T. A. Rol´ sakharnogo aktsiza v formirovanii dorevolyutsionnogo rossiyskogo byudzheta [Tekst] / T. A. Chal´tseva. Istoriya. Istoriki. Istochniki. - 2015. - №2. - S. 45-54.
32. Chub N.V., Kudlanov K.B. Finansovaya deyatel´nost´ mestnykh organov vlasti Kurskoy gubernii v pervoy chetverti XIX veka ) [Tekst] / N.V.Chub, K.B. Kudlanov. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2015. - №3. - S. 65-70.
33. Chuykov O.E., Gavrikov F.A. Finansovoe polozhenie gorodov Kurskoy gubernii vo vremya pervoy mirovoy voyny [Tekst] / O.E.Chuykov, F.A.Gavrikov. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. - 2013. - №3. - S. 112-117.