Россия
Рассматриваются утвердившиеся веками демократические, но не всегда соответствующие положениям тех же конституций общие формулировки: например, «законы принимаются парламентом», «парламент — единственный законодательный орган», «законы принимаются одной палатой при двухпалатном парламенте», а также формулировки о роли главы государства при принятии закона. Существуют разные способы принятия закона: парламентские, подпарламентские (постоянными комитетами, секциями и решающими комиссиями парламента), надпарламентские (органами, в состав которых входит парламент), внепарламентские (в результате референдума), делегированное и регламентарное законодательство. Анализируются статьи 105 и 107 Конституции Российской Федерации.
Принятие закона, парламент, способы принятия закона, глава государства, регламентарное законодательство, делегированное законодательство.
Терминология, относящаяся к принятию закона (в том числе используемая в Конституции РФ), имеет вековой опыт, и, казалось бы, вряд ли что может ее поколебать. Однако, на наш взгляд, в этой терминологии есть свои неточности, порожденные и парламентской эйфорией прошлого, и некритическим отношением к сочетаемости имеющихся в конституциях формулировок. В данных кратких заметках, представленных в виде эссе, мы не рассматриваем фактическую сторону принятия закона, роль различных органов и политических сил, лишь частично касаемся практики, а обсуждаем с критических позиций только те юридические формулировки конституций по вопросу о принятии закона, которые нередко представляются общепринятыми.
1. Один из результатов буржуазно-демократических революций XVII—XVIII вв. в Европе состоял в том, что законы стали приниматься не абсолютным монархом, а избранными представителями народа — парламентом. Правда, очень долго избирательное право в нижнюю палату парламента было ограниченным, а верхняя не избиралась (она и теперь не избирается в Великобритании, Германии), но принцип «законы принимаются парламентом» вошел в конституции. Разумеется, этот принцип не принят там, где парламентов нет (Оман, Саудовская Аравия и др.), и не только не действует, но иногда и не записан или записан с дополнениями об исключительной роли главы государства в конституциях стран с полуфеодально-теократическими (султанат Бруней и др.), авторитарными или тоталитарными режимами (как было, например, в фашистской Германии).
2. Другое историческое положение демократических конституций гласит: парламент — единственный законодательный орган. В настоящее время некоторые конституции тоже это устанавливают, например ч. 3 ст. 56 Конституции Румынии 1991 г.: парламент «единственная законодательная власть страны».
3. Еще одно положение — законы принимаются нижней палатой парламента — появилось в конституциях сравнительно недавно в связи с падением роли верхней палаты в двухпалатном парламенте. Некоторые конституции устанавливают, что законы принимаются нижней палатой, а верхняя лишь одобряет (не одобряет) их (например, ч. 1 и 2а ст. 77 Основного закона ФРГ). Часть 1 ст. 105 Конституции РФ также гласит: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». «Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации» (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ). Некоторые из них (это зависит от содержания закона, его важности) могут не рассматриваться Советом Федерации (как и немецким Бундесратом). В этом случае верхняя палата исключается из дальнейшего законодательного процесса (право законодательной инициативы у нее остается). Кроме того, даже когда конституция требует принятия закона парламентом (т. е. обеими палатами), он в соответствии с текстом той же конституции может быть принят одной (нижней), которая преодолевает несогласие (право вето) верхней. Все это отражает неточности терминологии.
4. Закон уже принят (одной палатой или двумя), и он направляется главе государства для подписания. Часть 1 ст. 107 Конституции РФ гласит: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования». Таким образом, закон уже есть (сказано, что он принят), и глава государства из дальнейшего создания закона как бы исключается. В соответствии с другими конституционными нормами и практикой дело обстоит не всегда так, и Россия это тоже демонстрирует. Ниже об этом говорится подробнее.
Указанные нормы являются типичными для конституционного права подавляющего большинства государств мира. К ним по традиции привыкли, они не вызывают сомнений. На деле многие из них неточны, даже неверны, противоречат более общим конституционным положениям, сложившимся в течение веков, требуют конкретизации.
1. Gicquel J., Gicquel J.-É. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25-e éd. P., 2011.