Abstract and keywords
Abstract (English):
This article deals with established over the centuries, the democratic, but not always in conformity with the same constitutional provisions, general formulations: laws are passed by the Parliament, the Parliament is the only legislative body, the laws are approved by one Chamber of the bicameral Parliament, the role of the head of State when adopting the law. There are different ways to adopt an act: the parliamentarian one, subparlamentarian (standing committees, sections and resolutive commissions of the Parliament), overparlamentarian (bodies, which included the Parliament), extraparliamentarian (adopted by referendum etc.), delegated and reglamented legislation. Reviews articles 105 and 107 of the Constitution of the Russian Federation. Contrary to article 105 legislative text adopted by the State Duma, if it does not overcome the veto other Chamber or the head of State, not yet the law (it´s not). In other cases, the date and number of the Act are also put in the next not when it passed by the Duma, but after the signature of the President of the Russian Federation.

Keywords:
Enactment of law, parliament, ways to adopt an act, head of State, reglamentеd legislation, delegated legislation.
Text

Терминология, относящаяся к принятию закона (в том числе используемая в Конституции РФ), имеет вековой опыт, и, казалось бы, вряд ли что может ее поколебать. Однако, на наш взгляд, в этой терминологии есть свои неточности, порожденные и парламентской эйфорией прошлого, и некритическим отношением к сочетаемости имеющихся в конституциях формулировок. В данных кратких заметках, представленных в виде эссе, мы не рассматриваем фактическую сторону принятия закона, роль различных органов и политических сил, лишь частично касаемся практики, а обсуждаем с критических позиций только те юридические формулировки конституций по вопросу о принятии закона, которые нередко представляются общепринятыми.

1. Один из результатов буржуазно-демократических революций XVII—XVIII вв. в Европе состоял в том, что законы стали приниматься не абсолютным монархом, а избранными представителями народа — парламентом. Правда, очень долго избирательное право в нижнюю палату парламента было ограниченным, а верхняя не избиралась (она и теперь не избирается в Великобритании, Германии), но принцип «законы принимаются парламентом» вошел в конституции. Разумеется, этот принцип не принят там, где парламентов нет (Оман, Саудовская Аравия и др.), и не только не действует, но иногда и не записан или записан с дополнениями об исключительной роли главы государства в конституциях стран с полуфеодально-теократическими (султанат Бруней и др.), авторитарными или тоталитарными режимами (как было, например, в фашистской Германии).

2. Другое историческое положение демократических конституций гласит: парламент — единственный законодательный орган. В настоящее время некоторые конституции тоже это устанавливают, например ч. 3 ст. 56 Конституции Румынии 1991 г.: парламент «единственная законодательная власть страны».

3. Еще одно положение — законы принимаются нижней палатой парламента — появилось в конституциях сравнительно недавно в связи с падением роли верхней палаты в двухпалатном парламенте. Некоторые конституции устанавливают, что законы принимаются нижней палатой, а верхняя лишь одобряет (не одобряет) их (например, ч. 1 и 2а ст. 77 Основного закона ФРГ). Часть 1 ст. 105 Конституции РФ также гласит: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». «Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации» (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ). Некоторые из них (это зависит от содержания закона, его важности) могут не рассматриваться Советом Федерации (как и немецким Бундесратом). В этом случае верхняя палата исключается из дальнейшего законодательного процесса (право законодательной инициативы у нее остается). Кроме того, даже когда конституция требует принятия закона парламентом (т. е. обеими палатами), он в соответствии с текстом той же конституции может быть принят одной (нижней), которая преодолевает несогласие (право вето) верхней. Все это отражает неточности терминологии.

4. Закон уже принят (одной палатой или двумя), и он направляется главе государства для подписания. Часть 1 ст. 107 Конституции РФ гласит: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования». Таким образом, закон уже есть (сказано, что он принят), и глава государства из дальнейшего создания закона как бы исключается. В соответствии с другими конституционными нормами и практикой дело обстоит не всегда так, и Россия это тоже демонстрирует. Ниже об этом говорится подробнее.

Указанные нормы являются типичными для конституционного права подавляющего большинства государств мира. К ним по традиции привыкли, они не вызывают сомнений. На деле многие из них неточны, даже неверны, противоречат более общим конституционным положениям, сложившимся в течение веков, требуют конкретизации.

References

1. Gicquel J., Gicquel J.-É. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25-e éd. P., 2011.

Login or Create
* Forgot password?