Исследуются основные тенденции становления экономики знаний на базе развития системы образования. Исследуются основные социальные тенденции становления экономики знаний (развитие социальной сферы, увеличение доли государственных расходов в ВВП, антропогенная направленность государственной политики, расходы на сферу образования, наукоемкость ВВП). Рассмотрены и сопоставлены антропогенные проблемы и перспективы построения экономики знаний Белоруссии и России в преломлении опыта развитых стран.
образование, антропогенная политика, социализация, человеческий потенциал, наукоемкость, экономика знаний.
По прогнозам Института мировой экономики и международных отношений РАН, уже в 2020 г. будет сформирована новая глобальная экономика знаний в общемировом масштабе. Это и телекоммуникации, охватывающие весь мир, и круглосуточная работа мирового валютного и фондового рынков, и обновленная транспортная инфраструктура. Капитал глобальной финансовой системы в 2020 г. будет реализовываться, инвестироваться и накапливаться в мировом масштабе и в реальном времени. Прямые накопленные зарубежные инвестиции в 2020 г. превысят величину в 20 трлн долл. США и будут в существенной степени определять динамику развития отдельных стан и регионов. Число ТНК возрастет до 200 тыс. Многоярусная система международного разделения труда активизирует международное межфирменное производственное кооперирование и рост экономической эффективности глобальной экономики. В 2010 г. Евросоюз принял стратегию развития Европа-2020, согласно которой выдвигаются амбициозные планы превращения Европейского союза к 2020 г. в самую развитую и конкурентоспособную
экономику в мире, при этом достижение поставленной цели предполагается путем построения «экономики знаний» (knowledge economy). Переход к «экономике знаний» обеспечивается проведением политики, отвечающей требованиям информационного общества (и соответствующей политики в области образования), максимизацией занятости населения (планируется создание 20 млн новых рабочих мест, прежде всего в сфере образования) и социальной сплоченностью.
1. Будаева О.В. Информационная экономика и перспективы ее развития в России [Текст]: дис.... канд. экон. наук / О.В. Будаева. - Улан-Удэ, 2006. - 158 с.
2. Баранов А.М. Университетский комплекс как организационная форма деятельности высшего учебного заведения [Текст] / А.М. Баранов // Вестн. экон. интеграции. - 2016. - № 1. - С. 164-169.
3. Баранов А.М. Информационные кластеры как основа инновационного развития Республики Беларусь: зарубежный опыт [Текст] / А.М. Баранов // Друкеровский вестник. - 2016. - № 1. - С. 246-254.
4. Курицкий А.Б. Государственное регулирование информационной экономики в условиях глобализации [Текст]: дис.... д-ра экон. наук / А.Б. Курицкий. - СПб., 2004. - 290 с.
5. Human Development Report 2016 [Electronic resource] // Human Development Reports United Nations Development Programme. 2016. URL: http://hdrstats.undp.org/en/countries/data_sheets/cty_s_RUS.html (date of access: 10.06.2016).
6. Баранов А.М. Информационный вектор экономического развития [Текст] / А.М. Баранов. - М.: Интеграция. - 360 с.