The main tendencies of formation of economy of knowledge based on educational development are researched. The main social tendencies of formation of knowledge economy (development of the social sphere, increase in a share of the public expenditures in GDP, an anthropogenous orientation of state policy, expenses on the sphere of education, science intensity of GDP) are researched. Anthropogenous problems and the prospects of creation of economy of knowledge of Belarus and Russia in refraction of experience of developed countries considered and compared.
education, anthropogenous policy, socialization, human potential, science intensity, economy of knowledge.
По прогнозам Института мировой экономики и международных отношений РАН, уже в 2020 г. будет сформирована новая глобальная экономика знаний в общемировом масштабе. Это и телекоммуникации, охватывающие весь мир, и круглосуточная работа мирового валютного и фондового рынков, и обновленная транспортная инфраструктура. Капитал глобальной финансовой системы в 2020 г. будет реализовываться, инвестироваться и накапливаться в мировом масштабе и в реальном времени. Прямые накопленные зарубежные инвестиции в 2020 г. превысят величину в 20 трлн долл. США и будут в существенной степени определять динамику развития отдельных стан и регионов. Число ТНК возрастет до 200 тыс. Многоярусная система международного разделения труда активизирует международное межфирменное производственное кооперирование и рост экономической эффективности глобальной экономики. В 2010 г. Евросоюз принял стратегию развития Европа-2020, согласно которой выдвигаются амбициозные планы превращения Европейского союза к 2020 г. в самую развитую и конкурентоспособную
экономику в мире, при этом достижение поставленной цели предполагается путем построения «экономики знаний» (knowledge economy). Переход к «экономике знаний» обеспечивается проведением политики, отвечающей требованиям информационного общества (и соответствующей политики в области образования), максимизацией занятости населения (планируется создание 20 млн новых рабочих мест, прежде всего в сфере образования) и социальной сплоченностью.
1. Budaeva O.V. Informatsionnaya ekonomika i perspektivy ee razvitiya v Rossii. Kand. Diss [Information economy and prospects of its development in Russia. Cand. Diss]. Ulan-Ude, 2006. 158 p.
2. Baranov A.M. Universitetskiy kompleks kak organizatsionnaya forma deyatel’nosti vysshego uchebnogo zavedeniya [University complex as the organizational form of the activity of the higher educational institution]. Vestnik ekonomicheskoy Integratsii [Bulletin of economic integration]. 2016, I. 1, pp. 164-169.
3. Baranov A.M. Informatsionnye klastery kak osnova innovatsionnogo razvitiya Respubliki Belarus’: zarubezhnyy opyt [Information as a basis of clusters of innovative development of the Republic of Belarus: foreign experience]. Drukerovskiy vestnik [Drukerovsky Gazette]. 2016, I. 1, pp. 246-254.
4. Kuritskiy A.B. Gosudarstvennoe regulirovanie informatsionnoy ekonomiki v usloviyakh globalizatsii. Doct. Diss [State regulation of the information economy in the context of globalization. Doct. Diss]. St. Petersburg, 2004. 290 p.
5. Human Development Report 2016 [Electronic resource] // Human Development Reports United Nations Development Programme. 2016. Available at: http://hdrstats.undp.org/en/countries/data_sheets/cty_s_RUS.html (accessed 10 June 2016).
6. Baranov A.M. Informatsionnyy vektor ekonomicheskogo razvitiya [Information vector of economic development]. Moscow, Integratsiya Publ., 2016. 360 p.