Статья обращена к тому периоду становления в России педагогической антропологии, когда активно обсуждались различные аспекты философских и антропологических оснований педагогики, в том числе – вопрос о конечной цели педагогической деятельности. Рассмотрены различные трактовки понятия «цель воспитания», которые представлены в произведениях отечественных светских авторов и духовных лиц и возникли под влиянием идей зарубежной педагогики и православной педагогической традиции. Выявлено общее и особенное в воззрениях авторов данного периода, а также доказывается невозможность их формального разделения на светские и религиозные в отношении определения цели педагогической деятельности.
цель воспитания, философские основы воспитания, истоки педагогической антропологии в России, воспитание совершенного человека, христианский идеал совершенства, воспитание «для земли и для неба».
Конец XVIII − середина XIX в. − это период активного поиска в России антропологических основ педагогической теории и практики, зарождения педагогической антропологии. Одним из обсуждавшихся в те годы был вопрос о высшей цели воспитания и назначении педагогической деятельности как таковой. Он был связан с философскими и мировоззренческими идеалами, различной трактовкой сущности человека и цели его бытия в мире. Как отмечает В.Б. Куликов, теоретические основы воспитания всегда отражают фундаментальный мировоззренческий подход к человеку и «…педагогическая антропология в ее первом историческом опыте была порождена вопросами, проистекающими из глубины самой жизни, вопросами философскими по своей сути» [9, с. 41]. В XVIII в. педагогическая мысль России испытывала влияние идей французского Просвещения, основанного на отказе от средневекового теоцентризма и вере в широкие возможности человеческого разума в деле научного, политико-правового, нравственного совершенствования общества. В русле этого влияния воспитание и образование рассматривались, например И.И. Бецким (1704–1795), как средство формирования полезного для государства человека, «доброго и прямого гражданина» [3]. Однако ряд педагогов данного периода видели конечное назначение педагогической деятельности не столько в социальном, сколько в антропологическом ракурсе.
1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1846. - 23 с.
2. Бестужев А.Ф. О воспитании / Антология педагогической мысли России XVIII века; сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
3. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / Антология педагогической мысли России XVIII века; сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
4. Гогоцкий С.С. Введение в педагогику. - СПб.: [б.м.], 1855. - 41 с.
5. Дашкова Е.Р. О истинном благополучии / Сочинения, документы, письма; сост. Г.И. Смагина. - СПб.: Изд-во ≪Дмитрий Буланин≫, 2001. - 460 с.
6. Дашкова Е.Р. О смысле слова ≪воспитание≫ / Сочинения, документы, письма; сост. Г.И. Смагина. - СПб.: Изд во ≪Дмитрий Буланин≫, 2001. - 460 с.
7. Евсевий (Орлинский Е.П.), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. - М.: Типография Августа Семина, 1844. - 400 с.
8. Кант И. О педагогике / Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 712 с.
9. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. - 192 с.
10. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей / Н.И. Новиков. Изб. соч. - М.; Л: Гослитиздат , 1951. - 507 с.
11. Ободовский А.Г. Руководство к дидактике, или Науке преподавания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. - СПб.: Типография К. Вингибера, 1837. - 166 с.
12. Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или Науке воспитания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. - СПб.: Типография К. Вингибера, 1835. - 58 с.
13. Оболенский Д.П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. - М.: Университетская типография, 1841. - 225 с.
14. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов. Избр. пед. соч.; сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. - М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
15. Стурдза А.С. Вера и ведение, или Рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. - Одесса: Городская типография, 1833. - 27 с.
16. Тимошенко П.З. Очерки науки о воспитании. Ч. 1. Педагогика. - Харьков: Университетская типография, 1866. - 254 с.
17. Тихон Задонский, свт. Краткие нравоучительные слова. Слово 15: О христианском воспитании детей / Творения: в 5 т. - Псковско-Печерский монастырь, 1994. - Т. 5. - С. 195-197.
18. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т.; сост. В.Я. Струминский. - М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948−1952. - Т. 2. - С. 69−166.
19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Пирогова / К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т.; сост. В.Я. Струминский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948−1952. - Т. 3. - С. 11-86.
20. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому ≪Педагогической антропологии≫ / К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т.; сост. В.Я. Струминский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948−1952. - Т. 10. - С. 51-622.
21. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т.; сост. В.Я. Струминский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 2. - С. 333-361.
22. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т.; сост. В.Я. Струминский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 8. - 776 с.
23. Филарет Московский (Дроздов В.М.), свт. Беседа в день тезоименитства Благоверного Государя, Наследника, Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича (1858) / Творения. Слова и речи: в 5 т. (Репр. воспр. изд. 1874−1885). - [Б. м., б. г.]. - Т. 5. - С. 472-476.
24. Филарет Московский (Дроздов В.М.), свт. Слово в день Его Императорского Высочества, Наследника престола, Государя Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича / Творения. Слова и речи: в 5 т. (Репр. воспр. изд. 1874−1885). - [Б. м., б. г.]. - Т. 3. - С. 346-352.
25. Шевырёв С.П. Вступление в педагогию. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1852. - 34 с.
26. Шевырёв С.П. О цели воспитания // Журнал министерства народного просвещения. - 1852. - № 3. - С. 133-151.
27. Ястребцев И.М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. - М.: Университетская типография, 1833. - 247 с.