ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ГОРНЯКОВ ЕВРОПЫ И РОССИИ: ВЕРОВАНИЯ И ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАКТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы особенности духовной культуры регионов Европы и России, в которых горное дело было главной отраслью хозяйства. В статье представлено становление горного дела в ряде регионов России и нескольких европейских стран (Германии, Польши, Чехии, Австрии, Франции, Англии). Детально проанализированы такие компоненты духовной культуры, как генеалогические предания, особенности жилища, образы «низшей мифологии» обрядовые практики и праздничная традиция. Проведен детальный сравнительный анализ данных элементов духовной культуры.

Ключевые слова:
горняки, горное дело, история горного дела, культура горняков, традиционное жилище, обрядовые практики, праздничная традиция, «низшая мифология»
Текст

В современной культурологии особое место занимает анализ субкультурных и профессиональных сообществ как составных компонентов общенациональной культуры. При всем разнообразии работ, посвященных истории техники, связанных с инженерным делом, производственными циклами, технологическими инновациями, сохраняется потребность в исследовании исторических особенностей отдельных отраслей промышленности не только как корпоративных сообществ, но и как особых культурных целостностей, породивших собственную духовную традицию.

Особый интерес вызывает культура регионов, в которых горное дело было доминирующей отраслью хозяйства: они отличались от сопредельных территорий не только природно-географическими особенностями, но и созданными в ходе исторического развития мифологией, обрядовой и праздничной традицией. Наша работа посвящена особенностям духовной культуры населения регионов, занимавшихся горным делом, ряда европейских стран (Германии, Австрии, Польши, Франции, Чехии) и России (Урала, Алтая). 

В качестве объектов сравнительного анализа в нашей работе мы выделяем несколько компонентов духовной культуры горнозаводского населения Урала, Алтая, Силезии, Рудных гор, Гарца, Тироля, Эльзаса и Чехии. Это генеалогические предания, которые отражают народное понимание о том, как осваивался и заселялся регион, и о начале горного дела в нем. Можно предположить, что у этих преданий есть ряд общих черт. Другой важный объект анализа – «низшая мифология« горнозаводского населения как элемент духовной культуры. Здесь имеются типологически схожие персонажи, связанные с горным делом, как мы уже сказали выше. Сравнение праздников и обрядов как предметной стороны духовной культуры также поможет понять общее и особенное в духовной культуре горнозаводского населения Урала и Европы. 

В качестве критериев, по которым будут сравниваться данные регионы, выделяются их освоение и социально-экономическое развитие и народные представления об этом, которые закрепились в генеалогических преданиях. Следующий критерий – представления о тайных силах природы или «низшая мифология» горнозаводского населения Урала и Европы и праздничная традиция. Здесь, как показал фактический материал, есть как общие черты, так и целый ряд различий.

Автором сделаны следующие принципиально важные исследовательские выводы: 

  1. Горное дело стало основой для территориального развития Рудных гор, Гарца, Силезии, Тироля, ряда регионов Чехии и Франции и Урала и Алтая. Как показал исторический и фактический материал, горное дело дало импульс развитию городов, народных промыслов, и толчок к освоению рассматриваемых в нашей работе регионов. Благодаря его становлению, в ряде регионов Европы и России активно развивались города, промышленность и росла численность населения. И еще: горное дело породило в данных регионах особый тип культуры, связанный с ним. В Европе, как мы уже сказали он был целиком связан с горным делом, которое определяло особый статус городов, задавало жизненный ритм их жителям и формировало у них особый национальный характер: «…суровая оболочка скрывала глубокую набожность горняков, здоровье и жизнь которых постоянно подвергались опасности. Эта черта у горняков была выражена куда сильнее, чем у представителей любой иной рабочей профессии» [6, c. 181]

    В России, на Урале и Алтае подобный тип культуры определяется как «горнозаводской» полурабочий-полукрестьянский. У горнозаводского населения было два источника дохода – заводская заработная плата и предоставляемые заводом усадебная земля, пашня, выгоны и сенокосы, дрова для отопления и даже само жилье. Общественный и семейный быт горнозаводского населения был близок крестьянским устоям, при условии, что мастеровые и работные люди трудились на заводах или в рудниках.

    Как отмечал А.Ф. Лосев, «тип культуры есть система взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени и места. Эта система образует неделимую целостность в качестве определенной структуры, которая наглядно и чувственно-предметно выражает ее материальную и духовную специфику, являясь основным методом объяснения всех слоев исторического развития – как в их теоретическом противопоставлении, так и в их последовательно-историческом развитии»[1, c.219–220]. В нашем случае мы имеем дело с особым типом культуры горнозаводского населения, который обусловлен схожей спецификой социально-экономического развития рассматриваемых в нашей работе регионов. Поэтому можно провести сравнительный анализ типов культуры, характерных для горнозаводского населения ряда регионов России (Урал, Алтай) и Европы (Германии, Австрия, Польша, Чехия, Франция). В данном случае под типом культуры мы понимаем не только особенности образа жизни, но и типологически схожие особенности духовной культуры.

  2. Сравнительный анализ показал, что в регионах, России и Европы, где горное дело было главной отраслью хозяйства, имеют место типологически схожие генеалогические предания о начале заселения этих регионов и о начале в них горного дела. В генеалогических преданиях горняков Европы и Урала главными являются персонажи, которые в народном сознании становятся культурными героями (теми, кто «добывают или создают для людей различные предметы культуры, учат их… ремеслам, искусствам, вводят определенную социальную организацию,… магические предписания, ритуалы и праздники» [4, С. 25]). В европейской и уральской традиции эту функцию выполняют исторические личности и вымышленные персонажи. Все перечисленные персонажи становятся в народном сознании символами освоения окружающего мира и становления в нем горного дела как главной отрасли хозяйства.

  3. Проведенный анализ показал, что в интересующих нас регионах Восточной и Западной Европы преобладали типы жилища, традиционные для стран, где находятся данные исторические области (Польша, Чехия, Германия, Австрия, Франция). В то время как на Урале и на Алтае преобладал северорусский тип дома. Это связано со спецификой освоения данных регионов, когда на Урал и Алтай приезжали выходцы из других областей России, в том числе, и с северо-запада. Пространство дома воспринималось как «место жизни» не только людей, но и духов дома. Их в разных культурах называли по-своему: кобольт в немецкой традиции, миролюбивый, но весьма вспыльчивый дух, Дух дома (нем. Hausgeist) в австрийской традиции, в польской традиции это «хованец», в Чехии это «скржитек», во Франции – «лютен», в Англии «брауни», в России – «домовой», но у всех была одна общая черта: они охраняли дом и его обитателей от бед и напастей. 

  4. Проведенное исследование показало, что на духовную культуру горнозаводского населения Германии, Австрии, Чехии, Польши, Франции, Урала и Алтая, оказало влияние горное дело, которое было главной отраслью хозяйства в целом ряде регионов этих стран. Наиболее ярко, по нашему мнению, это отразилось на таких составных частях духовной культуры, как низшая мифология и различные праздничные и обрядовые практики. К так называемой низшей мифологии относятся различные сверхъестественные существа, не имеющие божественного статуса. Это могут быть различные духи природы, персонификации календарных праздников, и персонажи народной демонологии. Мы опираемся на труды известного отечественного этнографа С. А. Токарева, который обозначил «культ гор» в качестве одной из ранних форм религиозных верований: »...специфическую форму культ гор принял в тех сравнительно немногих местностях, где население было занято добычей горных ископаемых <...> Доходность этого промысла, но, в то же время, его ненадежность повели <...> к мифологизации горных богатств. Так появились в разных странах различные духи гор» [5, c. 109–110]. 

  5. Горные духи как ключевые образы в низшей мифологии горняков Германии, Польши, Чехии, Австрии, Франции, Урала и Алтая имеют ряд общих черт. Они внезапно появляются перед людьми, дают о себе знать необъяснимыми звуками или посредством непонятного поведения горняцких инструментов. Появление этих персонажей и их связь с различными звуками под землей, были попыткой истолковать эти непонятные человеку природные явления. 

  6. Антропоморфных горных духов можно разделить на «мужские» и «женские». Первые предстают в облике самих горняков, их начальников, воинов, маленьких человечков или людей огромного роста, вторые являются в образе прекрасной девушки или старой женщины. Их размеры и внешний облик связаны, по-видимому, с оптическими иллюзиями, возникающими у человека под землей. В фольклоре горняков Силезии (Польша), Гарца (Германия), ряда регионов Чехии Тироля (Австрия), Эльзаса (Франция) и Урала встречаются «горные духи», появляющиеся перед людьми в образе животных. Все перечисленные персонажи имеют власть над подземными богатствами или указывают на их местонахождение. Некоторые из них ассоциируются с приспособлениями для добычи полезных ископаемых. Однако важным отличием европейской традиции становится наличие у персонажей низшей мифологии особых атрибутов (шахтерская лампа, инструмент-обушок, связка ключей).

    Исследование показало, что важным сходством между низшей мифологией горняков Европы и России является противоречивость «горных духов» по отношению к человеку. Они помогают достойным людям и наказывают дурных. При этом их помощь не бескорыстна: человек должен соблюдать определенные условия, и если он их нарушает – он будет наказан.
     
  7. Как показало наше исследование, праздники, связанные с трудовой деятельностью горнорабочих в европейской традиции связаны с почитанием святых-покровителей горного дела. В то время как на Урале – это «рудничные» праздники календарного цикла, молебны по случаю пуска или юбилея заводов, новых горных выработок, праздники в честь основателей заводов и коронации царей, праздник отправления «железных караванов» (праздник «спишки»). Важное различие европейской и уральской традиции заключается в том, что главной составляющей европейских праздников, связанных с горным делом, являются горняцкие парады, связанные с цеховой организацией горного дела. 

  8. Для территорий, в которых горное дело было главным видом производственной деятельности, связь с «высшими» силами символически воплощало обращение к христианским святым. Особую значимость приобретали святые-покровители горного дела (например, св. Варвара), в честь которых строились храмы в горных городах Европы. Эти храмы становились не только центрами горных городов, но и воплощали своеобразную «вертикаль», соединяя воедино подземный (горный) мир и горний (небесный). Важным элементом в связи с этим становилось убранство храмов, в интерьерах которых наряду с Христом, Богоматерью, святыми появлялись образы горнорабочих, занятых привычно-повседневным трудом. На фресках и витражах изображались сцены трудовой жизни горнорабочих (в храме св. Варвары в чешском городе Кутна Гора, в кафедральном соборе г. Фрейбурга витраж, изображающий горняков, которые добывают руду и доставляют ее на поверхность, на алтаре в храме св. Анны в г. Аннаберге воспроизведены сцены добычи руды и выплавки из нее металла, в храме г. Рожнява на иконе св. Анны показан спуск горняков в шахту, перевозка уже добытых полезных ископаемых и выплавка металла). 

  9. Анализ духовной культуры горняков ряда регионов Европы и России позволяет сказать, что на этих территориях сложился определенный тип культуры. Горное дело здесь определяло распорядок и ритм жизни, формировавший у людей убеждение, что это основа их жизни в этом мире. Связь природного и культурного закреплялась в системе представлений об окружающем мире, в мифологических образах и обрядовых практиках. Единство технологического уклада, технические усовершенствования тесно связывались с характером повседневности – они сами становились ее неотъемлемой частью. «Особый дух», который отличал горняцкие города – это не только иной, нежели в сельскохозяйственных регионах темпоритм или производство, это сформировавшаяся система ценностей, в которых одной из главных становилось приобщение к горному делу как способу жизни.

Подтверждением этому служит сакрализация трудовой деятельности, которая получила свое выражение в создании особых визуальных образов.

Монография состоит  из введения, двух основных глав, которые делятся на подглавы-разделы, и заключения. Во введении  автор раскрывет категорию духовной культуры и представляет методологическую базу исследований и представляет историографию вопроса. Во введении обозначена источниковая база исследования, определены его цели и задачи. Первая глава посвящена становлению и развитию горного дела в ряде регионов России (Урал и Алтай) и нескольких европейских стран (Чехия, Польша, Германия, Австрия, Франция).  Вторая глава целиком посвящена сравнительному анализу духовной культуры горняков. Автор проводит сравнительный анализ традиционного жилища горняков России и Европы и персонажей «низшей мифологии» горнорабочих как важной составляющей духовной культуры. На основе детального сравнительного анализа   обнаруживаются типологически схожие черты и различия персонажей «низшей мифологии» горняков. Сопоставительный анализ праздничной традиции и обрядовых практик позволил выявить общее и особенное в духовной культуре. Отдельное внимание уделено трудовой обрядности. 

В заключении автором определяются направления музеефикации культуры горняков, отмечается, какие шаги в этом направлении актуальны для современной России [3, 2].

Проведенный анализ позволяет не только расширить источниковедческую базу исторических исследований, но и становится основой для более широкого и обобщенного представления о культуре горняков в единстве духовной и материальной составляющих культуры. Впервые на широком историческом материале с привлечением опубликованных в России и за рубежом фольклорных источников раскрываются традиции горняков как особой субкультурной общности через анализ специфики народной религиозности, характер повседневности и праздничных традиций.

Список литературы

1. Лосев А. Ф. Философия культуры//Лосев А. Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988. - C.218-238.

2. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. URL: http://www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf (дата обращения 20.07.2016).

3. Мурзина И.Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал: монография - М.: Перо, 2014. - 197 с.

4. Мелетинский Е.М. Культурный герой / Е.М. Мелетинский.// Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. - Т. 2. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - С. 25-27.

5. Токарев С.А. О культе гор и его месте в истории религии//Советская этнография, 1982, № 3, С 107-113.

6. Бакс К. Богатства земных недр / Бакс К. - М.: Прогресс, 1986. - 384 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?