SPIRITUAL CULTURE OF MINERS IN EUROPE AND RUSSIA: BELIEFS AND FESTIVE RITUAL PRACTICES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the features of spiritual culture of the regions of Europe and Russia, where mining was the main branch of the economy. The article presents the formation of mining in several regions of Russia and several European countries (Germany, Poland, Czech Republic, Austria, France, England). Detailed analysis of such components of spiritual culture as genealogical tradition, especially homes, images of the "lower mythology" ritual practices and festive tradition is given. The detailed comparative analysis of the data elements of spiritual culture is given.

Keywords:
miners, mining, mining history, culture of miners, traditional dwelling, ritual practice, holiday tradition, "lower mythology"
Text

В современной культурологии особое место занимает анализ субкультурных и профессиональных сообществ как составных компонентов общенациональной культуры. При всем разнообразии работ, посвященных истории техники, связанных с инженерным делом, производственными циклами, технологическими инновациями, сохраняется потребность в исследовании исторических особенностей отдельных отраслей промышленности не только как корпоративных сообществ, но и как особых культурных целостностей, породивших собственную духовную традицию.

Особый интерес вызывает культура регионов, в которых горное дело было доминирующей отраслью хозяйства: они отличались от сопредельных территорий не только природно-географическими особенностями, но и созданными в ходе исторического развития мифологией, обрядовой и праздничной традицией. Наша работа посвящена особенностям духовной культуры населения регионов, занимавшихся горным делом, ряда европейских стран (Германии, Австрии, Польши, Франции, Чехии) и России (Урала, Алтая). 

В качестве объектов сравнительного анализа в нашей работе мы выделяем несколько компонентов духовной культуры горнозаводского населения Урала, Алтая, Силезии, Рудных гор, Гарца, Тироля, Эльзаса и Чехии. Это генеалогические предания, которые отражают народное понимание о том, как осваивался и заселялся регион, и о начале горного дела в нем. Можно предположить, что у этих преданий есть ряд общих черт. Другой важный объект анализа – «низшая мифология« горнозаводского населения как элемент духовной культуры. Здесь имеются типологически схожие персонажи, связанные с горным делом, как мы уже сказали выше. Сравнение праздников и обрядов как предметной стороны духовной культуры также поможет понять общее и особенное в духовной культуре горнозаводского населения Урала и Европы. 

В качестве критериев, по которым будут сравниваться данные регионы, выделяются их освоение и социально-экономическое развитие и народные представления об этом, которые закрепились в генеалогических преданиях. Следующий критерий – представления о тайных силах природы или «низшая мифология» горнозаводского населения Урала и Европы и праздничная традиция. Здесь, как показал фактический материал, есть как общие черты, так и целый ряд различий.

Автором сделаны следующие принципиально важные исследовательские выводы: 

  1. Горное дело стало основой для территориального развития Рудных гор, Гарца, Силезии, Тироля, ряда регионов Чехии и Франции и Урала и Алтая. Как показал исторический и фактический материал, горное дело дало импульс развитию городов, народных промыслов, и толчок к освоению рассматриваемых в нашей работе регионов. Благодаря его становлению, в ряде регионов Европы и России активно развивались города, промышленность и росла численность населения. И еще: горное дело породило в данных регионах особый тип культуры, связанный с ним. В Европе, как мы уже сказали он был целиком связан с горным делом, которое определяло особый статус городов, задавало жизненный ритм их жителям и формировало у них особый национальный характер: «…суровая оболочка скрывала глубокую набожность горняков, здоровье и жизнь которых постоянно подвергались опасности. Эта черта у горняков была выражена куда сильнее, чем у представителей любой иной рабочей профессии» [6, c. 181]

    В России, на Урале и Алтае подобный тип культуры определяется как «горнозаводской» полурабочий-полукрестьянский. У горнозаводского населения было два источника дохода – заводская заработная плата и предоставляемые заводом усадебная земля, пашня, выгоны и сенокосы, дрова для отопления и даже само жилье. Общественный и семейный быт горнозаводского населения был близок крестьянским устоям, при условии, что мастеровые и работные люди трудились на заводах или в рудниках.

    Как отмечал А.Ф. Лосев, «тип культуры есть система взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени и места. Эта система образует неделимую целостность в качестве определенной структуры, которая наглядно и чувственно-предметно выражает ее материальную и духовную специфику, являясь основным методом объяснения всех слоев исторического развития – как в их теоретическом противопоставлении, так и в их последовательно-историческом развитии»[1, c.219–220]. В нашем случае мы имеем дело с особым типом культуры горнозаводского населения, который обусловлен схожей спецификой социально-экономического развития рассматриваемых в нашей работе регионов. Поэтому можно провести сравнительный анализ типов культуры, характерных для горнозаводского населения ряда регионов России (Урал, Алтай) и Европы (Германии, Австрия, Польша, Чехия, Франция). В данном случае под типом культуры мы понимаем не только особенности образа жизни, но и типологически схожие особенности духовной культуры.

  2. Сравнительный анализ показал, что в регионах, России и Европы, где горное дело было главной отраслью хозяйства, имеют место типологически схожие генеалогические предания о начале заселения этих регионов и о начале в них горного дела. В генеалогических преданиях горняков Европы и Урала главными являются персонажи, которые в народном сознании становятся культурными героями (теми, кто «добывают или создают для людей различные предметы культуры, учат их… ремеслам, искусствам, вводят определенную социальную организацию,… магические предписания, ритуалы и праздники» [4, С. 25]). В европейской и уральской традиции эту функцию выполняют исторические личности и вымышленные персонажи. Все перечисленные персонажи становятся в народном сознании символами освоения окружающего мира и становления в нем горного дела как главной отрасли хозяйства.

  3. Проведенный анализ показал, что в интересующих нас регионах Восточной и Западной Европы преобладали типы жилища, традиционные для стран, где находятся данные исторические области (Польша, Чехия, Германия, Австрия, Франция). В то время как на Урале и на Алтае преобладал северорусский тип дома. Это связано со спецификой освоения данных регионов, когда на Урал и Алтай приезжали выходцы из других областей России, в том числе, и с северо-запада. Пространство дома воспринималось как «место жизни» не только людей, но и духов дома. Их в разных культурах называли по-своему: кобольт в немецкой традиции, миролюбивый, но весьма вспыльчивый дух, Дух дома (нем. Hausgeist) в австрийской традиции, в польской традиции это «хованец», в Чехии это «скржитек», во Франции – «лютен», в Англии «брауни», в России – «домовой», но у всех была одна общая черта: они охраняли дом и его обитателей от бед и напастей. 

  4. Проведенное исследование показало, что на духовную культуру горнозаводского населения Германии, Австрии, Чехии, Польши, Франции, Урала и Алтая, оказало влияние горное дело, которое было главной отраслью хозяйства в целом ряде регионов этих стран. Наиболее ярко, по нашему мнению, это отразилось на таких составных частях духовной культуры, как низшая мифология и различные праздничные и обрядовые практики. К так называемой низшей мифологии относятся различные сверхъестественные существа, не имеющие божественного статуса. Это могут быть различные духи природы, персонификации календарных праздников, и персонажи народной демонологии. Мы опираемся на труды известного отечественного этнографа С. А. Токарева, который обозначил «культ гор» в качестве одной из ранних форм религиозных верований: »...специфическую форму культ гор принял в тех сравнительно немногих местностях, где население было занято добычей горных ископаемых <...> Доходность этого промысла, но, в то же время, его ненадежность повели <...> к мифологизации горных богатств. Так появились в разных странах различные духи гор» [5, c. 109–110]. 

  5. Горные духи как ключевые образы в низшей мифологии горняков Германии, Польши, Чехии, Австрии, Франции, Урала и Алтая имеют ряд общих черт. Они внезапно появляются перед людьми, дают о себе знать необъяснимыми звуками или посредством непонятного поведения горняцких инструментов. Появление этих персонажей и их связь с различными звуками под землей, были попыткой истолковать эти непонятные человеку природные явления. 

  6. Антропоморфных горных духов можно разделить на «мужские» и «женские». Первые предстают в облике самих горняков, их начальников, воинов, маленьких человечков или людей огромного роста, вторые являются в образе прекрасной девушки или старой женщины. Их размеры и внешний облик связаны, по-видимому, с оптическими иллюзиями, возникающими у человека под землей. В фольклоре горняков Силезии (Польша), Гарца (Германия), ряда регионов Чехии Тироля (Австрия), Эльзаса (Франция) и Урала встречаются «горные духи», появляющиеся перед людьми в образе животных. Все перечисленные персонажи имеют власть над подземными богатствами или указывают на их местонахождение. Некоторые из них ассоциируются с приспособлениями для добычи полезных ископаемых. Однако важным отличием европейской традиции становится наличие у персонажей низшей мифологии особых атрибутов (шахтерская лампа, инструмент-обушок, связка ключей).

    Исследование показало, что важным сходством между низшей мифологией горняков Европы и России является противоречивость «горных духов» по отношению к человеку. Они помогают достойным людям и наказывают дурных. При этом их помощь не бескорыстна: человек должен соблюдать определенные условия, и если он их нарушает – он будет наказан.
     
  7. Как показало наше исследование, праздники, связанные с трудовой деятельностью горнорабочих в европейской традиции связаны с почитанием святых-покровителей горного дела. В то время как на Урале – это «рудничные» праздники календарного цикла, молебны по случаю пуска или юбилея заводов, новых горных выработок, праздники в честь основателей заводов и коронации царей, праздник отправления «железных караванов» (праздник «спишки»). Важное различие европейской и уральской традиции заключается в том, что главной составляющей европейских праздников, связанных с горным делом, являются горняцкие парады, связанные с цеховой организацией горного дела. 

  8. Для территорий, в которых горное дело было главным видом производственной деятельности, связь с «высшими» силами символически воплощало обращение к христианским святым. Особую значимость приобретали святые-покровители горного дела (например, св. Варвара), в честь которых строились храмы в горных городах Европы. Эти храмы становились не только центрами горных городов, но и воплощали своеобразную «вертикаль», соединяя воедино подземный (горный) мир и горний (небесный). Важным элементом в связи с этим становилось убранство храмов, в интерьерах которых наряду с Христом, Богоматерью, святыми появлялись образы горнорабочих, занятых привычно-повседневным трудом. На фресках и витражах изображались сцены трудовой жизни горнорабочих (в храме св. Варвары в чешском городе Кутна Гора, в кафедральном соборе г. Фрейбурга витраж, изображающий горняков, которые добывают руду и доставляют ее на поверхность, на алтаре в храме св. Анны в г. Аннаберге воспроизведены сцены добычи руды и выплавки из нее металла, в храме г. Рожнява на иконе св. Анны показан спуск горняков в шахту, перевозка уже добытых полезных ископаемых и выплавка металла). 

  9. Анализ духовной культуры горняков ряда регионов Европы и России позволяет сказать, что на этих территориях сложился определенный тип культуры. Горное дело здесь определяло распорядок и ритм жизни, формировавший у людей убеждение, что это основа их жизни в этом мире. Связь природного и культурного закреплялась в системе представлений об окружающем мире, в мифологических образах и обрядовых практиках. Единство технологического уклада, технические усовершенствования тесно связывались с характером повседневности – они сами становились ее неотъемлемой частью. «Особый дух», который отличал горняцкие города – это не только иной, нежели в сельскохозяйственных регионах темпоритм или производство, это сформировавшаяся система ценностей, в которых одной из главных становилось приобщение к горному делу как способу жизни.

Подтверждением этому служит сакрализация трудовой деятельности, которая получила свое выражение в создании особых визуальных образов.

Монография состоит  из введения, двух основных глав, которые делятся на подглавы-разделы, и заключения. Во введении  автор раскрывет категорию духовной культуры и представляет методологическую базу исследований и представляет историографию вопроса. Во введении обозначена источниковая база исследования, определены его цели и задачи. Первая глава посвящена становлению и развитию горного дела в ряде регионов России (Урал и Алтай) и нескольких европейских стран (Чехия, Польша, Германия, Австрия, Франция).  Вторая глава целиком посвящена сравнительному анализу духовной культуры горняков. Автор проводит сравнительный анализ традиционного жилища горняков России и Европы и персонажей «низшей мифологии» горнорабочих как важной составляющей духовной культуры. На основе детального сравнительного анализа   обнаруживаются типологически схожие черты и различия персонажей «низшей мифологии» горняков. Сопоставительный анализ праздничной традиции и обрядовых практик позволил выявить общее и особенное в духовной культуре. Отдельное внимание уделено трудовой обрядности. 

В заключении автором определяются направления музеефикации культуры горняков, отмечается, какие шаги в этом направлении актуальны для современной России [3, 2].

Проведенный анализ позволяет не только расширить источниковедческую базу исторических исследований, но и становится основой для более широкого и обобщенного представления о культуре горняков в единстве духовной и материальной составляющих культуры. Впервые на широком историческом материале с привлечением опубликованных в России и за рубежом фольклорных источников раскрываются традиции горняков как особой субкультурной общности через анализ специфики народной религиозности, характер повседневности и праздничных традиций.

References

1. Losev A. F. Filosofiya kul´tury//Losev A. F. Derzanie dukha. - M.: Politizdat, 1988. - C.218-238.

2. Mezhdunarodnaya konventsiya ob okhrane nematerial´nogo kul´turnogo naslediya. URL: http://www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf (data obrashcheniya 20.07.2016).

3. Murzina I.Ya. Regional´noe kul´turno-obrazovatel´noe prostranstvo: struktura, funktsii, sotsiokul´turnyy potentsial: monografiya - M.: Pero, 2014. - 197 s.

4. Meletinskiy E.M. Kul´turnyy geroy / E.M. Meletinskiy.// Mify narodov mira: Entsiklopediya v 2-kh tt. - T. 2. - M.: Rossiyskaya entsiklopediya, 1994. - S. 25-27.

5. Tokarev S.A. O kul´te gor i ego meste v istorii religii//Sovetskaya etnografiya, 1982, № 3, S 107-113.

6. Baks K. Bogatstva zemnykh nedr / Baks K. - M.: Progress, 1986. - 384 s.

Login or Create
* Forgot password?