В статье на основе анализа официального контента государственной национальной политики Российской Федерации (прежде всего – Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и выступлений В.В. Путина) рассматривается проблема роли русского народа в укреплении единства российской нации.
государственная национальная политика Российской Федерации, российская нация, русский народ, единый культурный (цивилизационный) код, этнокультурное многообразие народов России, доминирующая этнокультурная группа, русская культура, русский язык, мультикультурализм.
20 августа 2013 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 гг.)». В паспорте программы к числу ключевых проблем в сфере состояния межэтнических отношений в современной России отнесено «…сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей» [6]. В таком же контексте и в такой же формулировке проблематика русского народа обозначена в Концепции соответствующей ФЦП, утвержденной распоряжением Правительства РФ 22 июля 2013 г. Комментируя и критикуя программу, президент Института национальной стратегии М.В. Ремизов отметил, что проблема называется, но в числе задач и мероприятий в рамках программы она отражения не получила: «такой опции там нет» [7]. И удивляться надо не тому, что нет опции, а тому, что проблема называется и признается.
В рамках формального административно-бюрократического подхода к государственной политике и государственному управлению сама интерпретация проблемы самочувствия русского народа как проблемы государственной национальной политики Российской Федерации возможна только опосредованно. В ФЦП она указывается, а в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. – нет. Сама федеральная целевая программа понимается как механизм реализации государственной национальной политики: «…впервые для решения национальных вопросов был использован так называемый программно-целевой метод» [15]. Поскольку в пакет документов, содержательно и технологически обеспечивающих реализацию государственной национальной политики, ФЦП входит, постольку упомянутая в ней проблема самочувствия русского народа может опосредованно трактоваться как проблема государственной национальной политики России.
1. Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. М.: Вече, 2013. 624 с.
2. Дробижева Л. Российская идентичность и согласие в межэтнических отношениях: опыт 20 лет реформ // Вестник российской нации. 2012. № 4-5.
3. О межнациональных столкновениях // Познер. Online Официальный сайт Владимира Познера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pozneronline.ru/2013/10/5447/.
4. О Совете по межнациональным отношениям. Мои ответы на вопросы Валдайско-го клуба // Политдневник Виталия Третьякова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v-tretyakov.livejournal.com/2012/07/05/.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/17118.
6. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // Сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/4022.
7. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Критика ФЦП «Укрепление единства российской нации», «ИТАР-ТАСС», сентябрь 2013 г. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=nV7y7UqgZdc.
8. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23 января 2012 г.
9. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на XVII Всемирном Русском Народном Соборе // Сайт Всемирного Русского Народного Собора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrns.ru/news/2237/#.UoJ7TiebGZQ.
10. Соборное слово XVII Всемирного Русского Народного Собора // Сайт Всемирно-го Русского Народного Собора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrns.ru/news/2238/#.UoKDoSebGZR.
11. Стенограмма заседания Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями // Вестник Российской нации. 2012. № 6.
12. Стенограмма заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/19243.
13. Стенограмма отчета Владимира Путина в Госдуме // Сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/11/putin-duma.html.
14. Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям 24 августа 2012 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/council/28/news/16292.
15. Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям 22 октября 2013 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/council/28/news/19475.
16. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник российской нации. 2012. № 6.
17. Судьба страны зависит от самочувствия русского народа // Официальный портал Республики Северная Осетия-Алания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rso-.ru/vlast/head/activity/detail.php?ID=12168.
18. Тишков В. Национализм и выборные кампании // Вестник российской нации. 2012. № 2-3.
19. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука. 2013. 649 с.