НОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы новации в государственном управлении на основе зарубежных и отечественных примеров создания системы оценки регулирующего влияния. Установлено, что в органах государственной власти федерального уровня Российской Федерации сохраняется несовершенство организации законопроектной деятельности. Соответствующие недостатки отмечаются в нормативных правовых актах Правительства РФ, являются предметом регулярных обсуждений на Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. Показано, что система оценки регулирующего влияния (ОРВ, англ. «regulatory impact assessment») может помочь преодолеть эти недостатки и существенно дополнить механизмы и процедуры юридической экспертизы. Выявлено, что в ряде зарубежных стран внедрение системы оценки регулирующего влияния позволило существенно повысить контроль качества разрабатываемых нормативных актов, систематизировать и осуществить экспертизу качества подготовки нормативных актов с точки зрения достижения целей их принятия и применения.

Ключевые слова:
система оценки регулирующего влияния, ОРВ (regulatory impact assessment), новации, государственное управление, нормативные правовые акты, государственная власть.
Текст

Необходимость диалога между бизнесом и властью очевидна: частный бизнес и структуры государственной власти являются основными работодателями для населения страны. От того, насколько этот диалог конструктивен, зависит социально-экономическое развитие общества. То, что экономическая политика, реализуемая органами государственной власти и управления, учитывает интересы крупнейших национальных компаний, понятно и логично. Например, в 2012 г. вклад крупного бизнеса (включая госкорпорации) в валовый внутренний продукт (ВВП) России, по данным официальной статистики, составил более 60%. Однако эффективная экономика не может ориентироваться исключительно на крупный бизнес. Например, по данным Еврокомиссии, в 2012 г. только 40% валовой добавленной стоимости ЕС было создано крупными предприятиями. Важно отметить, что подобный баланс вкладов в экономику ЕС крупного бизнеса и предприятий, не являющихся крупными, существует на протяжении десятилетий [3].

Не секрет, что в органах государственной власти федерального уровня Российской Федерации сохраняется несовершенство организации законопроектной деятельности. Так, ответственные органы государственной власти зачастую срывают сроки внесения документов, законопроектная деятельность недостаточно систематична, представляемые законопроекты зачастую плохо подготовлены. Правовая экспертиза, осуществляемая Правовым управлением Госдумы, в части оценки законопроекта на предмет необходимости увеличения расходов из федерального бюджета не всегда достаточна для определения регулирующего воздействия. Финансово-экономическое обоснование, представляемое при внесении законопроектов в Государственную думу, как правило, носит формальный характер. Соответствующие недостатки отмечаются в нормативных правовых актах Правительства РФ, являются предметом регулярных обсуждений на Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. Может ли оценка регулирующего влияния (ОРВ, англ. «regulatory impact assessment») помочь преодолеть эти недостатки, дополняя существующие механизмы и процедуры юридической экспертизы? В ряде зарубежных стран внедрение ОРВ позволило существенно повысить контроль качества разрабатываемых нормативных актов в части систематичности, экспертизу качества подготовки нормативных актов с точки зрения достижения целей их принятия и применения.

Список литературы

1. Архипов В.М., Емельянов А.М. Оценка социальной ставки дисконтирования // Финансы и кредит. 2006. № 17 (221).

2. Вольманн X. Оценивание реформ государственного управления: «Третья волна» // Социологические исследования. 2010. № 10.

3. Дадашева М. Уполномочен защитить // Расчет. 2012. № 7.

4. Детерминанты качества анализа регулирующего воздействия, ОЭСР, 2006.

5. Заключения по ОРВ // Департамент ОРВ Минэкономразвития России, 2010.

6. Мадер Л. Европейский опыт оценки законов - от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства // Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. М., 2007. С. 132-151.

7. Павлов Д.В. Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ (итоги 3-го раунда). http://nisse.ru/work/measures/presentations/ http://nisse.ru/work/projects/monitorings/orv/

8. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. № 94 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

10. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М., 2009.

11. Приказ Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398 «Об утверждении положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия».

12. Руководства и электронные ресурсы по ОРВ // Центр ОРВ ИГМУ ВШЭ (Москва), 2010-2011.

13. Система оценки воздействия актов законодательства: мировой опыт и предпосылки внедрения в Узбекистане. Ташкент, 2008.

14. Цыганков Д.Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации - на пути к «умному» регулированию / коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов. Вып. V. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

15. Цыганков Д.Б. Умное-регулирование.рф / РБК Daily. 2012. 4 июня. С. 3.

16. Цыганков Д.Б. Интеграция оценки в государственное управление Российской Федерации. В кн.: Оценка программ: методология и практика / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О’Салливан, Н.А. Кошелевой. М., 2009. С. 170-192.

17. A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Dublin, 2004.

18. Australian Government 2007. Best Practice Regulation Handbook. Canberra.

19. Harrington, W., Heinzerling, L., Morgenstern, R. Reforming Regulatory Impact Analy-sis. Washington: Johns Hopkins University Press, 2009.

20. Kirkpatrick, Colin: Regulatory Impact Assessment: Towards Better Regulation? (Com-petition, Regulation and Development), 2007.

21. Mandelkern Group on Better Regulation: Final Report. 13 November 2001.

22. OECD. Regulatory Impact Analysis (RIA) Inventory. Note by the Secretariat. Paris, 2004.

23. Staronova, K. Mapping of ex-ante Policy Impact Assessment Experience and Tools in Europe: a resource book for practitioners.

24. Office of Best Practice Regulation. A Guide to Regulation. OBPR, Canberra. Retrieved March 27, 2007.

25. The Impact of Legislation: A Critical Analysis of «Ex Ante» Evaluation / ed. by Jona-than M. Verschuuren. Tilburg, 2009.

26. IOM Evaluation guidelines, 2006.

27. Guide to Regulation: Second Edition. - Office of regulation review, Australia, 1998.

28. Regulatory Analysis. OMB Circular A-4, September, 2003.

29. DC MARKT Guide to evaluating legislation. European commission, Brussels, March, 2008.

30. Delia Rodrigo, Regulatory Impact Analysis in OECD countries: challenges for developing countries, Bangladesh, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?